Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:20, контрольная работа
Человек - это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное.
Введение……………………………………………………………………...……........2
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.…...…3
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов…………………………………………………………………………………6
3. Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов………………………………………………………………………………....12
Заключение…………………………………………………………..………………...14
Список литературы……………………………………………………........................15
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения.
В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом - еще одно достоинство его теории.
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда индивидуальная психология Альфреда Адлера.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, -вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг - первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких, основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:
1) фиктивный финализм,
2) стремление к превосходству,
3) чувство неполноценности и компенсации,
4) общественный интерес,
5) стиль жизни,
6) творческое «Я».
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».
Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885--1952), Эрих Фромм (1900--1980), признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения .
На творчество Карен Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытающаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты .
Эрих Фромм - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода -- бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть "как все". Третий -- в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход
Фромм видит в таком
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления -- это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно
иную, по Фромму, природу имеют исторические
противоречия. Они не являются необходимой
частью человеческого существования,
а создаются и разрешаются
человеком или в процессе его собственной
жизни, или в последующие периоды истории.
Устранение исторических противоречий
Фромм связывал с созданием нового гуманистического
общества. В книге "Революция надежды"
(1968) Фромм излагает свои представления
о путях гуманизации современного общества.
Он возлагает большие надежды на введение
"гуманистического планирования",
"активизацию индивида путем замещения
методов "отчужденной бюрократии"
методами "гуманистического управления",
изменения способа потребления в направлении
увеличения "активации" человека
и устранения его пассивности, распространения
новых форм психодуховной ориентации",
которые должны быть "эквивалентами
религиозных систем прошлого". Одновременно
Фромм выдвигает идею создания небольших
общностей, в которых люди должны иметь
свою собственную культуру, стиль жизни,
манеру поведения, основанную на общих
"психодуховных ориентациях", напоминающих
результаты и символы церковной жизни
.
3. Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов
Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:
А) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
Ответ: 1) А. Адлер;
Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и бессознательном стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.
Б)
концепции о «коллективном
Ответ: 2) К.Г.Юнг;
По Юнгу, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.
В) концепции «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
Ответ: 3) Э.Фромм.
По
Фромму, новая эпоха, связанная с
функционированием рыночных отношений
в условиях «развитогокапитализма», рождает
и «человека нового типа»,
Альтернативой обществу «обладания»,
порождающего «рыночного человека», должно
быть, по Фромму, общество, в котором на
первое место ставится бытие самого человека.
Изменение способа существования человека
и его характера связывается им как раз
с изменением самого общества, в котором
основным принципом существования человека
будет «быть», а не «иметь».
3аключение
В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.
Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.
З.
Фрейд дал мощный толчок к изучению
этой темы. Сейчас уже никто не сомневается,
что именно бессознательное выражается
в наших сновидениях, оговорках и т. д.
Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и
К. Юнг, А. Адлер и др. представители психоанализа
прошли сквозь глухую стену непонимания.
Сознание не хотело терять лидерство в
психике человека. Но как мы выяснили,
сознание, отнюдь, не является главенствующим
звеном, наоборот, это лишь часть многогранной
человеческой психики, контролирующее
многие процессы, но далеко не все без
исключения.
Информация о работе Психоаналитическое направление в психологии