Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:23, реферат
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Он рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.
По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество.
1 КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ VIII–IX ВВ
Ж.Ж.РУССО 7
3 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
1 КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ
2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ VIII–IX ВВ
Ж.Ж.РУССО
3 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жан-Жак Руссо родился 28
июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика.
Он рано начал самостоятельную жизнь,
полную невзгод и лишений. Он перепробовал
самые различные профессии: был писцом
у нотариуса, учился у гравера, служил
лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний
Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии,
Савойе встретился тогда с католическим
священником Понверром и под его влиянием
отказался от кальвинизма – религии своих
отцов и дедов.
По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество.
Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.
Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс установились близкие, сердечные отношения.
В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.
В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж. В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными. У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили поместить детей в воспитательный дом.
В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой
раскрылся талант Руссо. Он написал две
диссертации – «Рассуждение о науках
и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении
и основаниях неравенства среди людей»
(1754), роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761),
политический трактат «Об общественном
договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль,
или О воспитании» (1762), сделавшими его
имя не только знаменитым, но и бессмертным.
Литературные успехи, однако, не приносили
Руссо ни обеспеченности, ни душевного
покоя. Его яростно травили и преследовали
французские, швейцарские, нидерландские
клерикалы и королевские чиновники. После
выхода в свет романа «Эмиль, или О воспитании»
и политического трактата «Об общественном
договоре» парижский парламент стал метать
громы и молнии против автора «зловредных»
произведений. Королевский суд приговорил
«Эмиля», а затем и «Общественный договор»
к сожжению и издал постановление об аресте
Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо
ночью бежал в Швейцарию.
Статьи Руссо о музыке были собраны и изданы
в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».
8 июля 1778 года, вернувшись
с прогулки, Руссо почувствовал
острую боль в сердце и прилег
отдохнуть, но вскоре тяжело застонал
и упал на пол.
Прибежавшая Тереза помогла ему подняться,
но он снова упал и, не приходя в сознание,
скончался.
Через шестнадцать лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику.
2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ VIII–IX ВВ Ж.Ж.РУССО
Жан-Жак Руссо рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечества.
В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу. По своей природе, считают многие последователи Руссо, человек вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана как средство для подавления и порабощения человека. Из этих постулатов представители пессимистического взгляда на культуру делают разные выводы. Философы, в той или иной степени разделяющие взгляды Руссо, вслед за ним резко критикуют современные им культурные традиции, определяющие существующее социальное, экономическое, имущественное и политическое неравенство. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит в существовании как частной собственности, которая делает людей неравным, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Не меньшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более богатой и счастливой жизни народу. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребёнка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство.
Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов – возраста, здоровья, климата, с учётом склонностей и способностей человека. Ребёнка надо учить простым ремёслам, естественному образу жизни, далёкому от жестокой и искусственной жизни городов, этих язв на теле человечества. Эти позиции Руссо оказали существенное влияние на развитие педагогики нового времени, в теории и на практике осуществляющих воспитание детей на лоне природы и как природных существ, отрицательно относящихся ко всем соблазнам современной цивилизации.
Руссо одним из первых выразил протест против идеалов эпохи Просвещения, заявив, что рядом с прогрессом культуры идет падение нравственности. Голос природы и разума в человеке заглушается предрассудками и заблуждениями, облеченными в наукообразную форму. Под руками человека все доброе, что исходит от Творца, вырождается. Блага культуры сомнительны, науки и искусство способствуют деградации нравов. Кризису современного общества Руссо противопоставлял идеал "естественного человека", живущего в гармонии с собой и миром. Он выдвинул лозунг: "Назад к природе!" Кризис личности, полагал Руссо, может быть преодолен посредством сведения культуры к устойчивым традиционным формам. Идеальное состояние общества достигается организацией системы воспитания, призванной устранять в человеке все, что тормозит его естественное развитие.
Руссо анализировал причины отчуждения личности от естественной среды обитания. Главную из них он находил в стабилизирующей функции культуры, гасящей контрастность природной среды. Естественные колебания, определяемые природными ритмами, с его точки зрения являются благоприятным фактором развития культуры. Чем более сложны условия существования общества, тем медленнее развивается его культура, тем более она традиционна и тем здоровее среда обитания людей.
«Общественный договор».
