Памятники города Красноярска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Памятник — это скульптура или архитектурное сооружение, предназначенные для увековечения реально существовавших (существующих) людей (иногда животных), исторических событий или объектов: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск. В городе Красноярске насчитывается около 120 памятников федерального значения и около 90 памятников местного значения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1. Классификация памятников культуры и истории………………………
4
2. Памятники истории и культуры города Красноярска………………….
6
2.1 Памятник Василию Ивановичу Сурикову………………………….
6
2.2.Памятник Андрею Дубенскому……………………………………..
6
2.3. Памятник Андрею Геннадьевичу Поздееву……………………….
7
2.4. Памятник Леониду Васильевичу Киренскому …………………...
8
2.5. Памятник Владимиру Ильичу Ленину…………………………….
8
2.6. Памятник Антону Павловичу Чехову……………………………...
8
2.7. Памятник Виктору Петровичу Астафьеву………………………
9
2.8. Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому………………
10
2.9. Памятник Архиепископу Луке…………………………………….
10
2.10. Памятник командору Николаю Резанову………………………...
10
2.11 Гора Караульная (Часовня Параскевы Пятницы)………………...
11
Заключение …………………………………………………………………..
16
Приложение ………………………………………………………………….
17
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Памятники города Красноярска.doc

— 1.66 Мб (Скачать)
2.9. Памятник Архиепископу  Луке

 

Установлен в сквере по пр. Мира, 116. Автор Б.В. Мусат Валентин Феликсович родился в 1 году в городе Керчь. В 1903 году закончил медицинский факультет Киевского университета. Доктор медицины, профессор, богослов. За книгу "Очерки гнойной хирургии" в 1944году получил Сталинскую премию. Ранее были ссылки в Енисейск, Туруханск, Архангельск. С 1941г. - главный хирург госпиталей Красноярского края, хирург госпиталя (в школе №10, где сейчас музей его памяти).

Войно-Ясенецкий - епископ Красноярский и Енисейский, архиепископ Ставропольский Лука. Умер в 1961году. В 1995году прославлен в лике святых.

2.10. Памятник командору Николаю Резанову

 

Мемориальный комплекс "Камергер Николай Петрович Резанов"  установлен  9 июня 2007 года на площади перед большим концертным залом. Авторы: скульптор К. Зинич, архитектор А. Касаткин. Резанов Николай Петрович(1765-1807) - действительный камергер, основатель и руководитель Российско-Американской компании, чрезвычайный посланник в Японию и Китай.

Н.П. Резанов был женат  на дочери иркутского купца Г.И. Шелехова Анне, имел двоих детей. Через восемь лет брака жена умерла. Резанов  стал инициатором первой русской  кругосветной экспедиции. Шелехов и  Резанов были первыми, кто основал  русские поселения на Аляске. В 1867году правительство России продало Аляску и Алеутские острова за 7,2 миллиона долларов США. Резанов умер в Красноярске 1 марта 1807 года на пути в Санкт-Петербург. Могила Резанова не сохранилась. Романтическая любовь 40-летнего командора Резанова и 15-летней Консепсии де Аргуэльо, дочери коменданта крепости Сан-Франциско, предстала в рок-опере А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского "Юнона и Авось"

2.11 Гора Караульная (Часовня Параскевы Пятницы)

 

Часовня Параскевы Пятницы играет очень большую роль в жизни города, она видна почти из любого уголка Красноярска и является своеобразным символом города. Это одно из самых известных сооружений Красноярска, а прекрасная панорама, открывающаяся от часовни, делает это место очень популярным, в эту часовню приезжают люди со всей России и даже из-за рубежа. Вместе с тем часовня олицетворяет собой памятное историческое место, связанное с боевым прошлым Красноярска.

Именно здесь была сооружена  деревянная сторожевая вышка, где находился  казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. Со смотровой площадки видна панорама всего города с его индустриальным пейзажем и крестами красноярских храмов, с его чудным природным обрамлением. С высоты птичьего полета открываются виды на долины Енисея и Качи, на Николаевскую сопку и Стрелку, Свободный проспект, Коммунальный мост и правобережные зубцы скалы Такмак.

