Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 13:20, контрольная работа
«Великий Инквизитор» – одна из самых глубоких и философских произведений XIX века. Произведение, которому не суждено устареть, так как оно касается самых основ человеческого бытия, его сущности.
Повесть «Великий инквизитор» входит в роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и составляет одну из основ русской духовной и философской культуры.
культурология |
Контрольная работа№1 |
Проблема свободы в повести Ф. Достоевского «Великий инквизитор» |
Преподаватель:
Чернов
Леонид Сергеевич
Студентка группы
ГМУ-315-10
Вагапова
Альбина Ахмадеевна
Екатеринбург 2011
«Великий Инквизитор» – одна из самых глубоких и философских произведений XIX века. Произведение, которому не суждено устареть, так как оно касается самых основ человеческого бытия, его сущности.
Повесть «Великий инквизитор» входит в роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и составляет одну из основ русской духовной и философской культуры.
Действие происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Главными участниками повести становятся девяностолетний кардинал и Христос. Инквизитор заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Кардинал задаёт множество вопросов, вопросов глубоких и философских. Задает эти вопросы, и сам же на них отвечает, излагает свою теорию правды на человеческое бытие. Кардинал убежден, что Христос идеализировал человечество, наделил его сильными качествами, которых, по мнению старика, у него нет. Говорит, что человечество недостойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с единомышленниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. В конце своего монолога инквизитор ждет ответа от Христа, но тот только молча целует его в его бескровные девяностолетние уста, давая понять тем самым, что понимает «тот ад, который творится у него в душе и голове». И великий инквизитор отпирает дверь и отпускает Иисуса, прося больше никогда не возвращаться снова.
Проблема свободы человека
Великий
Инквизитор духовным ценностям противопоставляет
первобытную силу инстинктов, идеалу
героической личности — суровую
стихию человеческих масс, внутренней
свободе — потребность
Основные вопросы повести - о свободе, о сущности человека и истории - являются кардинальными философскими проблемами. Здесь ставятся лицом к лицу и сталкиваются два мировых начала — свобода и принуждение, вера в Смысл жизни и неверие в Смысл, божественная любовь и безбожное сострадание к людям, Христос и антихрист.
Образ Инквизитора помогает Достоевскому развенчать два важнейших тезиса сторонников преобладания материального над духовным. Первый — что люди — невольники, «хотя созданы бунтовщиками», что они слабее и ниже Божественного Промысла, что им не нужна и даже вредна свобода. Второй — будто подавляющее большинство людей слабы и не могут претерпеть страдание во имя Божье ради искупления грехов, и, следовательно, Христос в первый раз приходил в мир не для всех, а «лишь к избранным и для избранных». Писатель опровергает эти по виду очень складные рассуждения Инквизитора.
В контексте творчества Достоевского вышеуказанные проблемы получают трагедийный смысл. Трагедия связана с их неразрешимостью на общезначимом уровне и укоренённостью этих проблем в природе человека. Для человека Бог, свобода, история и он сам неизбежно становятся проблемой в силу специфики отношения человека к миру и самому себе. Человек стремится познать тайну бытия, но сущность познания и самопознания заключается в объективации, отчуждении.
Поднята и тема отчуждения в « Великом Инквизиторе». Исходной точкой является несовершенство мира и самого человека, порождающее страдание. Страдание преодолевается его осмыслением, поиском безусловного смысла.
В процессе своего становления человек становится на позицию активного отношения к действительности, и стремиться познать принятый им смысл. Следствием этого познания становится разрушение первоначального смысла. Старый смысл теряет не свою истинность, но свою ценность и значимость. В этом и заключается суть трагедии человека.
Проблема отчуждения стоит не только на уровне человека, но и на уровне народа и человечества. Поэтому вопрос о смысле-ценности поставлен в общечеловеческом масштабе.
Достоевский не затрагивает проблемы абстрактные или второстепенные, а только те, от решения которых зависит судьба личности и человечества.
Важнейшей
чертой понимания свободы у
Инквизитор «пророчествует»: пройдут века и наука докажет, что нет преступления, нет греха, а только голодные. Отсюда и требование: «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!». Насытившись, человек забывает о проблеме хлеба и вспоминает о совести. Совесть беспокоит людей, они не могут жить под бременем вины. Овладевает человеческой свободой тот, кто успокаивает их совесть. Инквизитор говорит: «если же в то же время кто-нибудь овладеет его совестью помимо Тебя - о, тогда он даже бросит хлеб Твой и пойдет за тем, который обольстит его совесть». Три силы способны пленить совесть таких «слабосильных бунтовщиков», как люди: чудо, тайна и авторитет.
Инквизитор тонко угадал человеческие слабости, но искусственно редуцировал к ним всю человеческую личность. Он самоуверенно исправляет подвиг Христа, освобождая человека от бремени свободы. Но, во-первых, отвергая свободу, он тем самым признает ее существование. Во-вторых, свобода - это божественный дар, а потому ее нельзя ни «вернуть», ни «отменить». Бесовское и райское есть в каждом человеке. Бесовское дает о себе знать различными способами, оно многообразно, хаотично, как многообразны пути отступления от истины. Начало ангельское - единообразно, цельно, ибо оно связано с единственной Истиной. Достоевского упрекали в том, что он чрезмерно увлекается описанием темной стороны человека, «подполья», и будто бы мало, вопреки святоотеческой традиции, говорит о силах добра. Упрек этот абсолютно безоснователен. Так, в диалоге Инквизитора и Христа Достоевский не вложил в уста Спасители ни единой фразы; мы узнаем о его присутствии только со слов самого Инквизитора. Между тем, немногие оговорки («И что Ты молча и проникновенно глядишь на меня кроткими глазами Своими? Рассердись, я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя») вместе с тем поцелуем, которым Иван думал завершить сцену, с необыкновенной силой противостоят многословному, эмоционально и логически продуманному монологу Инквизитора. Достоевский верил, что ангельское начало в человеке изначально сильнее, а потому зло вынуждено быть многообразным, искать «лазейки», слабые места.
Глядя на историю нашей страны
с высоты прошедших лет,
Ярким примером могут служить
революционеры. На этапе
Не случайно первые слова, c которыми великий инквизитор обратился к Иисусу, заключённому им в тюрьму, были: "Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришёл нам мешать? Ибо ты пришёл нам мешать и сам это знаешь". Иисус, как носитель нравственного начала мешает тем, кто благодетельствует людей, отнимая у них их человеческую сущность. Предчувствие зарождения этой тенденции в современном Достоевскому обществе показывает социально-философскую зоркость Достоевского.
Сейчас вполне определенно
Исторически сложилось, что
Информация о работе Проблема свободы в повести Ф. Достоевского «Великий инквизитор»