Особенности античной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа

Краткое описание

Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Оглавление

1. Содержание понятия «культура». Эволюция его смысловых значений. Культура как система человеческой жизнедеятельности 3
2. Античная культура, ее основные черты и особенности. Место человека в художественной культуре античности 11
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

особенности античной культуры.rtf

— 131.25 Кб (Скачать)

     Экономической основой полиса являлась античная двуединая форма собственности, с одной стороны, общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства полиса, с другой, индивидуальная частная собственность каждого гражданина. В этом заключались истоки гармонии между личностью и обществом в античной культуре, что придает ей классический характер, если употреблять слово «классический» не как оценку, а как термин. Именно так определяет классическое Гегель в своей «Эстетике» как такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т.е. как некоторое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга.

     Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

     На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

     Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека -- функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

     Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

     История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

     Надо отметить, что в античном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны").

 

Список литературы

 

Бердяев Н. Философия свободного духа М., 1994.

Вышеславцев Б П Вольность Пушкина//О России и русской философской культуре М , 2001.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974 Т. 1.

Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: Человек в мировой художественной культуре. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: Человек в мировой художественной культуре. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Франк С По ту сторону добра и зла // Новый мир. 1990. № 6.  

Информация о работе Особенности античной культуры