Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:39, контрольная работа
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.
1
Понятие о субкультурах. Молодёжь и культура.
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с
Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. На начальных этапах формирования молодежная субкультура и в России, и за рубежом создавалась как протест противоречиям, возникающим в обществе, а также как протест неспособности традиционной культуры удовлетворить интересы и потребности молодого поколения, обеспечить его самовыражение, самореализацию и право на специфическое мировоззрение. В этом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать как оппозиционную традиционной культуре.
Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир.
Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи.
1. Молодежь и "массовая культура"
"Массовая культура" давно и привычно воспринимается как символ чего-то низкопробного. Однако она опирается на самую передовую технику нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру, компьютерную графику и др. Те, кто считает своим делом культурное влияние на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого рода дорастали до современных технических возможностей и учитывали особенности восприятия молодежи.
Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у него возможность говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса.
2. Молодежная "элитарная культура"
В молодежной среде исподволь вызревает культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий.
Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите.
3. Молодежь и духовные искания
Лишь у незначительной части молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи.
Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или иные религиозные конфессии.
4. Молодежь и культурное наследие
Культурное наследие прошлых эпох не должно просто навязываться молодежи. У всех нас перед глазами печальный опыт обязательного схематизированного и заидеологизированного преподавания литературы, "воспитавшего" у многих стойкую неприязнь к серьезному чтению.
Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить "тени забытых предков".
5. Молодежь и научное знание
Благодаря однобокой пропаганде, наука ассоциируется у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием "официальной науки" обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к "тонким и параллельным мирам". И это при замечательных успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике и пр.
На фоне тотального экономического кризиса практически иссякла традиционно сильная просветительская деятельность ученых. Но это обрекает науку притока молодых талантов, а молодежь - на невежество. Общество должно найти в себе силы, чтобы разорвать этот трагический порочный круг. Необходимо также взращивание в молодежной среде будущей интеллектуальной элиты, но с обязательными "прививками" против узколобости и снобизма.
6. Бытовая культура молодежи
Бытовая среда молодежи тревожит нарастающими негативными проявлениями: вредные губительные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм), неразборчивость, поверхностность отношений в сексуальной сфере, практически узаконенная проституция, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части молодежи, падение интереса к занятиям спортом, низкая санитарная культура, обедненный язык, примитивность досугов, извращенность отношений с "предками".
В этих условиях недопустимо свертывание системы образования, ибо это усугубит и без того угрожающую безработицу в молодежной среде. Необходимо создание действенных механизмов общественного влияния на средства массовой информации не с целью регламентации их деятельности, а для создания своеобразных "общественных зеркал".
Первостепенную важность имеет выработка законодательных инициатив, чтобы с помощью федеральных и местных законов, по возможности, оградить детей и молодежь от порнографии, культа насилия и жестокости, заниженных стандартов поведения, насаждаемых в погоне за легкой наживой неразборчивым бизнесом.
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.
В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.
Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.
http://liga-ivanovo.narod.ru/
2. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира (XVI–XIX вв.).
Процесс взаимодействия культур начался много тысячелетий назад, но сейчас, в эпоху глобализации, он принял масштабный и всеохватный характер. И если бы подобное взаимодействие всегда протекало бесконфликтно, то наша история не знала бы войн, распрей, ужасов колониализма и геноцида. Можно выделить множество форм взаимоотношения культур и практически все они в той или иной степени сопряжены с насилием.
Война, геноцид относятся к наиболее очевидным по разрушительным последствиям фактам. Наименее очевидно разрушительное воздействие таких процессов как, например, модернизация и вестернизация.
Колонизация - это навязывание иммигрантами своих культурных ценностей, норм, языка местным жителям. В случае колонизации стиль потребления привносится на новую почву и становится доминирующим либо в стране в целом, либо в отдельных группах населения. Классическим примером культурной колонизации стало создание империй западноевропейских стран в Азии и Африке, сопровождавшееся насаждением там элементов европейской культуры.
Можно с уверенностью констатировать, что колонизация одной культуры другой представляет собой акт насилия, ибо «активное навязывание» чуждых ценностей есть ничто иное, как насилие. Но важно знать, всегда ли колонизация имеет отрицательные последствия, или она иногда бывает благом.
Пожалуй, наиболее удачным в этом смысле примером является Южно-Африканская Республика, в которой наблюдаются достаточно развитые институты демократии и рыночная экономика. Но подобной ситуации долгое время предшествовала эпоха колонизации и апартеида. Поэтому данный пример является скорее исключением, чем правилом. В целом же модернизация по западноевропейскому наиболее успешно прошла в Восточной Европе, где наблюдается большая родственность культур.
С колониального освоения африканского побережья были начаты в свое время поиски путей в Индию. Стоянки-форпосты, которые сооружались вдоль этого долгого пути на африканской земле, со временем становились опорными пунктами самостоятельного значения, т. е. исходными точками для развития колониальной торговли, особенно работорговли в Тропической Африке.
Однако, в XIX в. картина стала быстро меняться. Торговый колониализм трансформировался в промышленный; на смену работорговцам пришли заинтересованные в сбыте фабричных товаров и эксплуатации богатых природных ресурсов Африки европейские капиталисты. XIX век в истории Африки - время острого соперничества держав, особенно Англии и Франции, в попытках обогнать друг друга и захватить как можно больше.
Информация о работе Понятие о субкультурах. Молодёжь и культура