Постмодернизм в культуре XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 13:15, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.
Поставленная цель предполагает решение таких задач:
изучить историю термина;
рассмотреть основные трактовки понятия;
сравнить постмодернизм и модернизм;
рассмотреть постмодернизм в философии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...........3
1. История термина постмодернизм……………………………………………..4
2. Основные трактовки понятия постмодернизм……………………………….5
3. Отличие постмодернизма от модернизма…………………………………….6
4. Постмодернизм в философии…………………………………………...........10
5. Постмодернизм в искусстве………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………….......22

Файлы: 1 файл

культурология Возмищева К.В. БЭУЗУ-14-01.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

Институт менеджмента и социальных технологий

 

Кафедра рекламы и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по культурологии

Постмодернизм в культуре XX века

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. БЭУЗУ 14-01

Возмищева Ксения

Проверил: Виноградова А.И.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

1. История термина постмодернизм……………………………………………..4

2. Основные трактовки  понятия постмодернизм……………………………….5

3. Отличие постмодернизма  от модернизма…………………………………….6

4. Постмодернизм в философии…………………………………………...........10

5. Постмодернизм в искусстве………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………….......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пристальное внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов, когда его западные образцы были не просто импортированы, либо пересажены на местную почву, но оказались эмблемой уникальной культурной ситуации. В эстетическое сознание как бы одновременно ворвалось бесконечное многообразие художественных идей, стилей, форм - отложенная литература, "полочные" фильмы и спектакли, "другая" живопись, музыка третьего направления. Искусство трех волн эмиграции, произведения зарубежных художников XX века, ранее у нас не обнародовавшиеся, новое прочтение классиков советской литературы, чье творчество мы в полном объеме лишь начинаем узнавать – все это постмодерн.

Но постмодернизм не ограничен только художественной сферой. Актуальность рассматриваемой темы определяют стремительные процессы трансформации геополитического пространства, политические решения, смена духовных ориентиров, плюралистические трактовки исторического прошлого, настоящего и будущего страны. Против догматизма в науке и политике направлен совет автора знаменитого постмодернистского романа "Имя розы" Умберто Эко: если вам кажется, что вы нашли окончательную истину, научите ее, эту истину, смеяться, поскольку "единственная твердая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине".

Целью настоящей работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства.

Поставленная цель предполагает решение таких задач:

  • изучить историю термина;
  • рассмотреть основные трактовки понятия;
  • сравнить постмодернизм и модернизм;
  • рассмотреть постмодернизм в философии.

 

  1. История термина

Постмодерни́зм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

 

  1. Основные трактовки понятия

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность».
  4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас).

 

  1. Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

 

 

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану 

модернизм

постмодернизм

Форма (конъюнктивная, закрытая)

Антиформа (дизъюнктивная, открытая)

Цель, намерение

Игра

План

Случай

Иерархия

Анархия

Мастерство/логос

Исчерпанность/молчание

Произведение искусства/завершенная работа

Процесс/перфоманс/хэппенинг

Дистанция

Участие

Созидание/порождение целостности/синтез

Деструкция/деконструкция/антисинтез

Присутствие

Отсутствие

Центрирование

Дисперсия

Жанр/границы

Текст/интертекст

Семантика

Риторика

Парадигма

синтагма

Метафора

метонимия

Отбор

Комбинация

Корни/глубина/сущность

Ризома/поверхность/становление

Интерпретация/прочитывание

Контринтерпретация/неверное прочтение

Обозначаемое

Обозначающий (субъект)

Читаемое

Написуемое

Нарратив/большая история

Антинарратив/малая история

Код мастерства

Индивидуальные особенности

Симптом

Желание

Тип

Мутация

Генитальность/фалличность

Полиморфизм/андрогинность

Паранойя

Шизофрения

Порождение/причина

Отличие-различие/след

Бог-Отец

Святой дух

Метафизика

Ирония

Определённость

Неопределённость

Трансцендентность

Имманентность


 

Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку

модернизм

постмодернизм

Скандальность

Конформизм

Антимещанский пафос

Отсутствие пафоса

Эмоциональное отрицание предшествующего

Деловое использование предшествующего

Первичность как позиция

Вторичность как позиция

Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»

Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»

Декларируемая элитарность

Недекларируемая демократичность

Преобладание идеального над материальным

Коммерческий успех

Вера в высокое искусство

Антиутопичность

Фактическая культурная преемственность

Отказ от предыдущей культурной парадигмы

Отчётливость границы искусство-неискусство

Всё может называться искусством


  1. Постмодернизм в философии

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зонемаргинальности по отношению к классической науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление».

Постмодернистская философия с ее дизьюнктивностью, отрицанием любого тотального дискурса и признанием относительности любых ценностей становится основой принципиально нового, неклассического этапа в развитии науки, который исследователи связывают с осознанием иллюзорности представлений о неограниченных возможностях науки, признанием неполноты любого дискурса, в том числе и научного, существенной роли неявного знания в функционировании науки, относительности и принципиальной неустранимости субъекта из результатов научного познания, ответственности ученых за принимаемые решения.

Информация о работе Постмодернизм в культуре XX века