Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:23, реферат
Человеческая история представляет не что иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очертания поверхности нашей планеты оказывали благотворное или задерживающее влияние на развитие человечества. Так, например, океаны, которые являются в наше время орудием международного единения и путем торговых и идейных сношений, некогда вселяли в человечество только чувство ужаса и служили средством разъединения народов.
Введение
I. Первые "речные" цивилизации и особенности их культур
1.Древний Египет…………………….. …………………….4
2. Месопотамия, Древняя Цивилизация…………..……...9
3. Древний Китай………………………………………..….11
4. Древнейшая Индия.Инд и Ганг………………………..16
Заключение
Список использованной литературы
Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.
Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.
Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...
После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды..
Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.
Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.
Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.
За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире.
К важнейшим открытиям
Средневековья относятся (X - XIII
вв.) изобретения пороха
и компаса.
9Древнейшая
Индия.Инд и Ганг
Индия — во многих отношениях загадочная и таинственная страна. Ее история одна из наиболее темных и неизвестных. Другие страны древности оставили потомству свои памятники, храмы или дворцы, но в Индии самые древние постройки и храмы не превосходят своей древностью эпоху III века до начала нашей эры; эту хронологическую дату можно с некоторой натяжкой отодвинуть еще на 150—200 лет, но не более.
Древние индусы не воздвигали ни храмов, ни надгробных памятников, они не строили ни пирамид, ни башен, не высекали на каменных скалах барельефов, способных возбудить удивление отдаленных потомков, индусы не вели даже летописей своей истории, и поэтому Древняя Индия живет для нас только в своих священных гимнах и в своих эпических поэмах.
На самом деле человечество обязано Индии первыми начатками поэтического и умственного развития, и тем не менее, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что история Индии совершенно неясна, неизвестна и, по всей вероятности, останется такой навсегда. Густой мрак скрывает от нас эпоху древнейших ведийских гимнов, отражающихся неясными, фантастическими тенями в великих эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата». Законы Ману, относимые различными учеными к эпохам IX или V веков до начала нашей эры, представляют как бы надгробный памятник цивилизации, ход и развитие которой нам совершенно неизвестны, но которая тем не менее сыграла в развитии человеческого рода важную роль, по своему значению превосходящую роль всех остальных речных цивилизаций. Ни Египет, ни Передняя Азия не оказались в силах, подобно Индии, создать такой социальный строй, который регулировался бы самостоятельным взаимодействием своих органов, основывался бы на своих собственных силах и мог бы существовать без постоянного вмешательства особой принудительной власти. В истории Египта и Халдеи нельзя даже заметить стремления к такому социальному строю, который создался в Индии; правда, этот строй был основан на таких принципах, которые мы признаем безумными и жестокими, но в области которых по крайней мере не было места произволу жреца или царя. Известно, что законы Ману даровали жрецам особенные, чудовищные привилегии, и тем не менее не только брахманы, но и сам Брахма не мог бы превратить шудру в вайшия или же, наоборот, перевести какого-либо человека из более привилегированной касты в касту более низкую, если только этот человек не пренебрегал исполнением обязанностей и формальностей, налагаемых на него фактом его принадлежности к касте. Неравенством каст Индия открывает историю права.
Когда македонское нашествие пробудило от векового оцепенения народы области Инда и Ганга, настал момент для великой революции, в развитии которой буддизм сыграл только роль первого двигателя; это обстоятельство сообщает буддийской религии непредвиденную и даже нежеланную для ее первых апостолов важность.
Некоторые специалисты по индийской культуре, особенно 10Макс Мюллер, преувеличивают, утверждая, что древняя цивилизация индоарийцев носила исключительно религиозный характер. Действительно, большинство гимнов Ригведы составлено с целью восхваления божества, т.е. вообще всего, «что наиболее могущественно». Однако, бесспорно, существовали эпохи, когда пантеон ведийских поэтов не был населен воображаемыми существами больше, чем пантеон египтян, когда у них, кроме фараона, быка и барана, не было других богов. В течение очень долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни — богу домашнего очага и Соме — опьяняющему напитки. Индра — бог небесного огня и бури — появляется в их пантеоне значительно позднее.
По убеждению древних арийцев, поэт или жрец до некоторой степени имел власть даже над самими богами и был в состоянии увеличивать или уменьшать их мощь. Арийцы верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом», а следовательно, существуют лишь постольку, поскольку существует вдохновенное настроение их почитателя.
Цивилизация Древней Индии далеко не была созданием только одних арийцев, она была результатом коллективных усилий всех племен, обитавших в бассейнах Инда и Ганга. Вообще нет никаких оснований приписывать терминам «ария» и «даса», встречающимся в ведийских гимнах, то значение, которое эти термины имеют для современных этнографов и антропологов. То место «Махабхараты», где говорится, что каждая из каст Индии, носящих общее название варна (цвет, оттенок кожи), отличается особой окраской кожи — белой у брахманов, красной у кшатриев, желтой у вайшиев, черной у шудров, — совершенно достаточно для того, чтобы удостоверить, что различия между арийцами и дасиями не исчерпывались разницей в цвете кожи и в этнологических отличительных чертах. В Индии была, собственно, лишь одна вполне арийская, или белая, каста, именно кшатрии, т.е. воины, и тем не менее брахманы, кшатрии и вайшии — все назывались общим именем «ария» (благородные) и двиджас (дважды рожденные) xv.
