Ранние формы верований

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:16, доклад

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе являются ранние формы верования и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.

Оглавление

Введение.
Основная часть.
Фетишизм
Тотемизм
Магия
Анимизм
Заключение.

Файлы: 1 файл

доклад культурология.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

ДОКЛАД.

ТЕМА: Ранние формы верований.

План:

  1. Введение.
  1. Основная  часть.
    • Фетишизм
    • Тотемизм
    • Магия
    • Анимизм
  1. Заключение.

Введение

Объектом исследования в данной работе являются ранние формы верования и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества. 
 
 

Известно, что у первобытных людей существовали представления об ином мире, в котором обитали умершие, о связи человека и животного, о возможности влиять на поведение животных с помощью магических ритуалов. Наконец, было установлено, что у древних людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.

Эта форма религиозных  верований получила название фетишизм от португальского feitico – амулет, магическая вещь. Известно, что в XV веке португальцы  активно осваивали западное побережье Африки. Там они столкнулись с почитанием различных предметов (это были камни необычной формы, куски дерева, искусно сделанные фигурки, ювелирные украшения и т.п.,), которые, по верованиям местных жителей, могли отводить беду и приносить удачу. Чаще всего выбор фетиша был случайным. Например, человек замечал, что всякий раз, когда он получает добрую весть, рядом с ним оказывается некий предмет. Тогда этот предмет и мог стать фетишем. Хозяин фетиша ухаживал за ним – натирал его маслом, «кормил», а в ответ фетиш «помогал» ему в делах. Если же фетиш прекращал свою помощь, то его можно было и наказать – например, забить гвоздь в деревянный фетиш во время очередной просьбы. Если же и наказание не помогало – то фетиш выбрасывали и заменяли другим. 

Ещё одной ранней формой религии является тотемизм. Название тотемизма образовано от слова  из языка североамериканских индейцев племени одживбе «ототем», означавшего  «род его». Индейцы верили, что существует особая связь между какими-либо группами людей (род, племя) и определённым видом животных или растений, реже – явлений природы и неодушевлённых предметов. Кровные родственники верили, что родоначальником их рода является определённое тотемное животное или растение, и что их далёкие предки, сочетавшие признаки людей и тотема, обладали необыкновенными способностями. Постепенно возникали запреты на употребление тотема в пищу, на охоту на него, за исключением тех случаев, когда его поедание носило характер ритуала. Эти и другие запреты были необычайно строгими. Случайно нарушивший их человек бывал так напуган, что иногда даже умирал. 
 

Другой ранней формой религиозных верований была магия - совокупность представлений  и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления путём обращения к чудодейственным силам. Один из исследователей магии, английский учёный Бронислав Малиновский (1884 – 1942) в работе «Магия, религия, наука» написал, что сфера магии – деятельность повышенного риска. Например, жители тихоокеанских островов Тробриан никогда не используют магию при промысле небольшой неопасной рыбы. Но если они готовятся ловить акул, то непременно осуществляют специальные ритуалы. По методам воздействия магия подразделялась на: 

  1. контактную (непосредственное соприкосновение  носителя магической силы с объектом, на который направлено действие);

2) парциальную  (от английского part – часть,  воздействие на предметы, принадлежащие  тому, на которого воздействуют, на части тела человека (волосы, слюну и т.д.));

3) имитативную  (воздействие на «муляж» - изображение,  фигурку и т.п.).

По целям воздействия  магия подразделялась на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. 

К первобытным  формам религиозных верований исследователи обычно относят анимизм (от латинского аnima – душа). Под анимизмом понимают веру в существование душ и духов. Одним из крупнейших учёных, исследовавших древнейшие религиозные веровании, был Эдуард Тайлор (1832 – 1917). В книге «Первобытная культура», он писал, что анимистические верования развивались в двух направлениях: 

1). В ходе размышлений  над такими явлениями, как сон,  видения, болезнь, смерть, а также  переживаний транса и галлюцинаций. Так возникло понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. Позднее возникли более сложные представления: о существовании души после смерти, переселении душ в новые тела, загробном мире и т.д.

2). Возникает из  присущего первобытным людям  стремления к одухотворению окружающей действительности. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов сил природы, растений, животных, умерших предков.

Ныне ученые пришли к выводу, что постановка вопроса о первоначальной форме верований неплодотворна. Фетишизм, культ предков, тотемизм, магия, преанимизм (мана) и т. п. находились в устойчивой связи, были частями единого целого и не исчезли навсегда, войдя в более поздние, развитые религии.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 

В заключение необходимо отметить, что на ранних этапах развития человеческого общества древние формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом и иногда даже сложно разделить – где речь идёт об анимизме, а где, например, о фетишизме.

И если вопрос о времени возникновения религии остаётся открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас религиозных верований достаточно хорошо изучены археологами, этнографами и религиоведами. 
 
 
 
 

Информация о работе Ранние формы верований