Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).
1. Содержание понятия «культура». Эволюция его смысловых значений. Культура как система человеческой жизнедеятельности 3
2. Античная культура, ее основные черты и особенности. Место человека в художественной культуре античности 11
Список литературы 14
Экономической основой полиса являлась античная двуединая форма собственности, с одной стороны, общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства полиса, с другой, индивидуальная частная собственность каждого гражданина. В этом заключались истоки гармонии между личностью и обществом в античной культуре, что придает ей классический характер, если употреблять слово «классический» не как оценку, а как термин. Именно так определяет классическое Гегель в своей «Эстетике» как такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т.е. как некоторое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга.
Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека -- функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.
Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.
История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.
Надо
отметить, что в античном обществе
художественная деятельность
человека была неразрывно связана со всеми
существовавшими формами духовной и материальной
культуры: мифологией, религией, бытовым
укладом. Художественная, духовная культура
существует в тесном единстве с материальной,
образуя первобытный синкретический,
т. е. единый, культурный комплекс, который
лишь спустя столетия распадется на самостоятельные
сферы культуры: религию, искусство (во
всем разнообразии его форм), спорт, науку.
Изображения, воспроизведенные рукой
первобытного человека, являются
звеном единой цепи художественно-религиозно-
Бердяев Н. Философия свободного духа М., 1994.
Вышеславцев Б П Вольность Пушкина//О России и русской философской культуре М , 2001.
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974 Т. 1.
Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: Человек в мировой художественной культуре. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: Человек в мировой художественной культуре. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Франк С По ту сторону
добра и зла // Новый мир. 1990. № 6.