Общие черты исторического и культурного движения, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой организации общества в брахманический период индийской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуществились последовательные фазы исторической эволюции Индии. Более древняя из этих фаз, именно отмеченная характером идиллической анархии, развилась в волшебно плодородных долинах Кашмира; вторая началась и протекала в области Мадья-деса (центральная часть Индо-Гангской долины), на обширной равнине, ограниченной с севера зачумленной местностью «тераи» xvi , а на востоке отделенной от бассейна Брахмапутры и Бенгальского залива нездоровой болотистой страной, где смерть пожинает обильную жатву xvii . На юге эта область соприкасается с Деканом, а на ней Раджпутаны XVIII , которая отделяет ее от Оманского моря.
Ареной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. Поэты, составители гимнов Ригведы, говорят только об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гимнов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область. В эпоху расцвета цивилизации на берегах Ганга в Индии окрепла кастовая организация.
Несмотря на крайне скудные памятники, оставленные первобытной индийской цивилизацией, несмотря на очевидное искажение памятников древней письменности позднейшими поколениями брахманов, все же мы имели возможность проследить распространение индийской цивилизации с верховьев Инда к устью, в ту страну, где Инд, пробившись через пески пустыни, теряется в огромной лагуне. По мере того как древние арийцы, основатели индийской цивилизации, удалялись из счастливой Верхней страны, в их душах ослаблялось доверие к своим силам. Радостное настроение, порожденное свободной жизнью под благодетельным небом, среди богатых пастбищ и плодородных полей, заменялось чувством страха перед засухами и боязнью недостатка воды. Глава рода или семейства, повинуясь собственным порывам вдохновения, еще, правда, призывает богов — распределителей благ, но религиозный культ все более и более отклоняется от божеств Агни и Сомы, мирных покровителей домашнего очага; на сцену выдвигаются новые божества — бог атмосферы Индра и повелитель ветров Рудра, который громовым голосом гоняет по небу облака, этих «небесных коров», и заставляет их орошать поля арийцев. В общественной жизни начинают играть заметную роль жрецы как обособленная жреческая каста.
Арийское общество, правда, искони разделялось на пять классов ( Pantcha manoucha ) — слуги, господа, воины, посвященные и князья. Но в эпоху составления Ригведы ни один из этих классов не господствовал над другими, не эксплуатировал и не подавлял других. Один из гимнов Ригведы говорит, что «в сражении Агни очень часто помогает и незнатному арийцу».
Инд иногда сравнивают с Нилом, так как и он орошает своими водами пустыню и оплодотворяет прилегающую к нему местность. Не без некоторого основания можно назвать и весь Пенджаб Египтом в миниатюре, окруженным четырьмя или пятью маленькими Месопотамиями. Раздробление его территории на разные физико-географические области препятствовало образованию в его границах единого политического целого и, наоборот, благоприятствовало созданию нескольких областных деспотий, управлявшихся отдельными деспотами, которые строили дороги, проводили каналы и т.п. Надо полагать, что в минуту общих бедствий эти отдельные государства должны были вступать друг с другом в союз, но история не сохранила об этом никаких воспоминаний; чаще всего эти деспотии враждовали друг с другом и стремились победить своих соперников; раджа, покоривший своих соседей, получал титул махараджи. Как кажется, первый из раджей, успевший объединить под своей властью все племена западной Арьяварты, был Магадха, основавший свою столицу Гастинапуру в бассейне Инда xxii .
Оба великих речных бассейна Арьяварты — бассейн Инда и бассейн Ганга, — не будучи разделены никакой естественной преградой вроде высокой горной цепи, обладали почти одинаковыми географическими условиями, а следовательно, и почти тождественными данными для решения основной проблемы своего существования — регулирования вод. В долине Ганга, между устьем Джамны и Бенаресом, в среднем выпадает несколько больше дождя, чем в долине Инда, но все же количество влаги и здесь недостаточно, чтобы обеспечить урожай хлебов. В урожайные годы плодородие почвы здесь не меньше, чем в долине Нила и в Месопотамии; благодаря этому восточная часть Арьяварты была с незапамятных времен населена наиболее густо, а следовательно, наиболее сильно страдала от засух и голодовок. Целая сеть заботливо поддерживаемых каналов является здесь настоятельно необходимой, для того чтобы полностью эксплуатировать в целях земледелия капризные течения Джамны и Ганга.
Некоторые исследователи ставят вопрос: не зародилась ли индийская цивилизация раньше в долине Ганга, чем в долине Инда. Но разрешить этот вопрос не представляется возможным за неимением данных. Мы можем лишь предполагать, что плодородные долины по Гангу и его притокам раньше увидели высшие фазы цивилизации; интересно отметить, что Пенджаб и доселе остается беден большими городами, тогда как в восточной Арьяварте таких городов сравнительно много.
Достигнув предела развития
речного периода цивилизации,
индусская нация, запертая
в изолированной стране,
примирилась со своей
судьбой и безропотно
покорилась; индусский
народ замер в бездействии,
в бесстрастном покое
и в созерцательном
экстазе; характерной
чертой индусской жизни
явилось факирство —
это своеобразное явление,
самопроизвольно выросшее
на почве, оплодотворенной
Гангом. Но суровый режим
кастового строя господствует
главным образом в восточной
половине Арьяварты,
тогда как на берегах
Инда, в Раджпутане и
Кашмире, еще и в наши
дни слышатся замирающие
отголоски ведийских
традиций.
Заключение
Каждая из четырех великих культур древности, как это свидетельствует изучение, является результатом гидрологических систем тех стран, которые служили им колыбелью, и, сообразно с этим, культурная история во всем Старом Свете представляет собою тяжкую задачу, заданную человеку физико-географическими особенностями страны.
Информация о работе Первые "речные" цивилизации и особенности их культур