Проблема свободы в повести Ф. Достоевского «Великий инквизитор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

«Великий Инквизитор» – одна из самых глубоких и философских произведений XIX века. Произведение, которому не суждено устареть, так как оно касается самых основ человеческого бытия, его сущности.
Повесть «Великий инквизитор» входит в роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и составляет одну из основ русской духовной и философской культуры.

Файлы: 1 файл

Проблема свободы в повести Ф.docx

— 24.57 Кб (Скачать)
культурология
Контрольная работа№1
Проблема  свободы в повести  Ф. Достоевского «Великий инквизитор»
 
 
 

Преподаватель:

Чернов  Леонид Сергеевич 

Студентка группы

 ГМУ-315-10

Вагапова  Альбина Ахмадеевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 

 «Великий  Инквизитор» – одна из самых глубоких и философских произведений XIX века. Произведение, которому не суждено устареть, так как оно касается самых основ человеческого бытия, его сущности.

 Повесть «Великий инквизитор» входит в роман  Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и составляет одну из основ русской духовной и философской культуры.

 Действие  происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Главными участниками повести становятся девяностолетний кардинал и Христос.  Инквизитор заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Кардинал задаёт множество вопросов, вопросов глубоких и философских. Задает эти  вопросы, и сам же на них отвечает, излагает свою теорию правды на человеческое бытие. Кардинал убежден, что Христос идеализировал человечество, наделил его сильными качествами, которых, по мнению старика, у него нет. Говорит, что человечество недостойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с единомышленниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. В конце своего монолога инквизитор ждет ответа от Христа, но тот только молча целует его в его бескровные девяностолетние уста, давая   понять тем самым, что понимает «тот ад, который творится у него в душе и голове». И великий инквизитор отпирает дверь и отпускает Иисуса, прося больше никогда не возвращаться снова.

         Проблема свободы человека занимала  умы мыслителей и философов  со времен Платона, этой же  проблеме посвящено и произведение  Ф. М. Достоевского. Что есть  свобода – дар или бремя?  Нужна ли она? Что с ней  делать? Как ею распорядиться?  Важна ли свобода отдельного  человека или она должна быть  принесена в жертву всеобщему  счастью? Кто имеет право распоряжаться  свободой других людей? Горькая правда или сладкая ложь нужна людям на их жизненном пути? Всеми этими социально – философскими вопросами задается Достоевский на страницах повести.

 Великий Инквизитор духовным ценностям противопоставляет  первобытную силу инстинктов, идеалу героической личности — суровую  стихию человеческих масс, внутренней свободе — потребность каждодневно  добывать хлеб насущный, идеалу красоты  — кровавый ужас исторической действительности. Писатель ставил своей целью «изображение крайнего богохульства и зерна идеи разрушения нашего времени в России, в среде оторвавшейся от действительности молодежи», которую представляет в романе.

 Основные  вопросы повести - о свободе, о сущности человека и истории - являются кардинальными философскими проблемами. Здесь ставятся лицом к лицу и сталкиваются два мировых начала —  свобода  и принуждение, вера  в  Смысл жизни и неверие  в  Смысл, божественная любовь и безбожное сострадание к людям, Христос и антихрист.

 Образ Инквизитора помогает Достоевскому развенчать два важнейших тезиса сторонников преобладания материального  над духовным. Первый — что люди — невольники, «хотя созданы бунтовщиками», что они слабее и ниже Божественного Промысла, что им не нужна и даже вредна свобода. Второй — будто подавляющее большинство людей слабы и не могут претерпеть страдание во имя Божье ради искупления грехов, и, следовательно, Христос в первый раз приходил в мир не для всех, а «лишь к избранным и для избранных». Писатель опровергает эти по виду очень складные рассуждения Инквизитора.

 В контексте  творчества Достоевского вышеуказанные  проблемы получают трагедийный смысл. Трагедия связана с их неразрешимостью  на общезначимом уровне и укоренённостью этих проблем в природе человека. Для человека Бог, свобода, история и он сам неизбежно становятся проблемой в силу специфики отношения человека к миру и самому себе. Человек стремится познать тайну бытия, но сущность познания и самопознания заключается в объективации, отчуждении.

 Поднята и тема отчуждения в « Великом Инквизиторе». Исходной точкой является несовершенство мира и самого человека, порождающее страдание. Страдание преодолевается его осмыслением, поиском безусловного смысла.

 В процессе своего становления человек становится на позицию активного отношения  к действительности, и стремиться познать принятый им смысл. Следствием этого познания становится разрушение первоначального смысла. Старый смысл  теряет не свою истинность, но свою ценность и значимость. В этом и заключается  суть трагедии человека.

 Проблема  отчуждения стоит не только на уровне человека, но и на уровне народа и  человечества. Поэтому вопрос о смысле-ценности поставлен в общечеловеческом масштабе.

 Достоевский не затрагивает проблемы абстрактные  или второстепенные, а только те, от решения которых зависит судьба личности и человечества.