Политическим установлениям
В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей», говоря о неотчетливости грани, отделяющей справедливую власть от произвола, Руссо писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению или свержению с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и те,которые он совершал накануне, распоряжаясь жизнью и имуществом своих подданных. Одна только сила служила ему опорой, сила его и ниспровергла.
Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в «Общественном договоре» словами о том, что народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и «вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только воля народа,по мнению Руссо, вправе создавать законы и устанавливать правительства.
Народ, создавая государство, должен подчинить ему частные интересы, поддерживать равенство граждан, препятствовать возникновению имущественного неравенства.
С отношением Руссо к историческому прогрессу был тесно связан его взгляд на роль науки и искусства в жизни общества. В «Рассуждении о науках и искусствах» и в «Письме к Д’Аламберу» он высказывает мысль, что развитие наук и искусств, представляющих собой, по его мнению, лишь лживые развлечения привилегированной знати, способствуют ухудшению нравов.
Эстетический критерий Руссо – это верховенство чувств и близость к природе, это прославление ее созданий и, прежде всего, главного творения природы – человека. Основу художественного творчества Руссо представляют переживания и поступки, страдания и любовь простых людей, причем он противопоставляет их персонажам, жившим в атмосфере эгоизма и разврата. Так например, в поучительном романе «Юлия, или Новая Элоиза» любовь и идиллия природы противопоставлены ложной культуре и цивилизации. Здесь подробно изложена история большой любви разночинца Сен-Пре и Юлии, богатой аристократки. Но эта нежная и чистая любовь, пройдя через глубокие переживания, завершилась несчастьем. Юлия по воле отца и вследствие сословных традиций вынуждена была вступить в брак с нелюбимым человеком. В этом художественно-лирическом романе с большой силой подчеркнута мысль, что в условиях цивилизации с ее сословными привилегиями и пороками молодые люди, которым природа все дала для счастья, рискуют быть оскорбленными и униженными в своих личных благородных чувствах. Более того, в этом обществе, по рассуждению Руссо, господствующим принципом чаще всего являются не добродетель, а цивилизованное зло.
В романе «Эмиль, или О воспитании»
Руссо изложил свои педагогические взгляды,
теснейшим образом связанные со всей его
идейной концепцией.
Основная
мысль педагогической теории Руссо выражена
в изречении, ставшем знаменитым: «Все
прекрасно, когда выходит из рук творца,
все портится под руками человека». В соответствии
с этим положением Руссо считает, что задача
педагога заключается в том, чтобы способствовать
развитию прекрасных естественных свойств
человека. Обязательным условием воспитания
Руссо считает трудовую деятельность
– обучение ремеслу, сельскому хозяйству.
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего владеть самим собою.
Разносторонние художественные интересы Руссо находили выход и в музыкальной критике. Питая глубокие симпатии к итальянской музыке, он принял горячее участие в большом споре, завязавшемся между сторонниками итальянской и французской музыки. В замечательных обзорах Руссо смело высказывался против пошлой французской аристократической театральщины; он решительно отстаивал достоинства и преимущества итальянской музыки – ее глубокую выразительность, смелость модуляций, мягкость языка.
Руссо питал большое почтение
и к венской классической школе. Он высоко
ценил музыкальное творчество Кристофа
Глюка. И это имело свои основания.
Не будучи профессиональным
музыкантом, Руссо много и упорно работал
в области теории музыки. Академик Б. В.
Асафьев, говоря о роли Руссо в развитии
музыкальной культуры, назвал его «проницательнейшим
мыслителем и чутким музыкантом, угадавшим
своевременность наступления эры городской
демократической песенно-романсной лирики».
Статьи Руссо о музыке были собраны и изданы
в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».
3 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Я считаю, что мысли Ж.Ж.Руссо, как и некоторых других французских просветителей относительно культуры отличались живой связью с общественной практикой, были наиболее радикальны в вопросах социального переустройства, характеризовались высокой гуманностью. Именно человек, на наш взгляд, его интересы и потребности были центром их внимания. Понимая противоречивость прогресса, они тем не менее верили в него, искали пути гармоничного сочетания личных и общественных идеалов.
Я согласна с Ж.Ж. Руссо, что человек совершенное существо, а естественная жизнь на лоне природы – наиболее простая и правильная форма жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу. По своей природе, считают многие последователи Руссо, человек вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана как средство для подавления и порабощения человека.
Информация о работе Основные идеи теории культуры VIII–IX в. Ж.Ж.Руссо