У самого горизонта видна неровная линия Куйсумских гор и круглая вершина горы Карадаг на востоке. Чуть ниже часовни в память о казаках-основателях расположили пушку, которая каждый день ровно в 12.00 прямой наводкой бьет по раскинувшемуся внизу городу. Естественно, холостыми, но получается настолько громко, что у автомобилей срабатывает сигнализация.

Деревянных предшественниц Покровской церкви было несколько, первая из них  была срублена еще в середине ХVII в. на территории "большого города", в юго-западной части торгово-ремесленного посада (район пересечения современных улиц Мира и 9 января). После пожара 1773 года встал вопрос о строительстве новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по "высочайше утвержденному" плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь "невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную".

Новую деревянную церковь Покрова  заложили осенью 1774 года. Любопытна  её судьба. Переименованная в 1790 году в Благовещенскую, а позднее во Всехсвятскую, церковь дважды переносилась до того как сгорела, уступив свои места одноименным каменным церквям.

Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к  северо-западу от деревянной (сейчас угол пр. Мира и ул. Сурикова). Строительство её шло с 1785 по 1795 год. Сначала площадка под нее была расчищена местной воинской командой и принята от военного коменданта "церковным строителем отставным дворянином Михаилом Юшковым и церковным старостой Даниилом Черкасовым. Именовать заложенную церковь Покровской (а не Богоявленской, как вначале предполагалось) "проголосовали все прихожане" 2 апреля 1785 г. Все расходы по возведению церкви и содержанию её причта брали на себя прихожане. Фактически участие в строительстве принимали все жители Красноярска и уезда. Прихожане по очереди выполняли все вспомогательные работы на стройке: подвозили песок, кирпич, лес, воду, камень, известь, обеспечивали охрану материалов.

К середине 1789 г. церковь была уже  почти полностью выстроена. Чтобы ускорить работы, в каменный храм перенесли многое из внутреннего убранства деревянной старой церкви, в том числе и "престольный Покровский и четыре местных образа, для которых срочно столярной и резной работой делался иконостас". Резал иконостас красноярский мещанин Федор Ушаков. Иконостас простоял в здании до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На каменной колокольне оказались все три колокола с бывшей деревянной, а в холодный храм перенесли слюдяные оконницы старой церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе 1790 года, но прежде, чем завершились все работы по "строению и церковному благолепию", прошло еще пять лет. Только 30 июня 1795 года был освящен главный, холодный, храм Покрова Пресвятой Богородицы и церковь стала считаться полностью действующей.

В 1840-х гг. Покровская церковь претерпела существенную реконструкцию. Были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор, ризница  и просвирня, получившие плоские  перекрытия. Были произведены другие работы, в том числе подновлены росписи в интерьерах и появились яркие пятна росписи на фасадах – в прямоугольных рамах верхнего яруса и в тимпанах трехлопастных полуглавий - подвышений четверика.

В дальнейшем архитектурный облик  здания существенно не изменялся, поэтому Покровская церковь хорошо сохранила свою первоначальную объемную композицию и элементы декоративно-пластической разработки стеновых поверхностей.

Церковь Покрова в Красноярске  занимает достойное место в ряду известных памятников монументальной архитектуры Сибири, представляя собой мало изученное звено регионального стиля – енисейскую школу сибирского барокко. В её архитектурных формах и декоре органично слились приемы русского узорочья XVII века и европеизированного столичного барокко.

В этом году Свято-Благовещенская женская  обитель отметила свой двенадцатый  престольный Праздник. Как пуст пейзаж без храма, так и город мёртв без церквей. Рождение каждого храма - это рождение в вечность. Рождение Свято-Благовещенского собора г. Красноярска можно отнести ещё к 1795 году, когда красноярцы обратились с письмом-прошением, в котором изъявили желание соорудить новую церковь: «Многие сего города разного звания люди возымели усердное желание соорудить нам иную двухэтажную церковь и украсить её подобающим благолепием, в нижнем – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в верхнем - св. апостола евангелиста Иоанна Богослова, на отведённом по плану очень хорошем и пристойном месте.."

