Особенности древних жилищ народов населяющих Урал

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы являлось раскрыть сущность особенностей древних жилищ Урала.
Были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть какие виды жилищ были, что они из себя представляли,
2. узнать из чего построены и каким образом.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………….…3
Деревянная сказка Урала…………………………………………..………4
1.1 Страна зодчих………………………………………………………..…4
1.2 Русская печь………………………………………………................….5
1.3 Вторая жизнь старины………………………………………….…….10
1.4 Приложения…………………………………………………………...13
2. Аркаим……………………………………………………………..….……16
2.1 Как устроен Аркаим………………..…………………….…………..16
2.2 Печь древних ариев…………………………………………………..29
2.3 Загадки Аркаима…………………………………………….………..30
2.4 Приложения…………………………………………………………..32
Заключение…………………….……………………………………..………35
Список литературы……………..……………………………………………36

Файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 4.49 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………….………….…3

  1. Деревянная сказка Урала…………………………………………..………4

     1.1 Страна зодчих………………………………………………………..…4

     1.2 Русская печь………………………………………………................….5

     1.3 Вторая жизнь старины………………………………………….…….10

     1.4 Приложения…………………………………………………………...13

2. Аркаим……………………………………………………………..….……16

  •       2.1 Как устроен Аркаим………………..…………………….…………..16
  •       2.2 Печь древних ариев…………………………………………………..29
  •       2.3 Загадки Аркаима…………………………………………….………..30
  •       2.4 Приложения…………………………………………………………..32
  • Заключение…………………….……………………………………..………35

    Список литературы……………..……………………………………………36

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

     

         Деревянное зодчество - уходящая в прошлое культура строительства жилища. Наверняка каждый с детства помнит картинки в книге сказок с удивительными теремами, помнит, как сильно он мечтал оказаться на месте сказочных героев и хоть денек пожить в необыкновенном деревянном дворце. Сегодня что-то похожее можно увидеть разве что в далеких деревнях, жители которых с бережностью хранят кусочки старины. Не случайно Гоголь писал, что «архитектура - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

        Целью данной работы являлось раскрыть сущность особенностей древних жилищ Урала.

         Были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть какие виды жилищ были, что они из себя представляли,

    2. узнать из чего построены и каким образом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Деревянная сказка Урала

    1.1 Страна зодчих

     

       Сейчас предпринимаются активные попытки восстановления деревянных построек. Ведь воссоздать их - значит возродить картину жизни наших предков, сохранить огромную и ценную часть русской культуры.

       «Деревянная»  культура очень разнообразна, для  каждой части России присущ  свой стиль, тип построек. И деревянные дома Урала отличаются от построек, скажем, в центральной части России. Развитие художественной культуры и прежде всего народного зодчества края тесно связано с развитием культуры древнего Новгорода и, позже, с культурой северных губерний Московского государства. В период исторического освоения Урала переселенцы привнесли свои традиции в строительное искусство. На новом месте они первоначально строили привычные для себя дома и по-своему застраивали усадьбы, но эти жилища недолго оставались таковыми. Сложное историческое развитие края, разнообразие социально-экономических и природно-климатических условий - таковы основные факторы, под воздействием которых формировалось народное жилище Урала. В результате к XX столетию на территории нашего региона образовалось большое разнообразие типов поселений, форм декора усадеб и жилых построек.

        До настоящих  дней изучено немного памятников  русского зодчества Западной  Сибири. Строительные традиции были  полностью принесены в эти  края русскими переселенцами из северо-западных территорий страны, выходцами с Вятки, Камы, Поволжья, русского Севера. Особенно ценились в Уральском регионе плотники северного Прикамья, строительные приемы которых имеют много общего с традициями русского Севера. Хранителями лучших навыков деревянного зодчества оказались плотники-старообрядцы. После никонианской реформы 1653 г. многочисленные секты раскольников расселялись по глухим местам, сооружали скиты и молельни. Именно поэтому до последнего времени в Уральском и Западно-Сибирском регионах можно было встретить наиболее старые, апеллирующие к древним, утраченным типам, интересные с исторической точки зрения избы. У староверческого населения преобладали северно-русские традиции возведения срубных построек. До появления русских в Сибири строительство почти не велось, т. к. местные жители вели полукочевой образ жизни, что не способствовало крупному строительству. Примитивные жилища коренных народов строились до середины XIX в., а в более северных областях Западной Сибири существуют до сих пор. Поэтому региональные особенности возведения деревянных построек выработались русскими в течение времени.

        На рубеже XVIII - XIX веков произошел массовый перевод и «прибор крестьян и служилых людей» в Сибирь и на Урал. Селения быстро крупнели, в них появлялись мельницы, почты вдоль трактов. Классовое расслоение крестьянства привело к появлению крупных богатых дворов, и селения стали отличаться неоднородностью застройки. Вокруг богатых домов образовывались деревенские общественные центры, остановочные пункты вдоль трактов.

    1.2 Русская печь

     

         Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Знания и опыт в искусстве сооружения печей многие столетия оставались мерилом зрелости и талантливости народа. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.

       Проходили тысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений, некоторые из которых составили список чудес света. Но техника отопления долгие века оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасывать дрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этим занимались такие умы, как Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать имен всех изобретателей отопительных систем былых времен, но благодаря археологам нам хорошо известны их дела.

