Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:02, реферат
Письменная деятельность отцов и учителей Церкви II и III веков обусловливалась
обстоятельствами того времени. Прежде всего они чувствовали надобность в опровержении несправедливых обвинений, возводимых на христиан народной молвой и языческими писателями, каковыми были Цельс и Порфирий. И вот явились христианские Апологеты. Так назывались писатели, посвятившие свое перо защите христианства. Замечательнейшими из них были: святой Иустин мученик, Афинагор, Тертуллиан и Ориген. Содержание всех апологий следующее:
Автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования Центросоюза РФ.
«Российский Университет Кооперации» Владимирский филиал.
РЕФЕРАТ
на тему:«Отцы и учители Церкви Восточной и Западной»,
«Философские основания Православия»
Работу выполнила студентка
Число:________
Подпись:________
г. Владимир
2010 г.
Отцы и учители Церкви Восточной и Западной
Письменная деятельность отцов и учителей Церкви II и III веков обусловливалась
обстоятельствами того времени. Прежде всего они чувствовали надобность в опровержении несправедливых обвинений, возводимых на христиан народной молвой и языческими писателями, каковыми были Цельс и Порфирий. И вот явились христианские Апологеты. Так назывались писатели, посвятившие свое перо защите христианства. Замечательнейшими из них были: святой Иустин мученик, Афинагор, Тертуллиан и Ориген. Содержание всех апологий следующее:
1. они опровергают обвинения, возводимые на христиан в безбожии и других преступлениях; требуют правосудия к христианам; защищают христианство указанием на его внутреннюю истинность, Божественность и святость, на его оправдание жизнью и поведением христиан, на подтверждение его чудесами и пророчествами, на его согласие с изречениями и чаяниями лучших философов древности;
2. представляют язычество произведением уклонившегося от истины ума человеческого и указывают на безнравственность и несообразность со здравым человеческим смыслом многих языческих церемоний и обычаев и на всеобщее растление нравов в языческом мире.
Кроме защиты христианства от клеветы со стороны язычников, Отцам и Учителям Церкви приходилось еще бороться с заблуждениями, появившимися в то время в самом христианском обществе. Виновниками их были преимущественно те из иудеев и язычников, которые, вступая в Христову Церковь, не имели столько самоотвержения, чтобы отказаться совершенно от своих прежних взглядов. Напротив, желая согласить свои прежние понятия с принятым ими христианством, они начали строить различные системы и составлять из своих единомышленников различные школы. Но все построенные ими с сей целью системы оказались искажением христианства, а составленные ими школы – еретическими сектами. Сект таких было три рода:
1. секты иудействующие, почитавшие закон Моисеев необходимым и при вере в Христа [1];
2. секты гностические, которые через соединение Евангелия с восточными вероучениями и греческой философией хотели образовать новую религиозно-философскую систему [2];
3. секта монархиан, которая высшие таинства Христовой веры думала при помощи греческой философии приноровить к понятиям ограниченного человеческого разума [3].
Подобные заблуждения вызывали Отцов и Учителей Церкви II и III веков к изложению истинного учения Церкви, более полному и последовательному, чем это было доселе. А как еретики в подтверждение своих мнений прибегали нередко к искажению священного текста и даже к составлению подложных священных книг, то пастыри Церкви вынуждены были позаботиться также и о приведении во всеобщую известность подлинных канонических книг Священного Писания и заняться не только истолкованием, но и критическим разбором их.
При изложении истинного христианского учения учители Церкви Западной обращали внимание преимущественно на истины деятельные и раскрывали их положительным способом на основании Апостольского учения. Учители же Церквей Восточных занялись раскрытием истин наиболее отвлеченных и созерцательных и при раскрытии и защищении их пользовались нередко греческой философией.
Во главе первых стояли:
1. святой Ириней, ученик святого Поликарпа, с христианской колонией перешедший из Малой Азии на берега Роны в Галлию (177) и, по смерти Пофина, бывший епископом Лионским.
2. Тертуллиан (†220 г.), пресвитер Карфагенский и первый христианский писатель на латинском языке, отличавшийся обширными познаниями, глубоким и проницательным умом, пламенным и энергическим характером, строгим благочестием и самой пылкой ревностью к вере Христовой и ее распространению.
3. Святой Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший за веру при Валериане (258) и замечательный по своей пастырской ревности, силе и мудрости в управлении паствой и особенно по раскрытию учения о единстве видимой Церкви Божией.