Разрешение на это строительство  пришло в 1801 году, а в ноябре 1804 года на день Архистратига Михаила и прочих Бесплотных сил произошла закладка церкви, и был освящён первый камень храма. Основная часть здания церкви возводилась в 1804-1808 годах иркутским мастером И.Прохоровым. Верхнюю часть собора возвёл приглашённый из Енисейска мастер И.Огрызков. Закончил строительство церкви Пётр Ларионов в 1913 году. Полностью же строительство храма завершилось в 1817 году. Благовещенская Церковь славилась далеко за пределами Красноярска. Вплоть до возведения кафедрального Богородице-Рождественского Собора (1861г) это было самое высокое здание города. Более 100 лет в ней совершались Богослужения. Судьба её повторяет судьбу многих храмов и обителей послереволюционных лет в нашей стране. В 1921 г. Благовещенский храм был отдан под склад меховой пушнины. Без колокольни и крестов, которые были снесены, архитектурная красота здания сразу потеряла свою целостность, законченность и красоту. Здание превратилось в серое казённое учреждение, таким оно пребывало до 1988 г., когда вновь было отдано Церкви. В ноябре 1991 г. высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Красноярский и Енисейский отслужил здесь первую, после длительного перерыва, Божественную Литургию.

Назначенный ответственным за восстановление храма архимандрит Серафим (Брыскин), прибывший из г. Черногорска, вскоре подаёт на имя правящего архиерея Владыки Антония прошение о разрешении на создание женской обители при Благовещенском Храме.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня Красноярск - крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири, административный центр гигантского края, на

4 000 км протянувшегося  с севера на юг по берегам  Енисея.

Среди памятников архитектуры – памятники великим художникам, таким как В.И.Суриков и А.Г.Поздеев, выдающимся писателям и политическим деятелям, например, В.И.Ленину, Ф.Э.Дзержинскому и конечно же установлен памятник основателю города – А.Дубенскому. Рядом с уцелевшими одно- и двухэтажными деревянными домами (XIX - начала XX вв.) расположились современные архитектурные постройки: музейный комплекс на Стрелке, здание Красноярской краевой филармонии с Большим концертным залом. По проспекту Мира - Драматический театр, театр Оперы и Балета, множество памятников великим людям.

На проспекте Мира обращают на себя внимание ряд зданий, часть которых  построена в 1930-е гг. по проектам голландских архитекторов, приехавших помогать молодой советской власти.

Мировую известность Красноярску  в конце XIX века принёс Василий Иванович Суриков, родившийся здесь в 1848 году в старинной казачьей семье. Великий  русский живописец уже при жизни стал классиком. Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и другие стали украшением и гордостью лучших музеев мира. В городе находятся Музей-усадьба В.И.Сурикова, художественный музей им. В.И. Сурикова, Более того, недалеко от Красноярска, жил известный писатель В.П.Астафьев, который также является большой гордостью города. 
ПРИЛОЖЕНИЕ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Дубенский 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Г.Поздеев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Академик Киренский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.И.Ленин

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                                                               В.П.Астафьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.П.Чехов

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.Э.Дзержинский

 

 Архиепископ Лука


Пушка на Караульной горе

Н.Резанов

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Чагин В.В. Красноярск: Путешествие по городу в далекое и близкое:/ Сост., автор текста В.В.Чагин. – Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. – 136с., илл.

 

  1. Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I./ Н.И.Дроздов, Е.В.Артемьев, В.А.Безруких, Г.Ф.Быконя, В.И.Федорова – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005.-240 с., илл.

 

  1. Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть II./ Н.И.Дроздов, Е.В.Артемьев, В.А.Безруких, Г.Ф.Быконя, В.И.Федорова – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. – 240 с., илл.

 

  1. Рукша Г.Л. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 4.

Часть I./ Г.Л.Рукша, Г.Ф.Быконя, Т.А.Коломеец – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1997. – 350с.

 

  1. Ярославцева Л.И. Красноярский краевед:/ Л.И.Ярославцева – Красноярск: Кн. изд-во, 1991. – 304 с.

 

  1. http://www.fl09.ru/

 

  1. http://museum.krsnet.ru/

 

  1. www.culturemap.ru

 

  1. http://nnasledie.by.ru/index5.htm

 

  1. http://www.sayanring.ru/rus/foto/

 

  1. http://www.sibterra.ru/

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Памятники города Красноярска