Первобытные формы культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Тотемизм 5
Глава 2. Анимизм 8
Глава 3. Магия 10
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих  пор сохранились у некоторых  народов. Например, у австралийских  племён магический обряд вызывания  дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя.

Похоже, что  всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.

С течением времени  многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...

Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной  магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.

 

Заключение

 

Нет обществ, какими бы примитивными они ни были, без  религии и магии. Существуют передаваемые из поколения в поколение обряды и обычаи, к которым туземцы относятся как к священным, выполняя их с благоговением и окружая запретами и особыми правилами поведения. Такие обряды и обычаи всегда связаны с верой в сверхъестественные силы, особенно — в магию, или с представлениями о духах, привидениях, умерших предках, богах и сверхъестественных созданиях. Сущностью примитивной религии является анимизм, вера в души и духов; он показывает, как эта вера зарождалась из ошибочной, но последовательной интерпретации сновидений, видений и тому подобных явлений. Размышляя о них, примитивный философ или теолог приходил к заключению о различии между человеческой душой и телом. Душа, очевидно, продолжает свое существование после смерти, так как она предстает в сновидениях, является оставшимся в живых в воспоминаниях и видениях и явно влияет на человеческие судьбы. Так зародилась вера в привидения и души умерших, в бессмертие и потусторонний мир. Но человек вообще, и каждый человек в частности, склонен представлять внешний мир по своему образу и подобию. А значит, если животные действуют, так или иначе ведут себя, помогают человеку или мешают ему; растения изменяются, а предметы могут быть перемещены — все они также должны быть наделены душой или духом. Таким образом, анимизм был построен на наблюдениях и умозаключениях незрелого и наивного ума.

 Человек  на ранней стадии своей истории, прежде всего, стремится обрести контроль над течением естественных процессов, исходя из своих практических целей, и делает он это непосредственно через ритуал и заклинание, пытаясь заставить ветер и погодные условия, животных и урожай подчиняться его воле. Но обнаружив ограниченность своего магического могущества, он в страхе или в надежде, с мольбой или вызовом обращается к высшим созданиям, то есть к демонам, духам предков или богам.  Магия, основана на уверенности человека в том, что он обретет прямое господство над природой, если только будет знать управляющие ею магические законы.

В тотемизме  мы видим  сочетание сугубо утилитарного беспокойства по поводу самых необходимых  объектов своего окружения и некоторой одержимости теми из них, что поражают его воображение и привлекают его внимание, вроде красивых птиц, рептилий и представляющих опасность животных.

Своей, казалось бы, странной связью со сложной формой социальной организации,  тотемизм раскрыл значение социального аспекта во всех ранних формах культа. Дикарь зависит от группы, с которой находится в непосредственном контакте, как в силу практического сотрудничества, так и благодаря общности склада ума и вообще душевного склада, менталитета, причем зависит значительно сильнее, чем человек цивилизованный. Робертсон - Смит, полагал, что примитивная религия "по своей сущности была скорее делом общины, чем индивидов". Согласно Дюркгейму, который наиболее убедительно выразил эту точку зрения, "религиозное" тождественно "социальному". Ибо "в целом... общество имеет все необходимое, для того чтобы вызвать в наших умах одной лишь своей властью, которую оно имеет над нами, чувство Божественного; ибо для его членов оно является тем, чем Бог является для его почитателей". Профессор Дюркгейм приходит к этому заключению, изучая тотемизм, который, по его мнению, является самой примитивной формой религии. По его мысли, "тотемический принцип", который тождественен Мане или "Богу клана... не может быть не чем иным, как самим кланом". 
  
Список использованной литературы

 

  1.  Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964;
  2. Журнал «Скепсис» 2002, № 1 http://scepsis.ru/library/id_372.html
  3. Журнал «Скепсис» 2003, № 1 http://scepsis.ru/library/id_305.html
  4. http://www.mystic-chel.ru/~ancient-culture/animism.htm
  5. Дмитрий Николаевич Павлюченко/Образовательный сайт «Цивилизация»/

http://www.pavluchenkov.ru/religij-pervobitnaj/page113/index.html

  1. Культурология/Вопросы и ответы к экзамену и зачету по культурологии/http://www-cultura.narod.ru/exam.html#22
  2. Леви - Строс Клод/«Первобытное мышление»/http://lib.uni-ubna.ru/search/files/phil_levy_stross_mind/~phil_levy_stross_mind.htm#13
  3. Тайлор Э.Б. - Теория анимизма/«Хрестоматия по религии»/http://lib.rin.ru/doc/i/17970p.html

1  Юрий Семенов/Скепсис/http://scepsis.ru/library/id_393.html/09.03.09

2 Непознанное/Mystic-Chel.Ru/http://www.mystic-chel.ru/~ancient-culture/animism.htm/

09.03.09

3  Юрий Семенов/Скепсис/http://scepsis.ru/library/id_372.html/09.03.09


 



Информация о работе Первобытные формы культуры