align="justify">     
  
Своеобразием отмечены также 
архитектура и другие искусства 
Киевской Руси. Несомненно, София 
Киевская немыслима без Софии 
Константинопольской, но она определенно 
говорит и о различии двух культур. Константинопольская 
София имеет форму базилики с одним громадным 
куполом. Киевская София имеет форму крестово-купольного 
храма с малыми куполами вокруг центрального 
купола, и это многокупольное завершение 
характерно для древнерусского стиля. 
К оригинальным чертам Киевской Софии 
следует отнести также открытые аркады-галереи, 
широкое применение, наряду с мозаикой, 
фрески в росписи храма, наличие светской 
тематики в фресковой живописи.
        
      
В XI-XII вв. стольный град Руси поддерживал 
весьма широкие отношения и с восточными 
соседями, и со странами Центральной и 
Западной Европы. В то время Древнерусское 
государство занимало важное место в политической 
жизни всего континента, о чем, в частности, 
свидетельствуют разветвленные династические 
браки великих киевских князей. Достаточно 
вспомнить, что Анна, дочь Ярослава Мудрого, 
стала королевой Франции и принимала участие 
в управлении страной. Сохранилось письмо 
папы Николая II, написанное им Анне в 1059 
г., в котором он хвалит ее добродетель, 
ум и советует воспитывать сыновей в чистых 
нравах, поддерживать короля в его заботах 
о государстве.
        
Значительным весом Древнерусского 
государства в европейских делах 
обусловлено и то, что западные 
послы, купцы, воины были в 
то время нередкими гостями Киева. Их поражали 
размеры столицы Руси, великолепие ее 
дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения 
о Киеве находили обобщенное отражение 
в западных хрониках и космографиях. Так, 
Адам Бременский, известный географ XI 
в., назвал Киев «соперником Константинополя 
и лучшим украшением греческого мира». 
О Руси и ее столице находим частые упоминания 
в эпическом творчестве народов Западной 
Европы — скандинавских сагах, немецких 
героических поэмах, французских рыцарских 
романах. Любопытно отметить, что в эти 
произведения приходили отзвуки и образы 
эпического творчества Руси, в частности 
образы князя Владимира и Ильи Муромца, 
который в немецких и скандинавских эпических 
поэмах XI- XIII вв. выступает под именем Ильи 
Русского. Монголо-татарское нашествие 
прервало связи древнерусского государства 
с западными странами, они были восстановлены 
уже Московской Русью, хотя и не прерывались 
у Новгорода.
        
Определенное своеобразие имеет 
и русская литература, возникшая 
еще в Х в. Официальное принятие 
христианства древнерусским государством 
потребовало не только множества переводных 
богослужебных и просветительских книг, 
но и составления, собственных, русских 
сочинений. Из памятников гражданской 
литературы до нас дошло так называемое 
«Поучение Владимира Мономаха», обращенное 
к детям князя. Литературный прием обращения 
отца к детям был широко распространен 
в средневековой литературе, нет ни одной 
страны на Западе и на Востоке, где бы не 
было такого рода произведения. Разные 
по содержанию и окраске, они имели одну 
цель — дать наставления детям. Таков 
труд византийского императора Константина 
Багрянородного «Об управлении империей». 
«Наставления» французского короля Людовика 
Святого, поучение англосаксонского короля 
Альфреда и др. Но «Поучение» Владимира 
Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью 
и высокой художественностью. Исходя из 
собственного опыта, Мономах четко формулирует 
основные жизненные принципы. Он не ограничивается 
простым призывом сыновей к единству и 
прекращению усобиц, а обращает внимание 
и на образ самого князя, который в его 
представлении должен быть мужественным 
и смелым, деятельным и неутомимым правителем 
Русской земли. Князь должен проявлять 
заботу о смерде, челяди, «вдовицах», не 
давать сильным погубить человека. Дав 
крестное целование, нужно блюсти его, 
чтобы «не погубить души своей». Нужно 
заботиться о хозяйстве, рано вставать, 
поздно ложиться, не лениться, быть всегда 
готовым к походу. Князь должен думать 
о распространении славы Русской земли, 
чтить «гостя, откуда бы он к вам ни пришел, 
простолюдин ли, или знатный, или посол… 
ибо они по пути прославят… по всем землям…» 
Существенно то, что Мономах стремится 
убедить детей своим собственным примером. 
В «Поучении» отразилось глубокая тревога 
за дальнейшую судьбу родины, стремление 
предупредить потомков, дать им советы, 
чтобы предотвратить политический распад 
Древнерусского государства.
        
