align="justify">
Своеобразием отмечены также
архитектура и другие искусства
Киевской Руси. Несомненно, София
Киевская немыслима без Софии
Константинопольской, но она определенно
говорит и о различии двух культур. Константинопольская
София имеет форму базилики с одним громадным
куполом. Киевская София имеет форму крестово-купольного
храма с малыми куполами вокруг центрального
купола, и это многокупольное завершение
характерно для древнерусского стиля.
К оригинальным чертам Киевской Софии
следует отнести также открытые аркады-галереи,
широкое применение, наряду с мозаикой,
фрески в росписи храма, наличие светской
тематики в фресковой живописи.
В XI-XII вв. стольный град Руси поддерживал
весьма широкие отношения и с восточными
соседями, и со странами Центральной и
Западной Европы. В то время Древнерусское
государство занимало важное место в политической
жизни всего континента, о чем, в частности,
свидетельствуют разветвленные династические
браки великих киевских князей. Достаточно
вспомнить, что Анна, дочь Ярослава Мудрого,
стала королевой Франции и принимала участие
в управлении страной. Сохранилось письмо
папы Николая II, написанное им Анне в 1059
г., в котором он хвалит ее добродетель,
ум и советует воспитывать сыновей в чистых
нравах, поддерживать короля в его заботах
о государстве.
Значительным весом Древнерусского
государства в европейских делах
обусловлено и то, что западные
послы, купцы, воины были в
то время нередкими гостями Киева. Их поражали
размеры столицы Руси, великолепие ее
дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения
о Киеве находили обобщенное отражение
в западных хрониках и космографиях. Так,
Адам Бременский, известный географ XI
в., назвал Киев «соперником Константинополя
и лучшим украшением греческого мира».
О Руси и ее столице находим частые упоминания
в эпическом творчестве народов Западной
Европы — скандинавских сагах, немецких
героических поэмах, французских рыцарских
романах. Любопытно отметить, что в эти
произведения приходили отзвуки и образы
эпического творчества Руси, в частности
образы князя Владимира и Ильи Муромца,
который в немецких и скандинавских эпических
поэмах XI- XIII вв. выступает под именем Ильи
Русского. Монголо-татарское нашествие
прервало связи древнерусского государства
с западными странами, они были восстановлены
уже Московской Русью, хотя и не прерывались
у Новгорода.
Определенное своеобразие имеет
и русская литература, возникшая
еще в Х в. Официальное принятие
христианства древнерусским государством
потребовало не только множества переводных
богослужебных и просветительских книг,
но и составления, собственных, русских
сочинений. Из памятников гражданской
литературы до нас дошло так называемое
«Поучение Владимира Мономаха», обращенное
к детям князя. Литературный прием обращения
отца к детям был широко распространен
в средневековой литературе, нет ни одной
страны на Западе и на Востоке, где бы не
было такого рода произведения. Разные
по содержанию и окраске, они имели одну
цель — дать наставления детям. Таков
труд византийского императора Константина
Багрянородного «Об управлении империей».
«Наставления» французского короля Людовика
Святого, поучение англосаксонского короля
Альфреда и др. Но «Поучение» Владимира
Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью
и высокой художественностью. Исходя из
собственного опыта, Мономах четко формулирует
основные жизненные принципы. Он не ограничивается
простым призывом сыновей к единству и
прекращению усобиц, а обращает внимание
и на образ самого князя, который в его
представлении должен быть мужественным
и смелым, деятельным и неутомимым правителем
Русской земли. Князь должен проявлять
заботу о смерде, челяди, «вдовицах», не
давать сильным погубить человека. Дав
крестное целование, нужно блюсти его,
чтобы «не погубить души своей». Нужно
заботиться о хозяйстве, рано вставать,
поздно ложиться, не лениться, быть всегда
готовым к походу. Князь должен думать
о распространении славы Русской земли,
чтить «гостя, откуда бы он к вам ни пришел,
простолюдин ли, или знатный, или посол…
ибо они по пути прославят… по всем землям…»
Существенно то, что Мономах стремится
убедить детей своим собственным примером.
