Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:37, реферат
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
Знакомство с мировой культурой неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
Введение.........................................................................................3
Глава 1. Развитие представлений о культуре.............................5
Глава 2. Сущность, строение и функции культуры...................13
Заключение....................................................................................17
Библиография................................................................................19
Таким образом, мы увидели, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.
Приступая к изучению культурологии, необходимо знать имена и труды всемирно известных авторов. Без этого нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, это многообразие частично отражено в лекции. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.
В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.
Глава 2. Сущность, строение и функции культуры.
Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.
Под культурой понимается
система исторически
По определению Г. В. Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, т. е. понятие «культура» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.
Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, т. е. культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта, культура генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.
Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, т. е. происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.
В связи с этим культура
предстает универсальным
Можно выделить следующие функции культуры:
1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.
2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.
3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.
4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).
5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.
6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.
7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.
8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.
Культура реализуется в трех основных элементах:
1)опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;
2) субъектах – носителях и творцах культуры;
3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.
Российский культуролог Л. Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:
1)субстанциональный, включающий в себя всю сумму смыслов и значений, которые определяют содержание норм, ценностей, образов поведения в культуре;
2)функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.
В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный.
Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.
На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.
Каждый взрослый человек
включен одновременно в профессиональную
деятельность и в обыденную жизнь,
он является носителем и той, и
другой культуры, и можно проследить
взаимосвязь между этими
Таким образом, изложенный выше
материал показывает, что культура
представляет собой систему, т. е. структурно
функциональную целостность, где каждый
элемент системы соотносится
с ней структурно и функционально.
Деформация одного из элементов может
привести к рассогласованности и
разбалансировке системы в
Заключение
Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы , найти возможности ее дальнейшей активизации.
Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации , можно обнаружить новые неистощимые импульсы , способные оказать воздействие на исторический процесс , обращать его во благо людям. Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и философии к культуре как к фактору социального развития . Ведь именно духовные черты , социокультурные признаки конкретного общества , региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны , каждого конкретного народа .
Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям , стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным , зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда , вообще говоря , возникают традиции , не имеющие авторства , почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций , каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества , каковы его место и роль в этом процессе .
В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами . Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии , как сложной и многоплановой науки .
Библиография
1. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
2. А. Л. Радугин. Культурология.
3. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.
4. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.Философия
неравенства. – М., 1990.