Известны также сочинения церковного 
характера: жития русских святых 
Бориса и Глеба, Ольги, Владимира 
и др., поучения Феодосия Печерского 
и Луки Жидяты и, наконец, «Слово 
о законе и благодати» первого русского 
митрополита Иллариона. Последнее произведение 
имеет исключительное значение, по своей 
теме оно обращено к будущему Руси, а по 
совершенству формы и в самом деле как 
бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова» 
— тема равноправности народов, резко 
противостоящая средневековым теориям 
богоизбранничества лишь одного народа, 
теория вселенской империи, или вселенской 
церкви. Илларион указывает, что Евангелием 
и крещением бог «все народы спас», прославляет 
русский народ среди народов всего мира 
и резко полемизирует с учением об исключительном 
праве на «богоизбранничество» только 
одного народа. Все «Слово» Иллариона, 
от начала до конца, представляет собой 
стройное и органическое развитие единой 
патриотической мысли. И замечательно, 
что эта патриотическая мысль Иллариона 
отнюдь не отличается национальной ограниченностью, 
ведь Илларион все время подчеркивает, 
что русский народ только часть человечества. 
Соединение богословской мысли и политической 
идеи создает жанровое своеобразие «Слова» 
Иллариона, в своем роде это единственное 
произведение.
         
Фундаментальная идея о необходимости 
прекращения своевольства и усобиц, 
о единении князей для защиты 
Русской земли пронизывает изумительный 
памятник древнерусской литературы 
— «Слово о полку Игореве». Строгий анализ 
образов этой поэмы показывает, что они 
порождены синкретическим мироощущением, 
сочетанием разнородных элементов: «Слово 
о полку Игореве» отражает «впечатывание» 
христианского мировоззрения в плоть 
традиционной славянской культуры. Отвечая 
на вопрос о том, что преобладало в образовавшемся 
при таком сплаве типе культуры, приходится 
признать следующее. Христианство присутствует 
в «Слове» наподобие верхнего покрова, 
только припорошившего древний и многовековой 
пласт культуры; основным корневым стержнем, 
породившим и питавшим «Слово», во многом 
оставалась самобытная мифологическая 
культура восточных славян. К этому следует 
сделать незначительное, но необходимое 
дополнение. Отразившееся в «Слове» язычество 
было уже «перезревшим» язычеством, преобразованным 
и значительно переосмысленным по сравнению 
с состоянием догосударственной поры. 
Выявленные же в памятнике черты христианства 
принадлежат христианству неортодоксального 
типа, христианству веротерпимому, приземленному 
и оптимистическому. То было избранное 
русскими князьями новозаветное христианство, 
а не христианство, ужесточенное монашеским 
аскетизмом и пастырскими поучениями. 
          
Первый вариант относительно 
легко ложился в душу славянина-общинника 
и находил определенное созвучие 
в мирском устроении бытия, второй — пригнетал 
душу абсолютом карающего начала и пронизывал 
бытие страхом наказания за неминуемо 
совершаемые грехи,  т. е. чаще всего за 
удовлетворение естественных потребностей 
вчерашнего славянина-язычника. Отсюда 
в русской культуре — устной и письменной 
— пойдут рука об руку два эти взаимоотталкивающихся 
и борющихся друг с другом начала. Из этих 
столкновений волевых противоречий как 
бы высекаются образцы высокого духовного 
подвига и неизмеримой глубины страдания 
человеческого, насыщая культуру русского 
народа богатой духовностью и сокровенным 
духовным опытом, именуемым святостью. 
     Летопись
     Среди 
письменных памятников древнерусской 
культуры первое место принадлежит 
летописи. Русское летописание возникает 
в XI в. и продолжается до XVII в. В разное 
время своего существования оно имело 
разный характер и разное значение. Достигнув 
значительного развития в XI-XII вв., летописание 
затем в результате монголо-татарского 
нашествия приходит в упадок. Во многих 
старых летописных центрах оно прекращается, 
в других сохраняется, но носит узкий, 
местный характер. Возрождение летописного 
дела начинается только после Куликовской 
битвы. Летописи — это не просто перечисление 
исторических фактов, в них воплотился 
широкий круг представлений и понятий 
средневекового общества. Летописи являются 
памятниками и общественной мысли, и литературы, 
и даже зачатков научных знаний. Они представляют 
собой как бы синтетический памятник русской 
средневековой культуры. Можно без преувеличения 
сказать, что у нас нет более ценных и интересных 
памятников прошлой культуры, чем наши 
летописи — от знаменитой «Повести временных 
лет» киевского монаха Нестора до последних 
летописных сводов XVII в.
            