    Так, например, удалось  выяснить, что в Древнем Риме жилища патрициев обогревались горячим  воздухом, циркулировавшим под плитами пола. Не так давно при реконструкции Грановитой палаты Московского Кремля была обнаружена сложная система отопления, действовавшая еще в конце XV века. Благодаря сохранившимся записям в дворцовых книгах можно представить, как работала эта система отопления. Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первом этаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещения верхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубы устанавливали душники – металлические коробки, которые открывали сразу же после окончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали на чердаке круглым чугунным клапаном – вьюшкой. Холодный воздух проникал в печь через топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх к душникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшие постройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.

         Хоромные печи с насадными трубами – прообраз централизованных систем воздушного отопления наших дней. В то время они не могли найти широкого применения – уж очень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили бы не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.

    Глинобитный курной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали дома наших предков более пяти столетий.

     

    Такая печь была создана  в России и стала известна всему  миру, как русская печь. Основная ее особенность – туннелеобразная  сводчатая варочная камера – горнило, которое разогревается до 200°C. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается, тут русская печь вне конкуренции по сравнению с другими очагами.

       Первые конструкции русских печей были глинобитными, промятую глину иногда армировали соломенной сечкой. Процесс набивки печей глиняной массой был сложен, его доверяли только опытным мастерам, поэтому нередко горнило возводили на срубе из бревен. На опалубку набивали свод и, не вынимая ее, поднимали стены. Конструкция сохла несколько дней, а потом се обжигали несколько недель на малом огне.

         Русские печи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то есть топились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным – печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли.

    Удивительно, но русские  печи, работающие «по-черному» и «по-серому», не загрязняли стен помещения.

    Наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, так что копоть оседала лишь вокруг «верхника» или у волокового оконца. Секрет в том, что печь топили дровами  лиственных пород: поленья располагали  так, чтобы они свободно омывались  свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клали поленья из осины. В своде житейских правил и наставлений XVI века, известном нам под названием «Домострой», нашлось место и для такой инструкции: «А в избах всегда печи просматривати внутри печи и на печи, и по сторонам и щели замазывать глиною... А на печи бы всегда было бы чисто сметено... ино вода наперед припасена б была, пожарные ради притчи...» И верно, – от курных печей нередко занимались опустошительные пожары. В 1571 г. был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.

    В конце XV века глину все  чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышами поднялись деревянные дымники.

    Путь дыма из печи лежал  через жилое помещение на чердак, а оттуда в дымник. Система дымоотвода быстро совершенствовалась, и вскоре место дымника заняла труба из теса, которую стали размещать  у самого верхника. Наконец, на исходе века печники Московии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение, но именно они стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Тонкий знаток русского быта А.С. Пушкин отметил это в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

    «Пришел он ко своей землянке,

    А землянки нет уже  следа;

    Перед ним изба

    со светелкой,

    С кирпичною, беленою  трубою...»

    Русскую печь с кирпичной  трубой, установленной непосредственно  на ее корпусе, называли белой. Универсальность  и простота конструкции, большая  теплоемкость, многофункциональность  – все это ставило русскую  печь вне конкуренции среди отопительных приборов.

     

     

    Утварь из приклада русской печи

     

     

     

     

    1.3 Вторая жизнь старины

     

       Далеко не все  старинные постройки, выполненные  из дерева, можно отнести к  памятникам деревянного зодчества.  Дерево - это всего лишь материал. Материал искусства. А старинное искусство в данном случае - это народное зодчество, а не все деревянные здания. Поэтому вдвойне ценны находки архитекторов, которые представляют собой настоящие шедевры зодчества.

       Благодаря научной  экспедиции 1986 года «Каменный пояс» по выявлению памятников архитектуры Урала в деревне Лучинкино Тугулымского района Свердловской области был найден двухэтажный крестовый шестистенный дом - выдающийся образец деревянной архитектуры. Как выяснилось, дом был построен в 1802 году. Тогда деревня Лучинкино была крупным транзитным пунктом на оживленном пути в Сибирь. В ней на протяжении XIX века находились частные здания, возможно, выполнявшие общественные функции, существовал двухэтажный постоялый двор.    Населяли деревню старообрядцы, пустившие свои корни на Урале с XVIII в. Найденная постройка принадлежала богатой крестьянской старообрядческой семье с глубокими северно-русскими корнями. Жители дома содержали постоялый двор, который мог выполнять также и некоторые другие функции: служить местом отдыха ямщиков, вести таможенное дело, быть временным пунктом для приема военнослужащих и арестантов, молитвенным домом единоверцев. Так как постройка по тем временам очень дорогая (возможно, сооруженная «всем миром») и качество строительства было выполнено на очень высоком и передовом уровне, то общественная нагрузка проживавших в нем людей более чем реальна. Не исключено, что один из стоявших в деревне двухэтажных домов выполнял таможенные функции или служил обменным пунктом для прибывающих речным транспортом по реке Пышме, как первое поселение на тракте, встреченное по дороге из селения Гавань. По мере изменения статуса деревни снижалось и общественное значение дома, пока в конце XIX в. он не был перестроен и не приобрел исключительно жилые функции.

    Информация о работе Особенности древних жилищ народов населяющих Урал