Развитие культурологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
Знакомство с мировой культурой неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.

Оглавление

Введение.........................................................................................3
Глава 1. Развитие представлений о культуре.............................5
Глава 2. Сущность, строение и функции культуры...................13
Заключение....................................................................................17
Библиография................................................................................19

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

Таким образом, мы увидели, что  наука о культуре как целостном  общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции  ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному  росту человека. История культурологической мысли является методологическим и  теоретическим основанием исторической культурологии.

Приступая к изучению культурологии, необходимо знать имена и труды всемирно известных авторов. Без этого нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, это многообразие частично отражено в лекции. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

В этих теориях не все  было достоверно и обосновано, в  них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно  переплетена с субъективным восприятием  и отношением к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность, строение и функции культуры.

Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.

Под культурой понимается система исторически развивающихся  надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В. С. Степин).

По определению Г. В. Ф. Гегеля, «культура – это созданная  человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, т. е. понятие «культура» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.

Культура обеспечивает общение  и регуляцию поведения людей  в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством  ее осуществляется передача социального  опыта от одного поколения людей  к другому, т. е. культуру можно рассматривать  как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в  разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного  мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения  и пр. Кроме хранения социального  опыта, культура генерирует новые программы  деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения  в жизни общества.

Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом  и отдельным человеком, т. е. происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.

 

В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и  человечества в целом, а также  продуктом их творчества. Поэтому  в культуре происходит непрерывное  взаимодействие двух взаимоисключающих  и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее  сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых  культурных форм).

Можно выделить следующие функции культуры:

1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.

2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.

3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.

4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).

5.  Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.

6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.

7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.

8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.

Культура реализуется  в трех основных элементах:

1)опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;

2) субъектах – носителях и творцах культуры;

3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.

Российский культуролог  Л. Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:

1)субстанциональный, включающий в себя всю сумму смыслов и значений, которые определяют содержание норм, ценностей, образов поведения в культуре;

2)функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.

В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой  в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень  подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном  уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между  кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством  образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.

Каждый взрослый человек  включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную жизнь, он является носителем и той, и  другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами  на уровне личности.

Таким образом, изложенный выше материал показывает, что культура представляет собой систему, т. е. структурно функциональную целостность, где каждый элемент системы соотносится  с ней структурно и функционально. Деформация одного из элементов может  привести к рассогласованности и  разбалансировке системы в целом. В этом случае фиксируется ситуация культурного конфликта. Системное  понимание культуры крайне важно  современному человеку.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает  окружающую  среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает  как  фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений  в обществе. Вот почему сегодня растет  стремление  выявить  потенциал  культуры, ее внутренние  резервы , найти  возможности ее  дальнейшей   активизации.

 Рассматривая культуру  как  средство  человеческой  самореализации , можно обнаружить новые неистощимые  импульсы , способные  оказать  воздействие  на исторический процесс , обращать его во благо людям. Это объясняет  появление  обостренного  интереса  современной  науки  и философии к культуре как  к  фактору  социального  развития . Ведь  именно духовные черты , социокультурные признаки  конкретного  общества , региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую  динамику. Не  случайно  многие  ученые  связывают  судьбу  мира  с  постижением   всей современной культуры каждой страны , каждого конкретного народа .

 Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу  эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто  чуждое  его собственным устремлениям , стихийным  субъективным  порывам. Возникает разрыв между самочувствием  реального  индивида  и  объективным , зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек  пытается  понять, откуда , вообще говоря , возникают традиции , не имеющие авторства ,  почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций ,  каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества , каковы  его место и роль в этом процессе .

В современную  эпоху  наметились  важные  тенденции  к  взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически  закрытыми  ареалами . Но культурологам еще  многое  предстоит  обсудить  в  познании  исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии , как сложной и многоплановой науки .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.

2. А. Л. Радугин. Культурология.

3. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.

4. Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).

5. Сорокин   П.А.   Человек.   Цивилизация.   Общество.Философия

      неравенства.     – М., 1990.

 

 


Информация о работе Развитие культурологического знания