Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:32, статья

Краткое описание

Сдвиг к постмодерну – не первый крупный культурный сдвиг. Переход от аграрного общества к индустриальному был вызван сдвигом, означавшим отход от мироотношения, формируемого неподвижной устойчивой экономикой. à Постепенно экон накопление и экон рост становятся высшими приоритетами для все большей части населения и яв-ся главнейшими целями для значительной части населения. Но постепенно убывание отдачи от экон роста ведет к постмодернистскому сдвигу => упадок протестантской этики.

Файлы: 1 файл

Postmodern.docx

— 28.32 Кб (Скачать)

Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества

Почему происходит сдвиг к постмодерну?

Сдвиг к постмодерну – не первый крупный культурный сдвиг. Переход  от аграрного общества к индустриальному был вызван сдвигом, означавшим отход от мироотношения, формируемого неподвижной устойчивой экономикой. à Постепенно экон накопление и экон рост становятся высшими приоритетами для все большей части населения и яв-ся главнейшими целями для значительной части населения. Но постепенно убывание отдачи от экон роста ведет к постмодернистскому сдвигу => упадок протестантской этики.

Передовые индустриальные об-ва изменяют свои социально-политические траектории в 2х отношениях:

  1. Система ценностей. Высший приоритет в наст время в об-ве постмодерна – все большее акцентирование на качестве жизни.
  2. Институциональная структура. Предел развития бюрократических организаций происходит по 2м причинам:
  3. Данные организации приближаются к пределам своей функциональной эффективности (классические бюрократические институты менее эффективны в об-вах высоких технологий с высокоспециализированной рабочей силой)
  4. Они приближаются к пределам их массового приятия (в бюрократии индивиды сведены к взаимозаменяемым ролям, а ценности постмодерна отдают более высокий приоритет самовыражению)

Культурные перемены, ведущие  к постмодернизации

В об-ве модерна возникновение материалистической системы ценностей, не только терпимой к экономическому накоплению, но и поощрявшей его как нечто похвальное и героическое, знаменовало ключевую культурную перемену, открывшую путь капитализму и индустриализации.

Из-за достижения высоких уровней  экономической безопасности население  стран, первыми осуществивших индустриализацию, постепенно стало делать упор на постматериальных

ценностях, отдавая более высокий приоритет качеству жизни, чем экономическому росту. Этот

сдвиг происходил на всем пространстве индустриального общества, на протяжении последних

двух десятилетий, сопровождаясь  сдвигом от политики классового конфликта  к политическому

конфликту по таким проблемам, как  защита окружающей среды, положение  женщин и сексуальных меньшинств.

Источники ценностей постмодерна: чувство экзистенциональной безопасности

Этот сдвиг в мироотношении и мотивациях проистекает из фундаментального различия между

взрослением, когда оно сопровождается сознанием негарантированности выживания, и взрослением, которое сопровождается чувством, что выживание можно принять как должное.

 

Возникшие после второй мировой  войны явления экономического чуда вместе с государствами

благосостояния открыли новый  этап истории и в конечном счете, проложили путь возвышению

ценностей постмодерна.

У возрастных когорт послевоенных годов  рождения в этих обществах взросление происходило в условиях, совершенно не похожих на те, в которых формировались  предшествующие поколения. Послевоенное экономическое чудо привело к беспрецедентным в человеческой истории

уровням процветания. Экономический  «пирог» стал намного больше; одно это могло бы способствовать большему чувству экономической безопасности.

Но влияние беспрецедентного процветания  взаимодействовало со вторым фактором — возникновением современного государства  благосостояния. Не абсолютное богатство, а чувство экзистенциальной безопасности является решающей переменной, и государство  благосостояния подкрепляло собою  действие экономического роста как  фактора, порождающего чувство безопасности. «Пирог» был больше, чем когда-либо прежде, и распределялся он равномернее и надежнее, чем прежде. Впервые в истории люди в массе своей — значительная их часть — выросли, усвоив ощущение, что выживание можно принимать как должное.

 

Теория межгенерационной перемены ценностей

2 ключевые  гипотезы:

  1. Гипотеза ценностной значимости недостающего: наибольшая субъективная ценность

придается тому, чего относительно недостает.