В «Поучении» отразилось глубокая тревога
за дальнейшую судьбу родины, стремление
предупредить потомков, дать им советы,
чтобы предотвратить политический распад
Древнерусского государства.
Известны также сочинения церковного
характера: жития русских святых
Бориса и Глеба, Ольги, Владимира
и др., поучения Феодосия Печерского
и Луки Жидяты и, наконец, «Слово
о законе и благодати» первого русского
митрополита Иллариона. Последнее произведение
имеет исключительное значение, по своей
теме оно обращено к будущему Руси, а по
совершенству формы и в самом деле как
бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова»
— тема равноправности народов, резко
противостоящая средневековым теориям
богоизбранничества лишь одного народа,
теория вселенской империи, или вселенской
церкви. Илларион указывает, что Евангелием
и крещением бог «все народы спас», прославляет
русский народ среди народов всего мира
и резко полемизирует с учением об исключительном
праве на «богоизбранничество» только
одного народа. Все «Слово» Иллариона,
от начала до конца, представляет собой
стройное и органическое развитие единой
патриотической мысли. И замечательно,
что эта патриотическая мысль Иллариона
отнюдь не отличается национальной ограниченностью,
ведь Илларион все время подчеркивает,
что русский народ только часть человечества.
Соединение богословской мысли и политической
идеи создает жанровое своеобразие «Слова»
Иллариона, в своем роде это единственное
произведение.
Фундаментальная идея о необходимости
прекращения своевольства и усобиц,
о единении князей для защиты
Русской земли пронизывает изумительный
памятник древнерусской литературы
— «Слово о полку Игореве». Строгий анализ
образов этой поэмы показывает, что они
порождены синкретическим мироощущением,
сочетанием разнородных элементов: «Слово
о полку Игореве» отражает «впечатывание»
христианского мировоззрения в плоть
традиционной славянской культуры. Отвечая
на вопрос о том, что преобладало в образовавшемся
при таком сплаве типе культуры, приходится
признать следующее. Христианство присутствует
в «Слове» наподобие верхнего покрова,
только припорошившего древний и многовековой
пласт культуры; основным корневым стержнем,
породившим и питавшим «Слово», во многом
оставалась самобытная мифологическая
культура восточных славян. К этому следует
сделать незначительное, но необходимое
дополнение. Отразившееся в «Слове» язычество
было уже «перезревшим» язычеством, преобразованным
и значительно переосмысленным по сравнению
с состоянием догосударственной поры.
Выявленные же в памятнике черты христианства
принадлежат христианству неортодоксального
типа, христианству веротерпимому, приземленному
и оптимистическому. То было избранное
русскими князьями новозаветное христианство,
а не христианство, ужесточенное монашеским
аскетизмом и пастырскими поучениями.
Первый вариант относительно
легко ложился в душу славянина-общинника
и находил определенное созвучие
в мирском устроении бытия, второй — пригнетал
душу абсолютом карающего начала и пронизывал
бытие страхом наказания за неминуемо
совершаемые грехи, т. е. чаще всего за
удовлетворение естественных потребностей
вчерашнего славянина-язычника. Отсюда
в русской культуре — устной и письменной
— пойдут рука об руку два эти взаимоотталкивающихся
и борющихся друг с другом начала. Из этих
столкновений волевых противоречий как
бы высекаются образцы высокого духовного
подвига и неизмеримой глубины страдания
человеческого, насыщая культуру русского
народа богатой духовностью и сокровенным
духовным опытом, именуемым святостью.
