Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:32, реферат
Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
Широкое
проникновение греческого влияния
во I I в. до н. э. привело не только к
воздействию греческой религии,
но и приспособлению к ней религиозных
римских воззрений. Одним из важных
последствий греческого влияния
было распространение греческой
философии в римском обществе
и взглядов греческих философов
на религию и богов. Распространяется
представление о загробной
Римский
пантеон никогда не оставался
замкнутым, в его состав принимались
иноземные божества. Считалось, что
прием новых богов усиливает
мощь римлян. В конце III в. до н. э. было
введено почитание Великой
Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым, распространяя иные религиозные воззрения. Римский сенат принимал меры против распространения восточных оргиастических культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.
Для того, чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей – жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Наряду со жрецами выделялись коллегии авгуров, они занимались гаданиями, понтификов, которые были хранителями точных знаний – мер, весов, счисления времени, и фециалов – эти хранили международные законы и договоры. 6
С раннего
времени различные празднества
и представления играли важную роль
в общественной жизни Рима. На первых
порах общественные представления
были вместе с тем и религиозными
церемониями, они были непременной
частью религиозных праздников. Самым
ранним римским гражданским праздником
был праздник Римских игр. В течение
нескольких столетий это был единственный
гражданский праздник римлян. С III в.
до н.э. учреждаются новые
Число представлений,
как частных, так и публичных,
в Риме и других городах и их
продолжительность постоянно
1.4 Развитие религии во время гражданских войн
После трех пунических войн. Одержав победу над Карфагеном в 146 году, Древний Рим становится крупнейшим средиземноморской державой. К середине 2 в. оформились два антагонистических класса – рабы и рабовладельцы, вражда между которыми вылилась в крупные восстания рабов. Усиление их связывалось с ростом крупных землевладении, разорением крестьян вызвало революционные движения сельского плебса и первые вспышки гражданских войн. Они продолжались до победы Октавиана над Марком Антонием и создание империи.7
В государстве эпохи гражданских войн насилие, злоупотребление, где личность человека не могла чувствовать себя защищенной, широко распространились восточные культы, причем не только среди низов. Популярны были халдейская астрономия и спиритизм.
Расширялись владения Рима. Появлялись все новые храмы и святилища. Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя чужими, они стали римскими. Для объединения римских богов в Рим решили доставить Мать богов, в качестве которой с Малой Азии почитали Кибелу. Вместе с ней в Рим оказался ее возлюбленный умирающий и воскресающий бог растительности Аттис.
Жрецы совершали кровавый обряд, рядом с храмом целомудрия Весты. Понтифики – высший сан жрецов осуществляли контроль над священным очагом Рима, горевшим в храме Весты, и над ее жрицами – весталками.
Греческие олимпийские боги были окончательно приняты. Греческая философия также влияет на Рим: приобрели значение три философские школы. Обе догматические школы Эпикура и Зенона и скептическая школа Аркесилая и Корнеада. Эпикурейцы, стоики и новейшая академия. Последняя исходила из положения о невозможности положительного знания. Это подрывало сущность религии. Чужеземные философы губили религию как веру.
Стоики принципиально стояли за народную веру с ее богами и оракулами, потому что видели в религии инстинктивное познание, с которым наука должна считаться и которому она должна подчиняться. Стоики принимали судьбу, подчиняли телесную сферу духовной. Эпикурейцы же говорили о скоротечности жизни, и смысл жизни видели в получении умеренного удовольствия.
В тесном родстве с этой новой государственной философией стояла новая государственная религия. Главная отличительная черта ее заключается в том, что она сознательно из внешних собраний целесообразности сохраняет заведомо иррационально догматы веры. Возникла новая церковь, с одной стороны, и неверующие прихожане с другой.
Римская олигархия пользовалась этим, при помощи благочестия им можно было сделать недействительным любое народное постановление. Чем откровение религия, тем решительнее политические партии, рассматривающие религию как ареновские бои.
Римляне разуверились не только в свои старые религии, но и в самих себя.
1.5 Религия империи (1-2 вв. н.э.)
1 век – это период постепенной
рационализации и обмирщения
римского общества. Верно, что
религиозный скептицизм
Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.
Следствием
перемен, обусловивших создание империи,
был культ носители политической
власти – императора, великого понтифика,
который все заботы берет на себя.
В возникновении такого культа немалую
роль сыграло и то, что Римская
империя являлась преемницей восточных
и восточно-эллинских монархий. В
Риме была идея «доброго царя». Таким
царем стал считаться Октавиан Август,
официально объявившего себя по окончанию
гражданской воины и
В конце
концов, Августа стали почитать в
каждом доме, как отца отечества, как
семейного очага. К восстановленным
древнеримским жреческим
Распространены мистические секты. В основном восточного происхождения. Культ Кибелы – великой матери богов был разрешен при императоре Клавдии. Египетской богине Исиде был выстроен храм на Марсовом поле. К концу 2 в н.э. начал распространяться и культ иранского бога Митры, олицетворяющего свет и добро.
Упомянем культ каппадокийской богини Маа, которую в Риме почитали под именем Беллоны. Жрецы ее, бегая в исступлении по храму, наносили друг другу раны, поэтому римляне прозвали их «фанатиками» - «неистовые».
Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология.
Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости.
Отделяясь от других граждан империи, первые христиане сразу же навлекли на себя обвинения, репрессии, подозрения, насмешки. Особенно опасными для государства считались их богослужения, совершавшиеся в мрачных катакомбах. В 313 году император Константин принимает христианство сам и делает его официальной религией государства.
Так, римская религия начинает со своих добрых и злых духов. Существование официальных культов основных трех божеств, не помешало с зарождения религии существованию культов домашних земных божеств. После всех пережитых войн римляне отказались от своих первоначальных божеств, принимая восточных и греческих богов, а вместе с последними божествами и философию. И, в конце концов, приходят к единобожию.
Заключение
Вклад римлян в общеевропейское наследие хорошо известен. Впервые в истории римляне заложили юридический фундамент для единения народов. Понятие «римский гражданин» уравнивало людей любой страны, нации, религии.
В религии древних римлян нет таких поэтических мифов, как в Древней Греции. Говоря о божественном, латиняне был осторожнее и скуп на слова. Исконный латинский культ не имел изображений. Римлян долгое время не имел антропоморфного облика богов. Мистики в религии древних римлян мало. В древности у римлян именно дом, а не храм был основным местом для почитания богов. Глава семьи долгое время был единственным жрецом. Римлян был привязан к земным богам, и его отличала меньшая степень страха перед природой.
Римская религия, в противоположность греческой, не только содействовала развитию художественной и философской деятельности, но и подавляла их. Боги не нуждались в изображении, это говорит о том, что у них отсутствует творческая фантазия, впоследствии это стало причиной не развития философии и поэзии. Но зато она была доступна и понятна любому римскому гражданину, и она тверже держалась благодаря своей простоте и наивности. Когда творческие греки утратили веру, разрушая ее развитием науки, искусства и философии.
Таким образом, их религия римлян смогла стать объединяющим фактором общества, она была не столь легкомысленная, нежели греческая, она была более приземленная.
Список использованной литературы