Религия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, в данном реферате она постоянно будет сравниваться с наукой.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.53 Кб (Скачать)

   Дилемма  знания и веры, науки и религии  вновь утратила в наши дни  свою однозначную очевидность.  И вновь, как это не раз  бывало на изломах истории,  в переплётах судеб, человек  стремится обрести свой путь  к Истине. Но похоже, что на  этом пути вопросов у нас  значительно больше, чем ответов.

   Кризис  природы, общества, личности, перед  лицом которого мы оказались,  несмотря на многочисленные предупреждения  наиболее глубоко мыслящих представителей  человечества, поставил под сомнение  ряд пропагандируемых в нашем  столетии ценностей как внутри  самой науки, так и в иных  воздействующих на ней сферах  общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука ещё не  является панацеей от всех  бед, а её рекомендации нуждаются  в дополнительной этической и  эстетической корректировке. Утрата  природного чувства гармонии  по отношению к миру и к  самому себе грозит человечеству  неминуемой катастрофой. Созданная  и долгое время обожествляемая  им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня, как говорится, “невооружённым глазом”.

   Внезапно  прозревшие, мы начинаем сознавать,  что теоретическая схематизация  и логическое упрощение действительности  крадут у неё красоту. Утратив  некогда живое чувство слаженности,  ритмичности и тайны бытия,  человек лишил его глубинного  смысла и как бы законсервировал  в своём сознании. Сделав насилие  над природой едва ли не  единственным средством достижения  своего материального благополучия, человек и сам всё более  погружается в небытие. Не способный  к взлёту высокой духовности, он утрачивает жизненную перспективу  и теряет будущее. Он живёт  в сожалении о прошлом и  в мечтах о земном рае, но  не понимает и не воспринимает  настоящего. Не пора ли нам  воскресить в себе то природное,  первобытное отношение к природе,  когда мир воспринимался во  всей первозданной чистоте, в  каждом мгновении как мощный, но и ранимый, опасный, но  и спасающий, живой и чувствительный  организм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Религия и наука. Религиозная вера в жизни ученых

  Исторически взаимоотношения религии и науки  складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить  мир, опираясь на интуицию, чувственное  познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие  друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и  способствуют, в полном смысле этого  слова - культурному развитию человечества.

   Традиционная  схема, в которой научное знание  вытесняет предшествующее ему  религиозное, не объясняет, почему  учёные, чей вклад в мировую  науку очевиден, продолжали оставаться  верующими людьми. Протоиерей Александр  Мень приводит длинный перечень  этих имён. И.Кеплер, И.Ньютон, Б.Пастернак  не видели противоречий между  религией и естествознанием. А.Эйнштейн  подчёркивал значение веры для  учёного. М.Планк, Н.Бор, Э.Шрезингер  неоднократно говорили о связи  науки и религии. Интуитивист  А.Бергсон, томист Ж.Маритен, органицист  А.Уайтхед, экзистенциалисты К.Ясперс  и Н.Бердяев считали религию  высшей духовной ценностью. Политики  М.Ганди и М.Л.Кинг также исходили  из религиозных принципов. Верующими  были Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский,  И.П.Павлов, В.И.Вернадский, А.Д.Сахаров... Макс Планк считал, что “... история  всех времён и народов весьма  убедительно свидетельствует о  том, что из непосредственной, незамутнённой веры, которую религия  внушает своим последователям, живущим  деятельной жизнью, исходили самые  сильные стимулы и значительные  творческие достижения, причём в  области социальной не меньше, чем в области искусства и  науки”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Вывод, к которому мы подошли заключается  в следующем. Наука — это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного  человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той  высокой реальности, которую человек  именует как Божество. Наука и  религия — две чаши весов, и  для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо  культурное развитие человечества.

   С  помощью религиозной символики  полученный человечеством опыт  встраивается в глубинные мировоззренческие  пласты, формируя религиозное мировоззрение  в его целостности и всеохватности.  Как и наука, религия может  быть понята как символическая  модель мира, обобщающая и по  определённым принципам упорядочивающая  весь опыт отношения человека  к природе и космосу, к самому  себе и всему человечеству.

   Как  остроумно заметил Н.Бор, “человечество  сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе  — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из  этих точек зрения придерживается  каждый из нас в своём самоопределении  в мире, а важно найти ту  дорогу, которая приведёт нас  к Храму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

  1.   Арсеньев В.Ф. «Звери. Боги. Люди.» - М., 1991.

  2.   Вебер М. «Наука как призвание и профессия.» //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.

  3.   Кимелев Ю.А. «Современная западная философия религии.» - М., 1989.

  4.   Кондорсэ Ж.А. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.» - М., 1936.

  5.   Лосев А.Ф. «Диалектика мифа.» //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.,1990.

  6.   Мень А. «История религии.» Т.1. - М.Слово, 1991.

  7.   Раджабов У.А. «От мифов к современным космологическим концепциям.» //Философские науки. - 1991, № 7.

  8.   Розанов В.В. «Религия. Философия. Культура.» - М.: Республика, 1992.

  9.   «Сумерки богов.» М.Изд-во полит. лит., 1989.

  10.         Тайлор Э.Б. «Первобытная культура.» - М: Изд-во полит. лит., 1989.

  11.         Токарев С.А. «Религии в истории народов мира.» - М.: Изд-во полит. лит., 1986.

  12.         Тэнасе Э. «Культура и религия.» - М., 1989.

  13.         Фрэзер Д. «Золотая ветвь: Исследование магии и религии.» - М., 1986.

  14.         Чайковский Ю.В. «Познавательные модели, плюрализм и выживание.» //Путь. - 1992, № 1.

Информация о работе Религия и культура