Памятники античного искусства на территории Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:17, реферат

Краткое описание

Культура и искусство античности оставило яркий след на территории современной Украины. Дело в том, что одна из самых ярких ранних цивилизаций, в частности, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима оставили яркий след на территории Северного Причерноморья, где в период с VI по IV века до нашей эры греческими поселенцами были образованы рабовладельческие города – государства (полисы) Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Гермонасса, Кепы, Горгиппия и некоторые другие.

Оглавление

Введение.
1. Колонизация Северного Причерноморья. Развитие городов.
2. Архитектура городов Северного Причерноморья.
3. Достижения скульптуры Северного Причерноморья.
4. Декоративно – прикладное искусство Северного Причерноморья.
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат Культурология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

      В строительстве городов необожженный кирпич постепенно вытеснялся камнем. Чаще всего применялась кладка насухо, без раствора. В некоторых случаях каменные квадры соединяли металлическим скрепами – пирронами, имевшими форму двойного ласточкиного хвоста. Иногда применялась кладка на глиняном растворе. Известковым раствором пользовались только в тех случаях, когда необходима была полная водонепроницаемость – при устройстве цистерн, виноделен и других. Более широко известковый раствор стали применять с 1 века н.э..

      Одной из наиболее распространённых систем кладки была полигональная, из больших, неправильной формы, хорошо пригнанных камней, на глиняном растворе, применённая при строительстве открытого в Ольвии «полигонального дома VI – V веков до н.э. Кладка  из прямоугольных блоков изменялась в зависимости от назначения здания, его размеров и необходимой прочности. Наиболее монументальными и прочными были крепостные стены. Их возводили виде двух панцирей – наружной и внутренней каменной кладки; промежуток заполняли бутом и заливали глиняным раствором. Наиболее прочна была кладка «тычком и логом», когда квадры клали плашмя. Именно так сложена нижняя часть многих крепостных стен.

Для стен жилых домов забутовку не применяли, и квадры составляли всю толщину  стен. Наружную поверхность камня  грубо обрабатывали рустом, что создавало  игру светотеней и усиливало эстетическую выразительность.

      Многие  дома были двухэтажные. У входа находилась привратницкая. Одно из больших помещений, примыкавших к дворику, было комнатой владельца (одновременно и домашним святилищем), другое – столовой; спальню  устраивали в глубине дома. Женщины – хозяйка, её дочери и служанки – занимали второй этаж дома или самую отдалённую часть дома.

      В то же время, нельзя не отметить, что  искусство городов Северного  Причерноморья сложилось во взаимодействии с местной культурой и искусством местных племён, подвергшихся эллинизации. Важную роль в этом процессе сыграл и ввоз сюда многочисленных художественных произведений из греческих городов.

      Судьба  античных архитектурных памятников в городах Северного Причерноморья  сложилась крайне неблагоприятно. Отсутствие мрамора и недостаток камня приводили к тому, что здания, пришедшие в ветхость и разрушенные во время войн или землетрясений, разбирали, чтобы материал использовать вторично, для других построек. Это свидетельствует об экономности и хозяйственности древних жителей нашего полуострова.

      В Нимфее, в 17 километрах от Керчи, в живописном, уединённом месте, на берегу моря в  VI веке до н.э. было построено святилище, посвящённое богине плодородия  и земледелия Деметре. Оно было не очень велико – всего 102 квадратных метра. В плане это был не совсем правильный  прямоугольник. Здание было сложено из сырцовых кирпичей на невысоком цоколе из мелких камней. Четвёртую стену заменяла скала, к которой примыкало святилище. Поверх деревянного перекрытия лежала черепица. Вход был украшен карнизом из раскрашенных терракотовых плиток. Колонн и других элементов ордера, по всей вероятности, не было (не были обнаружены при раскопках). Святилище погибло от пожара, затем в начале V века до н.э. было восстановлено и расширено и существовало с переделками до III века до н.э.

      Среди остатков терракотовых рельефов, составлявших часть архитектурного декора зданий, в Пантикапее была найдена часть кровельного украшения – акротерия конца VI или начала V века до н.э. с изображением бога солнца Гелиоса. По видимому, акротерий происходил из Малой Азии. Эта находка позволяет сделать вывод, что монументальные постройки в городах Северного Причерноморья были покрыты черепицей, а украшение зданий осуществлялось раскрашенными терракотовыми рельефами. Эта техника была широко распространена в период архаики в Греции, Италии, Малой Азии. Позднее она нашла применение и в городах Северного Причерноморья.

