Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:58, реферат
Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.
Понятие культуры
Онтология культуры
Виды искусства
Функции культуры
Основные эпохи в развитии культуры
Существуют различные формы изображения скульптуры:
а) круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине;
б) рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди.
В свою очередь первая из
изобразительных форм скульптуры имеет
следующие разновидности: статуя (изображение
отдельной фигуры, иногда с введением
элементов сюжетной обстановки), бюст
(погрудное изображение
Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной "несущий" материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Известны две основные
разновидности графики –
Рисунок – входит в область
уникальной графики (в отличие от
печатной), может быть выполнен в
любой технике – карандаш, фломастер,
уголь, соус (материал, состоящий из
очень мелкого и мягкого
Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться на события, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений.
Разновидности печатной графики – эстамп, книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленной графики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видом печатной графики является гравюра. К ее разновидностям относятся:
а) выпуклая гравюра – ксилография (гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме);
6) углубленная гравюра – резцовая гравюра, офорт, сухая игла (гравюра на металлической пластинке);
в) плоская гравюра – литография (гравюра на особом литографическом камне);
г) цветные гравюры – печатание с нескольких досок.
2) Архитектура (зодчество) – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.
Понятия "архитектор", "архитектура" имеют греческое происхождение. В древнегреческом языке слово "архи" – "старший" и "тект" – "строитель". Из этих слов родилось третье: "архитектон" – начальник строительных работ. Древние переделали его в "архитектор". Следовательно, архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие же "зодчий" имеет славянское происхождение.
Архитектура непосредственно участвует в формировании предметной среды. "Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает их". Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре – пространство. Пространство является языком архитектуры.
Выделяется три основных вида архитектуры:
а) архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения);
б) ландшафтная архитектура (это городские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);
в) градостроительство (охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию старых городских районов).
3) Декоративно-прикладное искусство.
Прикладное искусство. Человеку
свойственно стремление к красоте
в окружающем его предметном мире,
поэтому мы стараемся окружить себя
предметами не только полезными, нужными,
но и красивыми. Узор, украшение как
бы "прикладывается" к предмету,
делает его не только утилитарным, но
и богатым, нарядным, красивым. Такой
предмет ценится уже не за то,
что просто полезен, но и за мастерство
украшения. Позднее эту область
художественного освоения предметного
мира определили как "прикладное искусство".
Предметы прикладного искусства
в первую очередь служат практическим
целям и одновременно украшают наш
быт, создают праздничное
Декоративное искусство
зародилось очень давно. Еще при
родовом строе человек украшал
себя браслетами, кольцами, подвесками
и т. д. Позднее появились предметы
украшения одежды, а затем и
жилища. Изделия декоративного
4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.
II. Временные искусства.
1) Художественная литература – вид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы:
2) Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Музыка может передавать как эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты разных народов. Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом строе.
Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяют на две большие группы: вокальные (для исполнения голосом – пением), инструментальные (исполняемые на музыкальных инструментах).
Известны такие виды музыки, как симфоническая, оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства является песня, соната, симфония, сюита.
III. Пространственно-временные искусства.
1) Театр – это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.
Этот вид искусства проявляется в виде трагедии или комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте, пантомиме, импровизации.
2) Танец – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танец подразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический.
4.Функции культуры
1) Культура направлена
на удовлетворение
2) Преобразование окружающего
света, приспособление его для
человеческого существования.
3) Коммуникативная функция.
4) Накопление и хранение информации.
5) Нормативная. Культура
вырабатывает нормы,
5. Этапы развития культуры
В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы исторического развития:
– архаика (IV – I тыс. до н.э.)
– классика (V в. до н. э. – V в. н. э.)
– средневековье (V – XV вв.)
– новое время (XVI – начало XX в.)
– новейшее время (с начала XX в.)
Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи.
– В рамках архаики – эпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы.
– В рамках классики – эпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма.
– В рамках средневековья – средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения.
– В рамках нового времени – отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789 по 1914 гг.
– В рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в.
Литература
Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–109.
Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.
Давидович В.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212.
Категории и понятия теории культуры. М., 1985.
Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.
Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
Информация о работе Понятие культуры, ее структура и функции