Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 13:15, реферат
Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение таких задач:
изучить историю термина;
рассмотреть основные трактовки понятия;
сравнить постмодернизм и модернизм;
рассмотреть постмодернизм в философии.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. История термина постмодернизм……………………………………………..4
2. Основные трактовки  понятия постмодернизм……………………………….5
3. Отличие постмодернизма  от модернизма…………………………………….6
4. Постмодернизм в философии…………………………………………...........10
5. Постмодернизм в искусстве………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………….......22
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт менеджмента и социальных технологий
Кафедра рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ по культурологии
Постмодернизм в культуре XX века
Выполнил: студент гр. БЭУЗУ 14-01
Возмищева Ксения
Проверил: Виноградова А.И.
Красноярск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История термина постмодернизм…
2. Основные трактовки 
понятия постмодернизм………………………
3. Отличие постмодернизма от модернизма…………………………………….6
4. Постмодернизм в философии……………
5. Постмодернизм в искусстве……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
Пристальное внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов, когда его западные образцы были не просто импортированы, либо пересажены на местную почву, но оказались эмблемой уникальной культурной ситуации. В эстетическое сознание как бы одновременно ворвалось бесконечное многообразие художественных идей, стилей, форм - отложенная литература, "полочные" фильмы и спектакли, "другая" живопись, музыка третьего направления. Искусство трех волн эмиграции, произведения зарубежных художников XX века, ранее у нас не обнародовавшиеся, новое прочтение классиков советской литературы, чье творчество мы в полном объеме лишь начинаем узнавать – все это постмодерн.
Но постмодернизм не ограничен только художественной сферой. Актуальность рассматриваемой темы определяют стремительные процессы трансформации геополитического пространства, политические решения, смена духовных ориентиров, плюралистические трактовки исторического прошлого, настоящего и будущего страны. Против догматизма в науке и политике направлен совет автора знаменитого постмодернистского романа "Имя розы" Умберто Эко: если вам кажется, что вы нашли окончательную истину, научите ее, эту истину, смеяться, поскольку "единственная твердая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине".
Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение таких задач:
Постмодерни́зм — термин, обозначающий структурно сходные 
явления в мировой общественной жизни 
и культуре второй половины XX века. Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей 
в художественном 
искусстве. Постмодерн — состояние современной 
культуры, включающее в себя своеобразную 
философскую позицию, до-постмодернистское 
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану  | |
модернизм  | 
  постмодернизм  | 
Форма (конъюнктивная, закрытая)  | 
  Антиформа (дизъюнктивная, открытая)  | 
Цель, намерение  | 
  Игра  | 
План  | 
  Случай  | 
Иерархия  | 
  Анархия  | 
Мастерство/логос  | 
  Исчерпанность/молчание  | 
Произведение искусства/завершенная работа  | 
  Процесс/перфоманс/хэппенинг  | 
Дистанция  | 
  Участие  | 
Созидание/порождение целостности/синтез  | 
  Деструкция/деконструкция/  | 
Присутствие  | 
  Отсутствие  | 
Центрирование  | 
  Дисперсия  | 
Жанр/границы  | 
  Текст/интертекст  | 
Семантика  | 
  Риторика  | 
Парадигма  | 
  синтагма  | 
Метафора  | 
  метонимия  | 
Отбор  | 
  Комбинация  | 
Корни/глубина/сущность  | 
  Ризома/поверхность/становление  | 
Интерпретация/прочитывание  | 
  Контринтерпретация/неверное прочтение  | 
Обозначаемое  | 
  Обозначающий (субъект)  | 
Читаемое  | 
  Написуемое  | 
Нарратив/большая история  | 
  Антинарратив/малая история  | 
Код мастерства  | 
  Индивидуальные особенности  | 
Симптом  | 
  Желание  | 
Тип  | 
  Мутация  | 
Генитальность/фалличность  | 
  Полиморфизм/андрогинность  | 
Паранойя  | 
  Шизофрения  | 
Порождение/причина  | 
  Отличие-различие/след  | 
Бог-Отец  | 
  Святой дух  | 
Метафизика  | 
  Ирония  | 
Определённость  | 
  Неопределённость  | 
Трансцендентность  | 
  Имманентность  | 
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку  | |
модернизм  | 
  постмодернизм  | 
Скандальность  | 
  Конформизм  | 
Антимещанский пафос  | 
  Отсутствие пафоса  | 
Эмоциональное отрицание предшествующего  | 
  Деловое использование предшествующего  | 
Первичность как позиция  | 
  Вторичность как позиция  | 
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»  | 
  Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»  | 
Декларируемая элитарность  | 
  Недекларируемая демократичность  | 
Преобладание идеального над материальным  | 
  Коммерческий успех  | 
Вера в высокое искусство  | 
  Антиутопичность  | 
Фактическая культурная преемственность  | 
  Отказ от предыдущей культурной парадигмы  | 
Отчётливость границы искусство-неискусство  | 
  Всё может называться искусством  | 
В философии постмодернизма отмечается 
сближение её не с наукой, а с искусством. 
Таким образом, философская мысль оказывается 
не только в зонемаргинальности по 
отношению к классической науке, но и в 
состоянии индивидуалистического хаоса ко
Постмодернистская философия с ее дизьюнктивностью, отрицанием любого тотального дискурса и признанием относительности любых ценностей становится основой принципиально нового, неклассического этапа в развитии науки, который исследователи связывают с осознанием иллюзорности представлений о неограниченных возможностях науки, признанием неполноты любого дискурса, в том числе и научного, существенной роли неявного знания в функционировании науки, относительности и принципиальной неустранимости субъекта из результатов научного познания, ответственности ученых за принимаемые решения.