Понятие культуры, ее структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.

Оглавление

Понятие культуры
Онтология культуры
Виды искусства
Функции культуры
Основные эпохи в развитии культуры

Файлы: 1 файл

Понятие культуры.docx

— 30.90 Кб (Скачать)

Существуют различные  формы изображения скульптуры:

а) круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине;

б) рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди.

В свою очередь первая из изобразительных форм скульптуры имеет  следующие разновидности: статуя (изображение  отдельной фигуры, иногда с введением  элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудное изображение человека), скульптурная группа (объединение в  одной композиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и  общим характером пластики), скульптура малых форм (скульптура небольших  размеров, выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как  правило, в такой скульптуре применяется  цвет).

Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной "несущий" материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.

Известны две основные разновидности графики – рисунок  и печатная графика.

Рисунок – входит в область  уникальной графики (в отличие от печатной), может быть выполнен в  любой технике – карандаш, фломастер, уголь, соус (материал, состоящий из очень мелкого и мягкого черного  порошка с примесью клея); пастель  – цветные мелки, тушь, перо или  кисть, гуашь; монотипия – вид  графики, в котором краски от руки наносятся на гладкую поверхность  металлической доски и отпечатываются на бумаге под давлением на станке; коллапс – техника, состоящая  в применении различных наклеек  из плоских или объемных материалов (фрагменты газет, обоев, тканей); аппликация-изображение, получаемое путем наклеивания на бумагу разноцветных кусочков каких-либо материалов и любые другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться на события, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений.

Разновидности печатной графики  – эстамп, книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленной графики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видом печатной графики является гравюра. К ее разновидностям относятся:

а) выпуклая гравюра –  ксилография (гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме);

6) углубленная гравюра  – резцовая гравюра, офорт,  сухая игла (гравюра на металлической  пластинке);

в) плоская гравюра –  литография (гравюра на особом литографическом  камне);

г) цветные гравюры –  печатание с нескольких досок.

2) Архитектура (зодчество) – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.

Понятия "архитектор", "архитектура" имеют греческое  происхождение. В древнегреческом  языке слово "архи" – "старший" и "тект" – "строитель". Из этих слов родилось третье: "архитектон" – начальник строительных работ. Древние переделали его в "архитектор". Следовательно, архитектура – это  искусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие  же "зодчий" имеет славянское происхождение.

Архитектура непосредственно  участвует в формировании предметной среды. "Архитектура – искусство  не изобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает  их". Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная  особенность. Если в живописи главное  – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре  – пространство. Пространство является языком архитектуры.

Выделяется три основных вида архитектуры:

а) архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения);

б) ландшафтная архитектура (это городские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);

в) градостроительство (охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию  старых городских районов).

3) Декоративно-прикладное искусство.

Прикладное искусство. Человеку свойственно стремление к красоте  в окружающем его предметном мире, поэтому мы стараемся окружить себя предметами не только полезными, нужными, но и красивыми. Узор, украшение как  бы "прикладывается" к предмету, делает его не только утилитарным, но и богатым, нарядным, красивым. Такой  предмет ценится уже не за то, что просто полезен, но и за мастерство украшения. Позднее эту область  художественного освоения предметного  мира определили как "прикладное искусство". Предметы прикладного искусства  в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш  быт, создают праздничное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга.

Декоративное искусство  зародилось очень давно. Еще при  родовом строе человек украшал  себя браслетами, кольцами, подвесками и т. д. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и  жилища. Изделия декоративного искусства  существуют только для украшения  помещения, одежды, человека. Искусство  создавать красивые вещи стали называть декоративным (от франц., декор, украшение). Видами декоративно-прикладного искусства  являются: керамика – изделия из обожженной глины (фарфор, фаянс, майолика, терракота); резьба и роспись по дереву; ткачество, вышивка, кружево; вязание; ковры и ткани (гобелены, ручная набивка  ткани); художественная обработка металла  – узорочье; резьба по камню; резьба по кости; изделия из стекла; ювелирное  искусство.

4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

II. Временные искусства.

1) Художественная литература – вид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы:

2) Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.

Музыка может передавать как эмоции, чувства, присущие каждому  человеку, так и национальные черты  разных народов. Это выражается в  интонационном, мелодическом, ритмическом  строе.

Данный вид искусства  фиксируется с помощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяют на две большие группы: вокальные (для  исполнения голосом – пением), инструментальные (исполняемые на музыкальных инструментах).

Известны такие виды музыки, как симфоническая, оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства  является песня, соната, симфония, сюита.

III. Пространственно-временные  искусства.

1) Театр – это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.

Этот вид искусства  проявляется в виде трагедии или  комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте, пантомиме, импровизации.

2) Танец – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танец подразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический.

 

4.Функции культуры

 

1) Культура направлена  на удовлетворение физиологических  потребностей человека (это касается  и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).

2) Преобразование окружающего  света, приспособление его для  человеческого существования. Преобразование  людьми света особенно наглядно  на примере архитектуры. Стремление  к творческому преобразованию  окружающего отразилась и в  преобразовании собственно природы.  Пример – появления садов (висячие  сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).

3) Коммуникативная функция.

4) Накопление и хранение  информации.

5) Нормативная. Культура  вырабатывает нормы, способствующие  регулированию поведения людей.  Нормы поддерживают устойчивость  традиций, институтов и личных  взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают  на наиболее приемлемые формы  поведения. Нормативность распространяется  на этикет, традиции.

5. Этапы развития  культуры

 

В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы  исторического развития:

– архаика (IV – I тыс. до н.э.)

– классика (V в. до н. э. – V в. н. э.)

– средневековье (V – XV вв.)

– новое время (XVI – начало XX в.)

– новейшее время (с начала XX в.)

Культурологами внутри каждого  из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи.

– В рамках архаики – эпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы.

– В рамках классики – эпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма.

– В рамках средневековья – средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения.

– В рамках нового времени – отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789 по 1914 гг.

– В рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в.

 

Литература

 

Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы  философии. 1969. № 9. С. 99–109.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.

Давидович В.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212.

Категории и понятия теории культуры. М., 1985.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

Очерки теории и истории  культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.


Информация о работе Понятие культуры, ее структура и функции