При всем различии политических 
тенденций и стиля изложения 
во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется 
их общерусский характер. Где бы ни составлялась 
летопись, какие бы местные политические 
интересы она ни защищала, в ней все равно 
красной нитью проходит тема общности 
Русской земли, ее борьбы против иноземных 
завоевателей, понимаемой летописцем 
как борьба в защиту православия и христианства. 
Интересно, что война Москвы против Новгорода 
была облечена также в религиозную форму 
борьбы против отступничества Новгорода 
от христианства, для чего был использован 
факт связей боярской аристократии Новгорода 
с Литвой и католической церковью. Патриотизм 
в его своеобразной религиозной окраске, 
типичной для средневековья, является 
ярко выраженной чертой русского летописания.
           
Ведущим направлением общественно-политической 
мысли XIV- XV вв., отразившейся в летописях 
и других литературных произведениях, 
была выраженная в религиозной форме идея 
общерусского единства и сильной княжеской 
власти в союзе с церковью. Это была феодальная 
идеология по своему классово-политическому 
содержанию, выражавшая прогрессивное 
в то время движение к созданию единой 
феодальной монархии. С наибольшей силой 
эта идеология развивалась в произведениях 
московской общественно-политической 
мысли. После образования единого Российского 
государства в центре общественно-политической 
мысли стояли прежде всего вопросы самодержавной 
власти, места и значения церкви в государстве, 
его международного положения. В начале 
XVI в. оформилась тесно связанная с версией 
о происхождении московских великих князей 
от римских императоров идея о «Москве 
— третьем Риме». И наконец, в XVII в. возник 
«Новый летописец», главная идея которого 
— обоснование законности избрания на 
русский престол династии Романовых. 
     Религия
          
Религиозное мировоззрение было 
господствующим в средние века, однако 
господство христианства в средневековой 
Руси было далеко не всеобъемлющим. В народных 
массах устойчиво сохранялись пережитки 
языческих верований, что сказывалось 
в разных праздниках и обрядах и против 
чего упорную, но довольно безуспешную 
борьбу вела церковь. В народных обычаях 
и обрядах было много проявлений невежества, 
суеверий, вроде колдовства, волхвования 
и пр., но в устойчивости этих явлений вместе 
с тем сказывалось и стихийное сопротивление 
христианской церкви с ее установлениями, 
освящавшими отношения господства и подчинения. 
Народные массы были той средой, которая, 
в конечном счёте, питала многообразные 
проявления антицерковной идеологии в 
русской культуре XIV-XVI вв. Одним из важнейших 
и интереснейших явлений антицерковной 
идеологии были ереси. 
           
Представляет интерес ересь так 
называемых стригольников, возникшая 
в Новгороде (середина XIV в.). Они 
сосредоточивали все свое внимание 
на внутреннем, духовном состоянии 
человека. Стригольники считали, 
что религия во всей ее полноте 
доступна восприятию каждого человека, 
— а не только особой касте церковников, 
что религиозное миропонимание должно 
быть основано на разуме человека, а не 
на вере в необъяснимые чудеса и таинства. 
В этом заключался важный сдвиг средневекового 
мышления в сторону рационализма, в сторону 
освобождения человеческого духа от беспомощного 
преклонения перед таинственной силой 
«высшего божества», в конечном счете 
учение стригольников подрывало основы 
религии, хотя сами они оставались еще 
в целом в рамках религиозного мировоззрения. 
О распространении рационалистического 
мышления на Руси свидетельствует и сочинение 
тверского купца Афанасия Никитина. Он 
не был еретиком, но в его «Хождении за 
три моря» высказаны мысли, противоречащие 
официальной религиозной догме и рационалистические 
в своей основе. Прежде всего — это мысль 
о равноправии языков и вер. Интересно 
и то, что в сочинении Никитина нет упоминания 
Троицы, ему ближе понятие единого бога 
(как и стригольникам). Рационалистические 
идеи, несогласие с церковью и ее догматами 
были проявлением развития прогрессивной 
общественной и философской мысли.
              