  1. Гипотеза социализационного лага (Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг)

 

Согласно гипотезе ценностной значимости недостающего, процветание ведет  к распространению постматериальных ценностей и ценностей постмодерна, то социализационная гипотеза подразумевает, что ни ценностям индивида, ни ценностям общества в целом не предстоит перемениться мгновенно. Наоборот, фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно; в масштабном виде это происходит по мере того, как во взрослом населении общества на смену старшему поколению приходит молодое.

Беспрецедентная экономическая и  физическая безопасность послевоенной эпохи привела к

межгенерационному сдвигу от материалистических к постматериальным ценностям. Молодые в

гораздо большей степени, чем пожилые, акцентируют постматериальные ценности, что, как показывает анализ по соответствующим когортам, отражает скорее генерационное изменение, чем возрастные эффекты.

 

Стресс, стратегии преодоления и системы убеждений

Когда люди чувствуют, что под угрозой  их выживание, они реагируют напряжением, стрессом, это стимулирует усилия по преодолению угрозы. Справиться с этим стрессом человеку помогает определенная система убеждений, которая формирует стратегию по преодолению угрозы. Отсутствие такой системы вызывает у людей ощущение беспомощности, приводящее  к поведению отступления.

 

Авторитарный  рефлекс.

Возникает в об-вах, переживающих исторический кризис.

2 формы авторитарного рефлекса: 
1) форму фундаменталистских или нативистских реакций (реакция на перемены принимает форму отрицания нового, а также форму вменяемого всем вокруг в обязанность отстаивания непогрешимости старых, привычных культурных моделей)

2) форму раболепного преклонения  перед сильными светскими лидерами. В секуляризованных

обществах состояние глубокой неуверенности порождает готовность положиться на таких лидеров

как на лучших людей с железной волей, способных вывести свой народ  туда, где безопасно. Это

явление часто наступает вслед  за военным поражением, экономическим  или политическим крахом.

 

Постмодернизм: меньшая значимость политической экономической власти и научного авторитета

Важной же компонентой сдвига постмодерна  является сдвиг, отвращающий и от религиозной,

и от бюрократической власти и приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета.

 

Изменение религиозных  ориентаций, тендерных ролей и  сексуальных норм

Два фактора способствуют упадку традиционных политических, религиозных, социальных и сексуальных норм:

1) усиление ощущения безопасности  снижает потребность в абсолютных  правилах. В состоянии сильного  стресса индивиды нуждаются в  твердых предсказуемых правилах. Им нужна уверенность насчет  того, что будет происходить, ибо  они в опасности — у них

имеется скудный допуск на ошибку, и им нужна максимальная предсказуемость. Постматериалисты олицетворяют противоположную позицию: выросшие в условиях относительной безопасности, они могут терпимо отнестись к большей неопределенности; им вряд ли требуется та надежность абсолютных твердых правил, какую обеспечивают религиозные санкции. Психологические издержки отклонения от каких-либо норм, с которыми человек повзрослел, ему труднее выдержать в состоянии стресса, чем при ощущении безопасности. Разбирать на составные части и затем складывать заново собственный мир — это способно вызывать крайне сильный стресс. Но постматериалисты — люди, которым даны относительно высокие уровни безопасности, — могут принимать отклонение от привычных моделей с большей готовностью, чем те, кто испытывает тревогу за свои базовые экзистенциальные потребности. Следовательно, постматериалисты, в сравнении с другими, проявляют больше готовности принять культурные изменения.

2)общественные и религиозные нормы, как правило, функциональны. Такие основные нормы, как «не убий» (иудео-христианская версия практически универсальной социальной нормы), выполняют важную социетальную функцию. Ограничение насилия узкими, предсказуемыми рамками имеет решающе важное значение для жизнеспособности того или иного общества. Без таких норм общество растерзало бы себя.

 

Роль семьи стала менее решающей.