      На восточном склоне горы Митридат  в Керчи, где в древности  находился Акрополь Пантикапея, столицы Босфорского царства, были найдены части большого архитектурного сооружения: пять баз и часть капители ионийского ордера  из желтоватого известняка, а также большой фрагмент архитрава, тоже ионийского ордера, высеченный из плотного мраморовидного известняка. Это остатки  здания архаического времени (конца VI – начала V века до н.э.). Вероятно, это был главный храм, посвящённый Аполлону, покровителю Милета, выходцами из которого был основан Пантикапей. Храм был прямоугольный в плане. Предположительная высота храма – 10,5 метра, ширина – около 20 метров, длина – около 50 метров. По фасаду было расположено шесть колонн, по длинным сторонам храма – по пятнадцать колонн.

   

Вопрос 3. Достижения скульптуры Северного Причерноморья.

      Трудно  себе представить античный город без скульптуры. В городах Северного Причерноморья в архаический период, несомненно, имелись культовые статуи в храмах, могли быть и надгробные рельефы. Но всё это погибло, кроме нескольких дошедших до нас фрагментов мраморных статуй и рельефов, происходящих, по – видимому, из Малой Азии и Греции.

      К началу VI века до н.э. относится найденный в Ольвии фрагмент головы статуи куроса (юноши). Форма головы, приближающаяся к квадрату, и характерная причёска с тщательно переданными прядями волос, образующими сзади квадратики, говорят о близости этого фрагмента к малоазийским памятникам искусства, а сорт мрамора позволяет предположить, что статуя была выполнена на острове Самос.

      К тому же типу относится и найденный  в Ольвии торс юноши. Более мягкая моделировка мускулатуры и более живое движение позволяют отнести торс ко второй трети VI века до н.э.

      На  Таманском полуострове в древних  Кепах была найдена в 1961 году мраморная  голова юноши позднего архаического периода малоазийской работы.

      Немногочисленным  фрагментам скульптуры из городов Северного Причерноморья присущи черты греческой архаики: статичность, замкнутость композиции, напряжённость ритма, острая конкретность передачи основных черт натуры.

      Терракотовые  статуэтки, обнаруженные археологами  во всех причерноморских городах, - это главным образом изображение богини. Спокойно и неподвижно восседает она в кресле. Длинные одежды скрывают формы тела.. На голове – покрывало. Плотно прижатые руки покоятся на коленях. Лицо обращено к зрителю. Фигурки эти невелики – 12 - 20 сантиметров высотой. Незначительная расчленённость, текучесть формы и обобщённость трактовки говорят об их ионийском происхождении. Полые внутри, они оттискивались в двух формах. После обжига их покрывали белой обмазкой и раскрашивали, употребляя белый, чёрный, красный, жёлтый, реже – голубой цвет. Иногда краску накладывали прямо на глину, без обмазки. Краски обжигу не подвергались.

      Терракотовые  статуэтки сидящей богини были, вероятно, повторением храмовой монументальной скульптуры, так как монументальность, присущая статуям архаического времени, сохраняется и в маленьких фигурках.

      Другим  важнейшим типом архаических  терракотовых статуй является статуэтка  стоящей женщины, иногда держащей в  руках птицу или плод. Это могло  быть изображение богини, жрицы или жертвовательницы. Пропорции тела – довольно удлинённые. На голове – покрывало. Длинный узкий хитон подчёркивает стройность фигуры. Особенное очарование вызывает тонкая моделировка лица с лёгкой улыбкой. Плотно прижатые руки и фронтальность композиции составляют особенность стиля эпохи.

      С давних времён в Северном Причерноморье  был известен образ богини Деметры, покровительницы земледелия, богини растительности, олицетворение матери – земли. Этот образ мы встречаем  в терракоте – так называемые протомы, то есть погрудные строго фронтальные изображения богини с покрывалом на голове. В период VI – V веков до н.э. облик Деметры ещё очень архаичен. У неё удлинённое лицо с острым подбородком, большие выпуклые глаза, тонкий нос, губы изящного рисунка с приподнятыми в условной улыбке уголками. Притомы оттискивали в формах и обжигали так же, как и все другие терракоты. Размеры их различны, в среднем 8 – 10 сантиметров, но  были и большие – около 20 – 25 сантиметров.

      Реже  среди терракот встречаются изображения Аполлона и других мифических персонажей.

      Почти все архаические терракоты, найденные  при раскопках городов Северного  Причерноморья, происходят из Самоса, Родоса и других ионийских центров, но некоторые статуэтки выполнены в привозных формах (такие формы найдены) из местной глины. Они отличаются от привозных тем, что в них нет следов доработки деталей после формовки, свойственных произведениям греческих мастеров.

      Таким образом, в архаическую эпоху  в искусстве Северного Причерноморья  господствовали те же образы, которые создавались скульпторами метрополии, в тех же художественных формах. Они были монументальны, отражали оптимистический жизнеутверждающий характер эпохи, в них ощущался интерес к реальным, живым формам. 
 

Вопрос  4.  Декоративно – прикладное искусство Северного Причерноморья.

