Построение графика конфликта по его фазам

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:03, научная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы очень значительна,так как любой конфликт отличается своеобразием,развертывается по-своему.Но при этом ему присуще нечто общее,что характерно для «анатомического» строения и движения конфликтов,для их исходного положения,структуры и динамики развития.

Файлы: 1 файл

ИНДЗ по конфликтологии.docx

— 78.90 Кб (Скачать)

 Министерство  образования и науки Украины

 Харьковский национальный экономический университет 

 Кафедра управления персоналом 
 
 

 Индивидуальное  научно-исследовательское задание

 на  тему: «Построение графика конфликта по его фазам» 
 
 

 Проверила:                                                                               Славгородская О.Ю.

                                                                                                      

 Выполнила:

 Студентка 2 курса 7 группы

 Факультета  «Учет и аудит»                                                     Славенко Е.А. 
 
 

 Харьков-2010

     Введение

   Конфликт-не одномоментный акт,а всегда процесс ,происходящий в определенных границах.Он имеет внешние пределы в пространстве и во времени,а также относительно  той социальной системы,в которой возникает и развивается.

     Актуальность рассматриваемой темы очень значительна,так как любой конфликт отличается своеобразием,развертывается по-своему.Но при этом ему присуще нечто общее,что характерно для «анатомического» строения и движения конфликтов,для их исходного положения,структуры и динамики развития.

 Важной  характеристикой конфликта является  его динамика. Динамика конфликта  как сложного социального явления  находит свое отражение в двух  понятиях: этапы конфликта и фазы  конфликта.Этапы конфликта отражают  существенные моменты, характеризующие  развитие конфликта от его  возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания  каждого из этапов конфликта  важно для его прогнозирования,  оценки и выбора технологий  управления этим конфликтом.

   Предметом  работы является: «Рассмотрение основных фаз конфликта и графика их посстроения».

   Об’ектом работы является: «Общая  характеристика динамики конфликта»

Основная  цель при выполнении работы: это-определить динамику конфликта,его структуру,фазы конфликта и способы разрешения,ведь конфликт включает в свою структуру ряд элементов,что приводят к проблеме,требующей своего решения . 
 
 

                                                                                       Динамика конфликта-сложное социальное явление,которое находит свое отражение в двух понятиях:этапах и фазах конфликта.

       Основные этапы конфликта:

1. Возникновение  и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается  одним или несколькими субъектами  социального взаимодействия и  является предпосылкой конфликта.

2. Осознание  конфликтной ситуации хотя бы  одним из участников социального  взаимодействия и эмоциональное  переживание им этого факта.  Следствиями и внешними проявлениями  подобного осознания и связанных  с ним эмоциональных переживаний  могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные  высказывания в адрес своего  потенциального противника, ограничение  контактов с ним и т. д.

3. Начало  открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том,  что один из участников социального  взаимодействия, осознавший конфликтную  ситуацию, переходит к активным  действиям (в форме демарша,  заявления, предупреждения и т.  п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие  открытого конфликта. На этом  этапе участники конфликта открыто  заявляют о своих позициях  и выдвигают требования. Вместе  с тем они могут не осознавать  собственных интересов и не  понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение  конфликта. В зависимости от  содержания, разрешение конфликта  может быть достигнуто двумя  методами (средствами): педагогическими  (беседа, убеждение, просьба, разъяснение  и т. п.) и административными  (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта  непосредственно связаны с его  этапами и отражают динамику конфликта  прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная  фаза;

2) фаза  подъема;

3) пик  конфликта;

4) фаза  спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут  повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле  может начаться фаза подъема 2-го цикла  с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Возможность решения конфликта зависит от того,на каком этапе находится  конфликтное противостояние.

   Рассмотрим детальнее динамику  конфликта.

   Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии-предконфликтную,конфликтную,и послеконфликтную.Каждая из них в свою очередь делится на фазы Любую стадию и фазы следует рассматривать всего лишь как определенный этап в движении,динамике конфликта ,указывающий на его связь с источником напряженности в социальных отношениях с противостоянием опонирующих сторон.

   Любому конфликту реально предшествует  некое стечение обстоятельст,в  которых находятся потенцыальные  стороны противоборства,а также  сами люди со своими потребностями,интересами  и мотивами-возможные субъекты  конфликтного поведения.

   Так подготавливается предконфликтная  стадия.Ее исходная- начальная фаза- конфликтная ситуация,которая,как  отмечалось выше,выявляет оппонентов  и причинную обусловленность  конфликта.Но определение противостоящих  сторон с их несовместимыми  интересами и возможными опасениями,обозначение  предмет; разногласий и разхождений занимаемых субьектами позиций- это еще не конфликт,а только равновесное состояние,обстоятельство,которое может предшевствовать противоборству.На этом этапе возможность решения конфликта очень велика-примерно 90-95 %. 
 

Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт,требуется повод,нужны  какие-то действия,приводящие стороны,вовлеченные  в конфликтную ситуацию, в движение

Типы  конфликтных ситуацый:

Характер  конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное  исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный  стиль управления Ошибки в  подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики  общения
Неадекватное  представление о конкретных ситуациях Неправильные  оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические  особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений  Нарушение этики общения
Низкая  профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение
 

.Из таблицы мы видим,какие бывают виды конфликтных ситуаций,что и способны привести к конфликту.Такие действия означают столкновение,инцидент-вторую фазу предконфликтной стадии-фазу подьема.Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют уже идущий к развитию конфликт.

   Известно,что всякие взаимоотношения,  в том числе и служебно-деловые,эффективны  только при честном партнерстве  ,уступчивости и сдержанности  сторон,при обоюдном стремлении  к улаживанию разногласий и  конфликтов,если уж они неизбежны.В жизни ж очень часто случаются чувственные,обусловленные столкновения,где верх всего берут эмоции,которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны,сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения.Потому для оппонирующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию,ограничивая проявление эмоций,особенно отрицательных.

Есть  ряд других моментов,которые нужно  принимать во внимание при анализе  ситуации и вызванном уже развитии конфликта.Вообщем,первые две фазы конфликта- начальная и фаза подьема  характерны тем, что ни одна из оппонирующих сторон не утвердилась полностью  в своих притязаниях и на занятой  позиции.И хотя основные требования заяв, предпринятые шаги к обострению ситуации участники столкновения пока не увязли в конфликте, испытывают сомнения вето благополучном для себя исходе, проявляют колебания и нерешительность .На этом этапе велик шанс предотвратить нежелательное развитие событий или направить открывшееся противоборство в более приемлемое русло.

   Далее следует следующий этап  развития конфликта- конфликтная,и  ей соответственно прешевствует  фаза пика конфликта.Эта фаза  развивается с последующими последствиями.  Происходит неизбежный обмен  ударами, назначение которых-  наступление на позиции оппонентов,нейтрализация  угрозы с их стороны,атака друг  друга,при которой вызываются  ответные действия,противодействия.Эмоциональное  такое поведение очень часто  сопровождается нарастанием агрессивности,переходом  от предубежденности и неприязни  к психологической несовместимости  и откровенной враждебности.

   Эта фаза конфликтного поведения,приводя  к усилению конфортации,вместе  с тем стимулирует наступление  момента «переоценки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде,позициях,и намерениях сторон.Наступает момент выбора путей дальнейшего взаимодействия.Либо при

Сложившейся рассстановке сил искать примерения ,снижать уровень напряженности  в отношениях, делать уступки и  таким образом идти на прекращение  конфликта, перевод его в скрытую  форму с тем, чтобы в последующем  вернуться к исходной конфликтной  ситуации;,либо эскалация-продолжение  конфликта ,доведение его до более  высокой степени обостренности.

   Фаза пика конфликта характеризуется  сильным,обостренным процессом противоборства, при котором естественно он  интенсифицируется,прот ивосстоящие стороны мобилизируют дополнительные силы и средства,ресурсы и контрресурсы.Дело может дойти до крайней черты тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает  превратиться в саморазрушающее действие.При этой фазе возможность разрешения конфликта практически равна 0-5%,но лишь только при осознании конфликтующими сторонами опасности такого положения приводит их в конце-концов к переосмыслению  своих целей и интересов ,пересмотру стратегии и тактики поведения.

   По инициативе самих участников  конфликтного противоборства, или  вмешательство посторонних сил  ,что заинтересованы в осстановлении  конфронтации,направить конфликт  во взаимоприемлемые рамки ,разрешить  его тем,или иным способом.Со стороны тех,кто заинтересован в урегулировании конфликта должны быть проявлены готовносто к определению стратегической линии поведения и программы действий, а также способность выработать тактику влияния на процесс развертывания конфликтного противоборства и его участников.Это требует принятия управленческих решений,проверки их практической реализации, внесения при необходимости корректировок в стратегический план и тактику действий, оперативного получения сведений об эффективности (и неэффективности) предпринимаемых шагов.Все эти моменты характерны для завершающей, последней стадии -фазы спада конфликта.Все эти моменты дают возможность не только держать конфликтное столкновение под контролем,но и воздействовать на него с целью нахождения и осуществления в данных условиях оптимального варианта преодоления конфликта.В этой фазе конфликт привсей  своей остроте может прекратиться.Напряженность ситуации спадает ,причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу,сглаживаются или устраняются.Все возращается или становится «на круги своя »,или же наступает пора установления новых форм взаимодействия,возможного согласия и сотрудничества бывших оппонентов.На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта.

Информация о работе Построение графика конфликта по его фазам