 

Со сдвигом постмодерна сопряжены  межгенерационные изменения в обширном ряде основных

социальных норм, от культурных норм, связанных с обеспечением выживания  и продолжения рода человеческого, и до норм, связанных со стремлением  к достижению индивидуального благополучия. Например, постматериалисты и молодые явно более терпимы к гомосексуализму, чем «материалисты» и пожилые. Они гораздо снисходительнее, чем «материалисты», в своем отношении к аборту и эвтаназии, разводу, внебрачным отношениям, проституции.

 

Экзистенциальная  безопасность и восхождение ценностей  постмодерна

 

Сдвиг к постматериализму и упадок традиционных религиозных и сексуальных норм идут нераздельно, ибо оба процесса имеют общую причину: беспрецедентно высокие уровни экзистенциальной безопасности, достигнутые в современном передовом индустриальном обществе, вырастающем из явлений экономического чуда (и западного, и азиатского) последних нескольких десятилетий; а также восхождение государства благосостояния.

 

Характеристики ценностных систем при восприятии перспективы выживания  как:

 

 

Негарантированной

Гарантированной

В политике

Потребность в сильных лидерах.

Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм.

Меньшая значимость политического  авторитета. Приоритетность самовыражения,

политического участия. Экзотика / новизна

- стимулирующий фактор.

В экономике

Приоритетность экономического

роста. Достижительная мотивация.

Противопоставление индивидуальной и государственной собственности.

Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение

авторитета как частной, так  и государственной собственности.

Сексуально-семейная нормативность

На первом плане - максимизация

репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи.

Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение.

В религии

Акцент на значимости высшей

силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости.

Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная

этика. Акцент на смысле и назначении жизни.


 

Прогноз культурных изменений.

 

Теория межгенерационной перемены ценностей генерирует набор количественных прогнозов относительно локализации и скорости этих изменений. Гипотеза ценностной значимости недостающего постулирует, что ощущение экзистенциальной безопасности способствует выдвижению ценностей постмодерна. Из этого вытекают нижеследующие прогнозы:

1. В общей межстрановой перспективе: ценности постмодерна получат наибольшее распространение в обществах, где уровень богатства и степень уверенности в будущем — наивысшие; для населения скудно живущих обществ на первый план будут выдвигаться по преимуществу ценности выживания.

2. Внутри каждого конкретного  общества ценности постмодерна  наибольшее распространение

получат среди слоев, сильнее других ощущающих уверенность в будущем.

3. Краткосрочные колебания будут  соответствовать импликациям гипотезы  ценностной значимости недостающего: в периоды процветания будет  усиливаться тенденция к акцентированию ценностей благополучия; экономический спад, гражданские беспорядки или война заставят людей делать упор на ценностях выживания.

4. В долгосрочных изменениях  также найдут отражение положения  гипотезы ценностной значимости  недостающего. В обществах, проживших  в условиях высокого уровня [экзистенциальной] безопасности на протяжении нескольких десятилетий, мы обнаружим долговременный сдвиг от ценностей выживания к ценностям благополучия.

5. В обществах, испытавших длительный  период повышения экономической и физической

безопасности, мы обнаружим существенные различия между ценностными приоритетами старших

и более молодых возрастных групп: для последних гораздо более вероятно выдвижение на первый

план ценностей благополучия, чем  для старших.

6. Эти межгенерационные ценностные различия должны удерживаться довольно стабильно во

времени: хотя в каждый данный момент непосредственные условия безопасности или небезопасности будут вызывать краткосрочные колебания, основополагающие различия между когортами более поздних и более ранних годов рождения будут сохраняться на протяжении длительных периодов.

7. В общей межстрановой перспективе крупные массивы межгенерационных [ценностных ] изменений будут обнаружены в тех странах, которые пережили относительно высокие темпы экономического роста.

8. Наконец, теория межгенерационных ценностных изменений не только позволяет прогнозировать, какие виды ценностей и где именно должны выходить на поверхность, но и предсказывает, насколько значительный массив ценностных перемен должен наблюдаться в определенный период времени. Поскольку изменения базируются на смене поколений в населении, то, зная распределение ценностей по когортам годов рождения и величину когорт, можно оценить, насколько большой массив изменений будет произведен за тот или иной промежуток времени в результате

Информация о работе Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества