Преподобный Сергий Радонежский и его роль в развитии духовной культуры Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

Преподобный Сергий Радонежский известен всем православным людям. Этот святой очень много внес в историю православной церкви. Его имя звучит на устах верующих людей и по сей день. Ему отдают молитвы, верят в его божественную силу.
В написании реферата мне помогли следующие исторические труды: «Житие Сергия Радонежского», Зайцев Б.К. «Преподобный Сергий Радонежский», Ермаков А. «Сергий Радонежский, преподобный всея Руси» и др.

Оглавление

1. Введение.
2. Рождение и детство Сергия Радонежского.
3. Начало монашеской жизни.
4. Образование Троице-Сергиевого монастыря.
5. Общественное служение Сергия Радонежского.
6. Старость и кончина преподобного Сергия.
7. Великий миротворец и реформатор русской монашеской жизни.
8.Заключение.
9.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат культурология.docx

— 36.74 Кб (Скачать)

Любой человек‚ даже святой‚  не представляет собой идеала земного  совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему  хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный  как будто не оправдывает их ожиданий. Школьный период жизни преподобного более всякого другого развенчивает мысль о каком-либо превосходстве  святого над прочими людьми. Для  русского просвещения‚ для русской  культуры чужда мысль о заранее  избранной "духовной элите"‚ предназначенной  для власти или руководства "невеждами". Сергий сам был подобным невеждой‚  а получив доступ к премудрости‚ никогда не забывал‚ кому она принадлежит.

Преподобный Сергий‚ вся  жизнь которого была великой жертвой  Богу‚ начал свой подвиг с малой  жертвы своим родителям‚ и‚ что  особенно важно‚ сделал это с радостью. Имея перед собой уже ясно видимую  жизненную цель‚ монашество‚  он, тем не менее, смиряет себя ради отца и матери‚ оставшись ухаживать  за ними. Все‚ кто привык говорить о  том‚ что монашество учит человека презирать семью‚ найдут в этой главе жития пример того‚ как  первое исходит из второго. Здесь  пример преподобного побуждает нас  не пренебрегать сегодняшними обязанностями‚ как бы важны и велики не были наши планы. Человек‚ по-настоящему верующий‚  никогда "не пройдет по людям" ради исполнения своего самого "высокого" желания‚ но‚ напротив‚ охотно "наступит на горло" себе‚ когда  увидит нужду ближнего.

С радостью же он приступает и к осуществлению дела своей  жизни‚ постижению Троицы. Поражает философский  размах этого труда. Догмат о святой Троице - труднейший для понимания  в христианстве. Он не был полностью  раскрыт для простонародья не только в Киевской Руси и в Европе‚  но и в самой Византии. Именно на почве учения о Троице в христианстве возникали самые серьезные расколы  и ереси. Высота тайны триединого Божественного Существа‚ казалось‚  должна была испугать человека‚ с таким трудом научившегося читать. Однако преподобный Сергий берется за проникновение в нее также решительно‚ как уходит из мира. Свой храм в лесу он строит и освящает вместе с братом еще до пострижения в монахи. Идея строительства и самая тяжелая часть труда принадлежит ему‚ однако, он отказывается от дерзости самовольного поиска истины и ждет‚ пока старший брат не решит‚ кому будет посвящен храм.

В этот момент решалась судьба Русской Церкви‚ да и всей русской  культуры. Попробуйте представить ее себе без Лавры‚ без Андрея Рублева‚ без храмов в честь Святой Троицы. И такое решение передано преподобным  Сергием в чужие руки‚ причем у него уже был ответ на свой вопрос. Тут имеет значение не только смирение перед старшим‚ но и внутренняя честность‚ присущая всякому исследователю.

Пройдя через тяжелый  период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость  начальствовать над братией‚ распоряжаться  по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. Традиции старчества были в  ту пору почти утрачены на Руси. Игуменство открывало перед Сергием искушение  занимать подчиненных тем трудом,‚  которого он не сносил сам. И потому он не мог исполнить игуменского  служения, не увеличив своей повседневной работы.

Сергий последовательно  тверд и непреклонен в своей  кротости, смирении, скромности. Когда  монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих "детей" за греховность. Он, уже старый человек, взял посох  свой и ушел в дикие места, где  основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой  крест митрополичий: "От юности я  не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать  в нищете".

Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более  легкой жизнью святой Сергий вышел  победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога.

Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих  подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть  никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец.»  Он не был проповедником, ни он, ни ученики  его не занимались миссионерской  деятельностью. И это только еще  более повысило его авторитет  в народе.

При том гармоничном сочетании  труда и молитвы‚ которое было присуще Сергию‚ он ничуть не тяготится  бедами и скорбями‚ посещающими  монастырь. Не спешит скорее разрешить  их‚ хотя сознает‚ что имеет  для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда‚ когда  не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы‚ а родник пробивается  на самой вершине холма.

Нельзя не сказать и  о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. История  каждого из них - это история его  основателя‚ часто ученика преподобного‚  или же послушника его учеников. Через столетие после смерти святого  мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества от Иосифа Волоцкого  и Пафнутия Боровского до Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому  многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Возможность различных духовных путей к единой цели доказывает‚  что он основал в Лавре не партию‚  не орден‚ а братство христиан‚  главная задача которых подчиняться  не людям и уставам‚ написанным людьми‚ но самому Богу. И как  братья они не похожи друг на друга‚ но все чем-то неуловимо напоминают отца. Преподобный Сергий почти на 400 лет определил общий тип русской святости‚ а когда время совсем уже изменилось, его достойным наследником явился преподобный Серафим Саровский.

В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь  попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздней осенью Сергий отправился пешком в Рязань и там  много беседовал с Олегом о  мире и любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость на кротость, утих и умилился душой и заключил с московским князем вечный мир.

В последующие годы жизни  Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и  назидания. Для его духовного  взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды  братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица.

За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени  своего пришествия к Богу. Тогда  он созвал всю братию и в присутствии  всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам  принял на себя обет безмолвия. Лишь перед  самой смертью, 25 сентября 1392 г., он опять  собрал к себе всех монахов и обратился  к ним с последним напутствием. Завещание его было просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего  он просил братию хранить любовь и  единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и «страннолюбие» - заботу о нищих и бездомных.

После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что  никогда за всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие.

Уже вскоре после смерти Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В 1422-1423 гг. над могилой  Сергия был выстроен сохранившийся  до наших дней каменный собор во имя Троицы.

Скромному Радонежскому игумену  суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих  учеников и последователей, но также  и в истории Российского государства. Московские государи считали его  своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь  на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу Сергия обращались в тяжелые  для России времена.

Имя Сергия было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к  людям, непрестанное восхождение к  нравственному совершенству путем  мужественному самоотречения –  стали светлыми идеалами русской  культуры. «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем своей нравственный запас, завещанный нам великими строителями  нашего нравственного порядка, обновляем  его, пополняя произведенные в нем  траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над  его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас  без остатка, не пополняя его».

Всего преподобным Сергием  и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило  просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.

Деятельность святого  отца Сергия видится чудесной‚ потому что невозможно разделить в ней  плоды небесной помощи и его собственных  трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его  людей‚ не вмешиваться самочинно  в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности  эпохи так тесно сплетены в  его житии‚ что, кажется, нет такой  стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой  русское Возрождение в самом  высоком его смысле.

"Не оставив по себе  писаний, Сергий будто бы ничему  не учит. Но он учит именно  всем обликом своим: одним он  утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий  учит самому простому: правде, прямоте,  мужественности, труду, благоговению  и вере".

  1. Заключение

Подводя итоги и пытаясь  проанализировать деятельность преподобного Сергия Радонежского в истории русской  культуры и просвещения‚ хочется  еще раз напомнить‚ что он был  мудрым человеком, примером. Примером не только для подражания‚ но и  для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный  сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить  соответствие сегодняшних науки‚ искусства  и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут  неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.

Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Он Ангел и небесный заступник Русской земли. Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства.

  1. Список литературы
  2. Борисов Н. Сергий Радонежский. – М.: Молодая гвардия, 2002.
  3. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Проспект, 1997.
  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1990.
  5. Крутин В.Н. Великие русские. Русские святые. – М.: Росмэн, 2002.
  6. Рыжов К. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2000.
  7. Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.Л. Бабич, В.Н. Захаров, И.Л. Уколова. – М.: М&bdquo, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Преподобный Сергий Радонежский и его роль в развитии духовной культуры Руси