Летопись
Среди
письменных памятников древнерусской
культуры первое место принадлежит
летописи. Русское летописание возникает
в XI в. и продолжается до XVII в. В разное
время своего существования оно имело
разный характер и разное значение. Достигнув
значительного развития в XI-XII вв., летописание
затем в результате монголо-татарского
нашествия приходит в упадок. Во многих
старых летописных центрах оно прекращается,
в других сохраняется, но носит узкий,
местный характер. Возрождение летописного
дела начинается только после Куликовской
битвы. Летописи — это не просто перечисление
исторических фактов, в них воплотился
широкий круг представлений и понятий
средневекового общества. Летописи являются
памятниками и общественной мысли, и литературы,
и даже зачатков научных знаний. Они представляют
собой как бы синтетический памятник русской
средневековой культуры. Можно без преувеличения
сказать, что у нас нет более ценных и интересных
памятников прошлой культуры, чем наши
летописи — от знаменитой «Повести временных
лет» киевского монаха Нестора до последних
летописных сводов XVII в.
При всем различии политических
тенденций и стиля изложения
во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется
их общерусский характер. Где бы ни составлялась
летопись, какие бы местные политические
интересы она ни защищала, в ней все равно
красной нитью проходит тема общности
Русской земли, ее борьбы против иноземных
завоевателей, понимаемой летописцем
как борьба в защиту православия и христианства.
Интересно, что война Москвы против Новгорода
была облечена также в религиозную форму
борьбы против отступничества Новгорода
от христианства, для чего был использован
факт связей боярской аристократии Новгорода
с Литвой и католической церковью. Патриотизм
в его своеобразной религиозной окраске,
типичной для средневековья, является
ярко выраженной чертой русского летописания.
Ведущим направлением общественно-политической
мысли XIV- XV вв., отразившейся в летописях
и других литературных произведениях,
была выраженная в религиозной форме идея
общерусского единства и сильной княжеской
власти в союзе с церковью. Это была феодальная
идеология по своему классово-политическому
содержанию, выражавшая прогрессивное
в то время движение к созданию единой
феодальной монархии. С наибольшей силой
эта идеология развивалась в произведениях
московской общественно-политической
мысли. После образования единого Российского
государства в центре общественно-политической
мысли стояли прежде всего вопросы самодержавной
власти, места и значения церкви в государстве,
его международного положения. В начале
XVI в. оформилась тесно связанная с версией
о происхождении московских великих князей
от римских императоров идея о «Москве
— третьем Риме». И наконец, в XVII в. возник
«Новый летописец», главная идея которого
— обоснование законности избрания на
русский престол династии Романовых.
Религия
Религиозное мировоззрение было
господствующим в средние века, однако
господство христианства в средневековой
Руси было далеко не всеобъемлющим. В народных
массах устойчиво сохранялись пережитки
языческих верований, что сказывалось
в разных праздниках и обрядах и против
чего упорную, но довольно безуспешную
борьбу вела церковь. В народных обычаях
и обрядах было много проявлений невежества,
суеверий, вроде колдовства, волхвования
и пр., но в устойчивости этих явлений вместе
с тем сказывалось и стихийное сопротивление
христианской церкви с ее установлениями,
освящавшими отношения господства и подчинения.
Народные массы были той средой, которая,
в конечном счёте, питала многообразные
проявления антицерковной идеологии в
русской культуре XIV-XVI вв. Одним из важнейших
и интереснейших явлений антицерковной
идеологии были ереси.
Представляет интерес ересь так
называемых стригольников, возникшая
в Новгороде (середина XIV в.). Они
сосредоточивали все свое внимание
на внутреннем, духовном состоянии
человека. Стригольники считали,
что религия во всей ее полноте
доступна восприятию каждого человека,
— а не только особой касте церковников,
что религиозное миропонимание должно
быть основано на разуме человека, а не
на вере в необъяснимые чудеса и таинства.
В этом заключался важный сдвиг средневекового
мышления в сторону рационализма, в сторону
освобождения человеческого духа от беспомощного
преклонения перед таинственной силой
«высшего божества», в конечном счете
учение стригольников подрывало основы
религии, хотя сами они оставались еще
в целом в рамках религиозного мировоззрения.
