Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 09:03, реферат
Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с религией.
Введение 3
Религия и ее функции 4
Место искусства в современном мире 5
Взаимоотношение религии и искусства. Литературно- религиозные памятники. 6
Искусство древней иконописи. 7
Ислам и искусство. 9
Основные понятия 11
Заключение 14
Список литературы
Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Гармония — комплекс понятий музыкальной теории. Гармоничной называется (в том числе и в бытовой речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие).
Генезис— происхождение, возникновение, (за)рождение.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Герменевтика — 1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2)направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Ди́скурс или диску́рс— речь, процесс языковой деятельности.
В культурологии понятие символов и знаков используется в смысле служебной роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей.
Золотое сечение — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Идеал (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления.
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Инновация Культурная- механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры.
Искусство— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Ислам— монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «смирение». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорность Богу»).
Канон— неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
Катарсис— возвышение, очищение, оздоровление.
Китч — халтурить, создавать низкопробные произведения;— термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.
Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение, которое отрицает ценности традиционной культуры.
Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе.
Магия (волшебство) — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.
Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.
Маргинальность - социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими-либо социальными группами.
Ментальность — это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида.
Метаязык — „сверх“язык; язык, предназначенный для описания языка.
Ми́месис, или мимезис, (подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
Миф— сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире.
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Ноосфера— сера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Прогресс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Ценности — это то, что особенно важно для нас, то, что определяет критерии выбора, при принятии самых разных решений.
Экзотерический—внешний (книжн.) общедоступный, предназначенный и для непосвященных.
Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
Этос - стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархию ценностей.
Язык
— знаковая система, соотносящая понятийное
содержание и типовое звучание (написание).
Заключение
В процессе исторического развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В этом историческом процессе те или иные религии «выбирают» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Искусство, как эмоционально-образное утверждение религиозных идей, занимает определенное место в структуре тех или иных религий. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определена, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует.
Этот
исторический процесс взаимодействия
искусства и религии привел к
тому, что мировые религии включили
в свою структуру почти все искусства,
как традиционные, так и современные.
Список
литературы
Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). М., 1982.
Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М.: Высшая школа, 1977, с. 141.
Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. М., 1962; Эстетическое сознание искусство и религия. М., 1969; Искусство и мировые религии. М., 1977.
Тэн И. Философия искусства. – М., 1996. – С. 30.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Религиозное искусство в контексте мировых религий