Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 13:15, реферат
Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение таких задач:
изучить историю термина;
рассмотреть основные трактовки понятия;
сравнить постмодернизм и модернизм;
рассмотреть постмодернизм в философии.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. История термина постмодернизм……………………………………………..4
2. Основные трактовки понятия постмодернизм……………………………….5
3. Отличие постмодернизма от модернизма…………………………………….6
4. Постмодернизм в философии…………………………………………...........10
5. Постмодернизм в искусстве………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………….......22
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт менеджмента и социальных технологий
Кафедра рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ по культурологии
Постмодернизм в культуре XX века
Выполнил: студент гр. БЭУЗУ 14-01
Возмищева Ксения
Проверил: Виноградова А.И.
Красноярск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История термина постмодернизм…
2. Основные трактовки
понятия постмодернизм………………………
3. Отличие постмодернизма от модернизма…………………………………….6
4. Постмодернизм в философии……………
5. Постмодернизм в искусстве……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
Пристальное внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов, когда его западные образцы были не просто импортированы, либо пересажены на местную почву, но оказались эмблемой уникальной культурной ситуации. В эстетическое сознание как бы одновременно ворвалось бесконечное многообразие художественных идей, стилей, форм - отложенная литература, "полочные" фильмы и спектакли, "другая" живопись, музыка третьего направления. Искусство трех волн эмиграции, произведения зарубежных художников XX века, ранее у нас не обнародовавшиеся, новое прочтение классиков советской литературы, чье творчество мы в полном объеме лишь начинаем узнавать – все это постмодерн.
Но постмодернизм не ограничен только художественной сферой. Актуальность рассматриваемой темы определяют стремительные процессы трансформации геополитического пространства, политические решения, смена духовных ориентиров, плюралистические трактовки исторического прошлого, настоящего и будущего страны. Против догматизма в науке и политике направлен совет автора знаменитого постмодернистского романа "Имя розы" Умберто Эко: если вам кажется, что вы нашли окончательную истину, научите ее, эту истину, смеяться, поскольку "единственная твердая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине".
Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение таких задач:
Постмодерни́зм — термин, обозначающий структурно сходные
явления в мировой общественной жизни
и культуре второй половины XX века. Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей
в художественном
искусстве. Постмодерн — состояние современной
культуры, включающее в себя своеобразную
философскую позицию, до-постмодернистское
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану | |
модернизм |
постмодернизм |
Форма (конъюнктивная, закрытая) |
Антиформа (дизъюнктивная, открытая) |
Цель, намерение |
Игра |
План |
Случай |
Иерархия |
Анархия |
Мастерство/логос |
Исчерпанность/молчание |
Произведение искусства/завершенная работа |
Процесс/перфоманс/хэппенинг |
Дистанция |
Участие |
Созидание/порождение целостности/синтез |
Деструкция/деконструкция/ |
Присутствие |
Отсутствие |
Центрирование |
Дисперсия |
Жанр/границы |
Текст/интертекст |
Семантика |
Риторика |
Парадигма |
синтагма |
Метафора |
метонимия |
Отбор |
Комбинация |
Корни/глубина/сущность |
Ризома/поверхность/становление |
Интерпретация/прочитывание |
Контринтерпретация/неверное прочтение |
Обозначаемое |
Обозначающий (субъект) |
Читаемое |
Написуемое |
Нарратив/большая история |
Антинарратив/малая история |
Код мастерства |
Индивидуальные особенности |
Симптом |
Желание |
Тип |
Мутация |
Генитальность/фалличность |
Полиморфизм/андрогинность |
Паранойя |
Шизофрения |
Порождение/причина |
Отличие-различие/след |
Бог-Отец |
Святой дух |
Метафизика |
Ирония |
Определённость |
Неопределённость |
Трансцендентность |
Имманентность |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку | |
модернизм |
постмодернизм |
Скандальность |
Конформизм |
Антимещанский пафос |
Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествующего |
Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция |
Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» |
Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность |
Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным |
Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство |
Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность |
Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы искусство-неискусство |
Всё может называться искусством |
В философии постмодернизма отмечается
сближение её не с наукой, а с искусством.
Таким образом, философская мысль оказывается
не только в зонемаргинальности по
отношению к классической науке, но и в
состоянии индивидуалистического хаоса ко
Постмодернистская философия с ее дизьюнктивностью, отрицанием любого тотального дискурса и признанием относительности любых ценностей становится основой принципиально нового, неклассического этапа в развитии науки, который исследователи связывают с осознанием иллюзорности представлений о неограниченных возможностях науки, признанием неполноты любого дискурса, в том числе и научного, существенной роли неявного знания в функционировании науки, относительности и принципиальной неустранимости субъекта из результатов научного познания, ответственности ученых за принимаемые решения.