 Важнейшей чертой понимания свободы у Достоевского является то, что он не делил свободу  на политическую, естественную, религиозную, ибо это деление размывает  глубину понятия. Достоевский стремился  видеть в свободе, - в какой бы форме она не проявлялась - самое  существенное: ее божественное происхождение.

 Инквизитор  «пророчествует»: пройдут века и  наука докажет, что нет преступления, нет греха, а только голодные. Отсюда и требование: «Накорми, тогда и  спрашивай с них добродетели!». Насытившись, человек забывает о  проблеме хлеба и вспоминает о  совести. Совесть беспокоит людей, они не могут жить под бременем вины. Овладевает человеческой свободой тот, кто успокаивает их совесть. Инквизитор говорит: «если же в то же время кто-нибудь овладеет его совестью помимо Тебя - о, тогда он даже бросит хлеб Твой и пойдет за тем, который обольстит его совесть». Три силы способны пленить совесть таких «слабосильных бунтовщиков», как люди: чудо, тайна и авторитет.

 Инквизитор  тонко угадал человеческие слабости, но искусственно редуцировал к ним  всю человеческую личность. Он самоуверенно исправляет подвиг Христа, освобождая человека от бремени свободы. Но, во-первых, отвергая свободу, он тем самым признает ее существование. Во-вторых, свобода - это божественный дар, а потому ее нельзя ни «вернуть», ни «отменить». Бесовское  и райское есть в каждом человеке. Бесовское дает о себе знать различными способами, оно многообразно, хаотично, как многообразны пути отступления  от истины. Начало ангельское - единообразно, цельно, ибо оно связано с единственной Истиной. Достоевского упрекали в том, что он чрезмерно увлекается описанием  темной стороны человека, «подполья», и будто бы мало, вопреки святоотеческой традиции, говорит о силах добра. Упрек этот абсолютно безоснователен. Так, в диалоге Инквизитора и  Христа Достоевский не вложил в уста Спасители ни единой фразы; мы узнаем о его присутствии только со слов самого Инквизитора. Между тем, немногие оговорки («И что Ты молча и проникновенно  глядишь на меня кроткими глазами Своими? Рассердись, я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя») вместе с тем поцелуем, которым Иван думал завершить сцену, с необыкновенной силой противостоят многословному, эмоционально и логически продуманному монологу Инквизитора. Достоевский верил, что ангельское начало в человеке изначально сильнее, а потому зло вынуждено быть многообразным, искать «лазейки», слабые места.

         Глядя на историю нашей страны  с высоты прошедших лет, отчетливо  видно, что великие инквизиторы  находились всегда. Их идеи, на  первый взгляд такие заманчивые, всегда находили себе последователей. Но потом оказывалось, что «рай  земной», созданный для человечества, оборачивался неслыханными диктатурами  против того же самого человечества.

         Ярким примером могут служить  революционеры. На этапе революции  они приносили себя в жертву  обществу, рисковали жизнью, сидели  в тюрьмах, отправлялись в ссылки. Но, придя к власти, они требовали  беспрекословного себе подчинения  со стороны общества, не терпели  ни малейшего возражения, человеку  не давалось возможности даже  допустить мысль о каком-то  отклонении от позволенной модели  поведения - или ты с нами - или  ты против нас! Стремление не  считаться с человеческими жертвами, действуя во благо людей –  вот что ужасает Достоевского.

         Не случайно первые слова, c которыми великий инквизитор обратился к Иисусу, заключённому им в тюрьму, были: "Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришёл нам мешать? Ибо ты пришёл нам мешать и сам это знаешь". Иисус, как носитель нравственного начала мешает тем, кто благодетельствует людей, отнимая у них их человеческую сущность. Предчувствие зарождения этой тенденции в современном Достоевскому обществе показывает социально-философскую зоркость Достоевского.

         Сейчас вполне определенно можно  сказать, что Достоевский написал  весьма точный сценарий пути  развития того общества, в котором  мы живем. Отечественная история  практически дословно повторила  в действительности всю схему  великого инквизитора. Будущее,  о котором Достоевский заботился  - это наше настоящее, и оно  подтверждает, что тревога Достоевского  о том, как человек распорядится  своей свободой, не была напрасна.

         Исторически сложилось, что наше  общество постоянно находилось  в подчинении у того или  иного инквизитора, многовековое  покорение сказалось на образе  мыслей и социальной пассивности  народа. И все-таки мы начинаем  осознавать, что не важно, кто  считает себя великим инквизитором, важно то, что нужно иметь свободу  выбора, свободу воли, чтобы не  впасть в состояние рабского  подчинения к кому бы то  ни было. Нашему обществу предстоит  еще очень длинный путь по  овладению своей свободой. Но  мы должны этот путь пройти  ради собственного спасения.

Информация о работе Проблема свободы в повести Ф. Достоевского «Великий инквизитор»