Представительницей вторых была Огласительная школа в Александрии. Школа сия основана была (в половине II века) первоначально для приготовления оглашенных к крещению. Но знаменитые наставники ее Пантен, Климент и Ориген дали ей значение высшего христианского училища. По собственному усердию и из желания образовать из своих учеников просвещенных чад и пастырей для Церкви, они стали возводить их от изучения первых начал Христовой веры к высшему и полному ее сознанию. От Пантена не осталось никаких сочинений; он известен по своему славному ученику, Клименту Александрийскому. Климент большую часть жизни провел в язычестве, занимаясь философией, и обладал во всех тогдашних науках обширными познаниями. Посетив из любопытства Александрийскую школу, в которой Пантен изъяснял книги Священного Писания, он был поражен глубиной и истиной христианской религии, принял крещение и потом избран был в пресвитеры и преемники Пантену (191–202). Сделавшись катехизатором, он употребил на пользу Церкви свои прежние философские познания и посредством философии обратил многих ученых язычников к Христовой вере. Из сочинений его замечательны особенно следующие три:
1. «Увещание к язычникам», в котором Климент раскрывает всю пустоту языческой мифологии и недостатки философских систем;
2. «Педагог», в котором он излагает правила христианского поведения;
3. «Строматы», в которых через соединение наилучших мыслей и изречений, заимствованных у греческих философов и христианских писателей, старается возвести своих читателей к возможному совершенству христианского ведения.
Преемником Климента был ученик его Ориген (род. 185 г.), превзошедший славой своего учителя. Он был в свое время чудом учености как для язычников, так и для христиан: славился как отличный философ, филолог, критик, толкователь, богослов и апологет. За свое неутомимое прилежание и трудолюбие он получил имя Адамантового. Ему было еще только 18 лет, как уже не усомнились избрать его в преемники Клименту. Множество ученых язычников стекалось слушать его чтения. Поручив преподавание первых начал Христовой веры одному из своих прежних учеников, Ориген сам занялся посвящением своих слушателей в тайны греческой мудрости, чтобы тем приготовить их к высшему духовному разумению Священного Писания. Плодом его деятельности было обращение многих язычников и еретиков. Но при своем обширном уме он несвободен был от некоторых заблуждений. Увлекаясь платоновой философией, он допускал мнение о вечности творения, о существовании душ до рождения человека и т. п. Эти ошибки и некоторые другие частные обстоятельства были причиной отрешения его от кафедры в Александрийской школе. Удалившись в Палестину, он открыл новую школу в Кесарии и доставил ей такую же известность, какой пользовалась Александрийская. Здесь между замечательными учениками его были Григорий Чудотворец и мученик Панфил. Ориген кончил жизнь свою на 69-м году при Декии (251), увенчавшись давно желанною им славой мужественного исповедника Христова. Между многочисленными его творениями (их считалось до 6000) особенно замечательны:
1. сочинение его «О началах», первый опыт систематического изложения веры;
2. сочинение «Против Цельса»;
3. толкование на Библию;
4. «Екзапла», или сравнение Библейского ветхозаветного текста со многими древними и новыми его переводами.
1. Между иудействующими сектами наиболее замечательны евионеи. Они признавали обрядовый закон Моисея безусловно необходимым для спасения; Иисуса Христа они считали простым человеком, получившим Божественную силу только при крещении. Писания Апостола Павла они за Божественные не признавали, а руководствовались одним поврежденным Евангелием от Матфея под названием Евангелия от Евреев. Кроме того, они верили, что Иисус Христос снова придет на землю и оснует тысячелетнее земное царство, в котором верующие в Него будут наслаждаться всеми возможными чувственными благами. ^
2. Гностические системы, смотря по преобладанию в них учения или греческой философии, или восточных религий, или понятий христианских, можно разделить на три класса: на гностицизм эллинский, гностицизм восточный и гностицизм языческо-христианский. Характер их учения следующий:
Гностицизм эллинский, гнездившийся главным образом в Египте и Александрии, представлял Бога высочайшим существом, заключенным в Самом Себе, и источником всякого бытия. Из Него, подобно лучам солнечным, произошли второстепенные божеские существа, названные эонами, которые чем более отдалялись от своего источника, тем были слабее. Все они в совокупности назывались плирмой, или полнотой. Вместе с Богом, совечно Ему, существует грубая безжизненная материя, не имеющая в себе действительного бытия, но только вид его, почему она и называется пустотой. Соприкосновением и смешением этих двух царств положено было начало возникновению чувственного мира.