     Расписная керамика, найденная в архаических  слоях, раскрывает перед нами все  основные направления греческой  вазописи.

      Одна  из ранних (около середины VII века до н.э.) ваз найдена в погребении на Темир – Горе близ Керчи. Это одноручный кувшин Родосской работы высокого художественного мастерства. Характерна устойчивая, несколько приземлённая форма этой вазы, с округлым туловом, стройным высоким горлом и плавно изогнутой ручкой. Вазописец тонко ощущает форму сосуда и умело разделяет роспись на зоны: нижняя, отделённая пояском орнамента, покрыта расходящимися лепестками, подчёркивающими форму вазы, следующий, широкий пояс воспринимается как главное вместилище, третья зона – плечи сосуда и. наконец, горло, вертикализму которого соответствует строго геометрический крупный меандр.

      Лёгкость, стремительность горных козлов, львов, пантер, переданные в смелом и тонком рисунке коричневым лаком на тулове вазы, светлое поле фона с разбросанными  на нём свастиками и розетками  – всё выполнено рукой опытного художника. Повторение бегущих фигур создаёт динамичный ритм, и вместе с тем в этом повторении чувствуется ещё не преодолённая тяга к геометризации, которая была присуща росписи ваз в VIII веке до н.э. Живописная гамма сходна с вазовыми росписями Родосской школы того времени.

        В акрополе Пантикапея была  обнаружена  погребальная маска Босфора, властелина одноименного царства. Сделана из золота, высота 22,5 см. Находка датируется III веком до н.э. Найдена в 1837 году археологом А.Б. Ашиком. В настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже города Санкт – Петербурга в России. Маска лежала на черепе в мраморном саркофаге с останками босфорского царя Рескупорида III (либо одного из членов его семьи). Исполнена, возможно, по гипсовой маске с лица умершего, так как портретность черт очевидна. В гробнице также было найдено много художественных изделий из драгоценных металлов.

         В окрестностях Керчи обнаружена диадема погребальная. Находка относится к первым векам нашей эры. Сделана из золота с сердоликовой вставкой, а также с тиснением. Размеры диадемы: длина 59,3 см., ширина – 1,8 – 3,9 см. Выполнена в виде плоской ленты, сужающейся к концам, с тисненным орнаментом-елочкой. В центре ленты - сердоликовая вставка в прямоугольном карсте. По обеим сторонам от вставки было закреплено по 7 листьев из золотой фольги с тисненым орнаментом. В настоящее время  хранится  в Государственном  историческом музее, г. Москва.

      Ценной находкой является золотой  перстень. Размеры перстня : диаметр 2 см; ширина щитка 0,8 см. Перстень выполнен из цепочек с прямоугольным зерненым щитком. Шинка перстня сформирована из шести цепочек сложного объемного плетения из спаянных звеньев. Щиток представляет собой прямоугольную золотую пластину,  в которой закреплены цепочки шинки. На лицевую сторону щитка напаяны жгуты из двух перевитых гладких проволок, образующие два прямоугольника, один в одном; внутри меньшего выложена спираль из такого же жгута. Поверх сканого узора напаяны восемь золотых зерен. Датируется началом нашей эры.

     Интересной  находкой в районе Керчи является  подвеска, выполненная из золота, сердолика; при производстве использовалась ковка, пайка, резьба по камню. Находка датируется первыми веками н.э. Размеры: подвеска с петлей -2,1 х 1,3 см; вставка - 1,45 х 1,15 см. В настоящее время хранится в Государственном историческом  музее, г. Москва.     Подвеска овальная со вставкой - геммой. Оправа обрамлена рубчатой проволочкой, к оборотной стороне припаяна широкая ребристая пластинка, согнутая в петлю. Гемма на плоском овальном сердолике - женская головка в профиль влево, волосы собраны в низкий узел и украшены лентой. Оправа обрамлена рубчатой проволочкой, к оборотной стороне припаяна широкая рифленая пластинка, согнутая в петлю.

      Интересен найденный в Ольвии хиосский кубок. Среди орнамента на нём изображены бегущие обнажённые человечки в колпачках, имеющие гротескный характер.

      Искусство аттической вазописи VI века до н.э. представлено в археологическом материале городов Северного Причерноморья очень полно. Его особенностью было то, что фигуры выполнялись чёрным лаком на светлом фоне глины.

      Постепенно  круг сюжетов становился всё шире. Роспись, не стеснённая  уже делением  на зоны, занимала на вазе главное место. Вместе с тем, композиционная связь между росписью и формой сосуда не ослабевала. На новой более высокой ступени декорировки ваз силуэтные изображения воспринимались по – видимому, как наиболее живые и правдивые. Употребление лилово – красного пурпура и белой краски, а также процарапывание деталей придаёт чёрнофигурным изображениям выразительность и нарядность.

Информация о работе Памятники античного искусства на территории Украины