О распространении рационалистического
мышления на Руси свидетельствует и сочинение
тверского купца Афанасия Никитина. Он
не был еретиком, но в его «Хождении за
три моря» высказаны мысли, противоречащие
официальной религиозной догме и рационалистические
в своей основе. Прежде всего — это мысль
о равноправии языков и вер. Интересно
и то, что в сочинении Никитина нет упоминания
Троицы, ему ближе понятие единого бога
(как и стригольникам). Рационалистические
идеи, несогласие с церковью и ее догматами
были проявлением развития прогрессивной
общественной и философской мысли.
В начале XVI в. в Москве собрался
церковный собор для суда над
еретиками, которые с согласия
великого князя были приговорены
к смертной казни. В Москве
и Новгороде еретиков сожгли на кострах;
так русская церковь, не отставая от католических
инквизиторов, жестоко расправлялась
со своими противниками. Не только в католических
странах Запада, но и в России в средние
века пылали зажженные церковниками костры,
на которых гибли смелые мыслители, провозвестники
будущей победы науки над религией, гуманизма
над аскетизмом.
Для средневековой русской религиозной
культуры типичным было мистико-символическое
объяснение явлений природы. Например,
солнечное затмение 1366 г. объяснено
в летописи божьим гневом за то, что египетский
султан преследовал христиан, «и сего
не терпя, солнце лучи свои искры». Но наряду
с этим в летописи заметны признаки зарождающегося
свободного наблюдения над природой, не
связываемого религиозно-мистической
символикой. Так, в записи 1419 г. при описании
сильной бури с грозой сказано, что гром
является результатом «столкновения облаков».
Интерес к строению Земли и вселенной
привел к появлению особых сочинений.
В одном рукописном сборнике Кирилле-Белозерского
монастыря (1424) содержатся статьи: «О широте
и долготе Земли», «О стадиях и поприщах»,
«О земном сустроении», «О расстоянии
между небом и Землей», «Лунное течение»
и т. п. Исследователь истории русской
науки Т. И. Райнов отмечает, что все эти
статьи «отличаются совершенно трезвым
натуралистическим характером». В них
содержатся цифровые данные о некоторых
астрономических объектах. Устройство
вселенной понималось как геоцентрическое
и уподоблялось яйцу: Земля — это желток,
воздух — белок, небо — скорлупа. Небо
всюду отстоит от Земли на равном расстоянии
и вращается над Землей, причем Луна и
планеты помещаются на особых вращающихся
поясах. Объясняется, почему Солнце выглядит
небольшим — вследствие расстояния, при
котором человеческое зрение («зрак»)
видит все в уменьшенном виде. И хотя эти
представления наивны, существенна сама
попытка натуралистически-конкретного
объяснения вселенной на основе практических
наблюдений.
Образование Российского государства
способствовало дальнейшему накоплению
знаний о природе и формированию
рационалистического мировоззрения. Начавшееся
ослабление позиций церкви, развитие ремесленного
производства и торговли, рост связей
с зарубежными странами также сыграли
роль в развитии научных знаний в XVII в.
Конечно, и в это время продолжала распространяться
старая литература о природе с ее богословско-мистическим
истолкованием различных явлений. Но наряду
с этим появляется интерес к научной литературе
западноевропейского Возрождения с ее
рационалистическим подходом к явлениям
природы. Именно в это время в России появляются
переводы целого ряда произведений, оказавших
существенное влияние на формирование
и распространение научных взглядов в
области астрономии, математики, химии,
географии, биологии и пр. Сами условия
жизни Российского государства XVII в. требовали
перехода к более конкретному и реалистичному
изучению природы, отказа от богословско-символического
и мистического ее истолкования. При этом
развивалась чисто практическая сторона
научных знаний, в то время как ее теоретическая
сторона оставалась в совершенно неразвитом
состоянии, что в значительной мере объясняется
позицией церкви, враждебной научному
знанию. И тем не менее развитие рационалистического
мышления подтачивало устои русской религиозной
культуры, способствовало ее обмирщению.