Это смешение произошло следующим образом: самый крайний из эонов по слабости своей погрузился сам собой в материю; по другим же, от полноты света в плироме одна частица упала в материю и одушевила ее. Из этой смеси последний из эонов образовал видимый мир, в котором божественное и материальное перемешаны между собой. Противоположность, в которой последнее находится к первому, сделалась причиной начала зла в людях и демонах. Положение Демиурга, или эона, сотворившего чувственный мир и которого обыкновенно гностики признавали богом Ветхого Завета, к дальнейшему развитию творения было определяемо различно, но всегда не к чести для него. Иногда представляли его самого желающим спасти или освободить дух от уз материи, но бессильным только исполнить сие; иногда же представляли его ревностно поддерживающим свое творение и противящимся искуплению высшими эонами. Высочайшее же Божество постоянно заботится поддержать в человеческих душах, бессознательно стремящихся к возвращению в плирому, мысль об их высоком происхождении и укрепить их в борьбе с материей. Для этой цели оно по временам сообщало людям, к тому способным (пророкам или философам), новые духовные элементы и, наконец, послало самого первого эона на землю для спасения людей. Поелику же сему эону невозможно было принять настоящее тело, то он явился только в призрачном теле; по некоторым же, он соединился при крещении со святым человеком Иисусом (докетизм). Он напомнил душам об их высоком происхождении и показал им надлежащий путь к возвращению в плирому. Раздраженный сим Демиург (а по другим – сатана), довел его до распятия; но поелику Христос имел лишь призрачное тело, то распятие его было только кажущимся. По мнению же других, небесный Христос оставил человека Иисуса при распятии и возвратился к Высочайшему Существу. Спасение, к которому приводит Христос, состоит в очищении и освобождении души от облежащей ее материи через постоянную борьбу с ней. Очистившиеся души возвращаются в плирому, другие же подвергаются новому очищению через ряд переселений. Наконец, когда все души освободятся от материи, материя снова возвратится в свою первобытную безжизненность. Главными проповедниками гностицизма были Карпократ, Василид и Офиты.
Восточный гностицизм, иначе называемый по месторождению его представителя сирским, отличается от египетского преимущественно тем, что на основании Зороастрова учения, предполагает вместо материи вечное, постоянно беснующееся царство мрака, имеющее своим главой сатану. Сей сатана вместе со своим царством постоянно нападал на царство света, пленил одну частицу светлого вещества и заключил ее в материю, отчего и произошел видимый мир. Учение о спасении в общих чертах сходно с александрийским. Сатана, хотя старается препятствовать этому, но все частицы света мало-помалу освободятся наконец от уз материи, а царство мрака, более и более стесняемое, погибнет со временем от непрерывных внутренних раздоров. Представителем сирийского гностицизма был Сатурнин, родом из Антиохии.
Христианствующие гностики из язычников в своих системах менее придерживались вероучений восточных и склонялись более к учению христианскому; но при сем оказывали решительное отвращение к Ветхому Завету и не допускали никакой связи между иудейством и христианством. Христианствующие же гностики из иудеев, напротив, старались доказать тождество подлинного учения Моисеева, будто бы сохранявшегося всегда в тайне, с первоначальным христианством. Между христианствующими гностиками из язычников особенно замечателен Маркион.
Все гностики отличались строгим воздержанием, так как по их учению спасение достигалось порабощением плоти и воздержанием от всех чувственных наслаждений. Впоследствии египетские гностики стали предаваться пьянству и распутству под тем предлогом, что это также способствует ослаблению плоти.
В III веке, когда гностицизм начал ослабевать, взамен его явилось манихейство. Начальником его был Манес, происходивший от персидских магов. Составив из учения христианского и древнего Зороастрова свою систему, он начал (260 г.) выдавать себя за обещанного Иисусом Христом Параклита (Ин. 16, 13), посланного для преобразования и утверждения Церкви. Отвергнутый христианами и преследуемый магами, он должен был бежать и обошел всю Индию до Китая, собирая повсюду новые материалы для своей системы. Потом он долгое время жил в пещере Туркестана и здесь составил книгу, наполненную великолепными образами, символически изображавшими его учение. Эта книга сделалась впоследствии евангелием его последователей. По возвращении в Персию он нашел покровительство у царя Ормузда, но преемник Ормузда Берам приказал за искажение древней веры с живого Манеса содрать кожу (277 г.)
По учению Манеса, от вечности существуют два царства: Царство Божие – царство света и добра, и царство сатаны – царство мрака и всякого зла. Для охранения пределов Своего царства от нападений сатаны, Бог поставил Своего первого эона (матерь жизни), который для отражения темных сил произвел из себя первого совершеннейшего человека. Но первый человек, вместе с пятью чистыми стихиями (огнем, светом и т. п.) сражавшийся против сатаны, пал в борьбе и был взят в плен. На помощь ему Бог послал другого эона, «животворящего Духа», но уже довольно поздно, потому что часть светлого существа первого человека (душа мира, или Jesus patibilis) была поглощена темными силами. Освобожденный первобытный человек, т. е. Христос (или Jesus impatibilis), был помещен на солнце. Из светлых же частиц его, похищенных демонами и материей, Бог через «животворящего Духа» образовал светлый мир. В каждом человеке, кроме светлой души, есть душа злая, и он должен всячески стараться, чтобы первой доставить господство над последней. В то время как демоны через ложные религии, иудейскую и языческую, стараются души человеческие погрузить во мрак, живущий в солнце первобытный человек и находящийся в эфире животворящий Дух стараются извлечь их из заблуждений. Христос даже сходил с солнца в призрачном теле на землю, чтобы Своим учением указать светлым духам путь к освобождению. Апостолы худо поняли и исказили учение Христово. Манес, обещанный Параклит (не Святой Дух), пришел восстановить его.
Информация о работе Отцы и учители Церкви Восточной и Западной