В начале XVI в. в Москве собрался 
церковный собор для суда над 
еретиками, которые с согласия 
великого князя были приговорены 
к смертной казни. В Москве 
и Новгороде еретиков сожгли на кострах; 
так русская церковь, не отставая от католических 
инквизиторов, жестоко расправлялась 
со своими противниками. Не только в католических 
странах Запада, но и в России в средние 
века пылали зажженные церковниками костры, 
на которых гибли смелые мыслители, провозвестники 
будущей победы науки над религией, гуманизма 
над аскетизмом.
          
Для средневековой русской религиозной 
культуры типичным было мистико-символическое 
объяснение явлений природы. Например, 
солнечное затмение 1366 г. объяснено 
в летописи божьим гневом за то, что египетский 
султан преследовал христиан, «и сего 
не терпя, солнце лучи свои искры». Но наряду 
с этим в летописи заметны признаки зарождающегося 
свободного наблюдения над природой, не 
связываемого религиозно-мистической 
символикой. Так, в записи 1419 г. при описании 
сильной бури с грозой сказано, что гром 
является результатом «столкновения облаков». 
Интерес к строению Земли и вселенной 
привел к появлению особых сочинений. 
В одном рукописном сборнике Кирилле-Белозерского 
монастыря (1424) содержатся статьи: «О широте 
и долготе Земли», «О стадиях и поприщах», 
«О земном сустроении», «О расстоянии 
между небом и Землей», «Лунное течение» 
и т. п. Исследователь истории русской 
науки Т. И. Райнов отмечает, что все эти 
статьи «отличаются совершенно трезвым 
натуралистическим характером». В них 
содержатся цифровые данные о некоторых 
астрономических объектах. Устройство 
вселенной понималось как геоцентрическое 
и уподоблялось яйцу: Земля — это желток, 
воздух — белок, небо — скорлупа. Небо 
всюду отстоит от Земли на равном расстоянии 
и вращается над Землей, причем Луна и 
планеты помещаются на особых вращающихся 
поясах. Объясняется, почему Солнце выглядит 
небольшим — вследствие расстояния, при 
котором человеческое зрение («зрак») 
видит все в уменьшенном виде. И хотя эти 
представления наивны, существенна сама 
попытка натуралистически-конкретного 
объяснения вселенной на основе практических 
наблюдений.
             
Образование Российского государства 
способствовало дальнейшему накоплению 
знаний о природе и формированию 
рационалистического мировоззрения. Начавшееся 
ослабление позиций церкви, развитие ремесленного 
производства и торговли, рост связей 
с зарубежными странами также сыграли 
роль в развитии научных знаний в XVII в. 
Конечно, и в это время продолжала распространяться 
старая литература о природе с ее богословско-мистическим 
истолкованием различных явлений. Но наряду 
с этим появляется интерес к научной литературе 
западноевропейского Возрождения с ее 
рационалистическим подходом к явлениям 
природы. Именно в это время в России появляются 
переводы целого ряда произведений, оказавших 
существенное влияние на формирование 
и распространение научных взглядов в 
области астрономии, математики, химии, 
географии, биологии и пр. Сами условия 
жизни Российского государства XVII в. требовали 
перехода к более конкретному и реалистичному 
изучению природы, отказа от богословско-символического 
и мистического ее истолкования. При этом 
развивалась чисто практическая сторона 
научных знаний, в то время как ее теоретическая 
сторона оставалась в совершенно неразвитом 
состоянии, что в значительной мере объясняется 
позицией церкви, враждебной научному 
знанию. И тем не менее развитие рационалистического 
мышления подтачивало устои русской религиозной 
культуры, способствовало ее обмирщению.