Основные функции науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.
Целью выполнения данной работы является изучение основных функций науки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- указать основные функции науки;
- раскрыть каждую функцию;

Оглавление

Введение 2

1. Функции науки 4

1.1. Познавательная и мировоззренческая функции науки 7

1.2. Функция науки как непосредственной
производительной силы 10

Функция науки в качестве социальной силы 13

Функция науки в качестве социальной силы 15

Другие социальные функции науки 17

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат ОНИ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Производственная,    технико-технологическая функция     призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,   форм организации и др.   Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

      Обсуждая  о функциях науки как непосредственной  производительной силы, то нам  сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

В период становления  науки как социального института  вызревали материальные предпосылки  для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого  интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.

Так было, например, с  гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности — промышленности, сельскому  хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных исследований.

Со временем, однако, становилось  очевидным, что сугубо эмпирическая основа слишком узка и ограниченна  для того, чтобы обеспечить непрерывное  развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение  постоянных каналов для практического  использования научных знаний, появление  таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый  мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки  к непосредственному производству само становится для нее одним  из определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функция науки в качестве социальной силы

 

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции  науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагивает социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием  средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Культурная функция науки

 

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Культурная  функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к  тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал  культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может развиваться вне  освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Другие социальные функции науки

 

На основе достаточно пестрой и  разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.

Культурно-воспитательная,  образовательная  функция  заключается  главным  образом в том, что наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации заметно  воздействуют    на   весь    учебно-воспитательный   процесс,    на содержание  программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической  науке. Данная  функция  науки  осуществляется  через  культурную   деятельность   и политику,   систему   образования    и    средств    массовой    информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не  забудем и того,  что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

 Прогностическая функция  - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей  ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их определению.

     Управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические  основы  управления  и регуляции,  прежде  всего  это  касается  социальных  явлений  и  процессов. Ученые,   менеджеры,   социологи,   психологи,   политологи   и  экономисты осуществляют     информационное          обеспечение           управленческо-регулятивного  процесса,.  консультирование   работников   государственного аппарата,    своими  практическими   рекомендациями   способны    повышать эффективность управленческих  решений,   совершенствовать   организационные структуры,   служебные и деловые отношения;  научные  работники  через  свою педагогическую    деятельность    могут    значительна    поднять    уровень управленческой культуры руководящих кадров.

 Идейно-преемственная,  традиционная  функция  обеспечивает  наследование, сохранение всех  достижений  научного  "коллективного  интеллекта",  научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений  ученых,  передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса.

 Практически-действенная  функция в известной мере как  бы  интегрирует  все другие  функции  науки,  характеризует   её  как  универсальную  преобразующую социальную силу, которая способна изменить  все  общество,  все  его  сферы, стороны  и  отношения.  Данная  функция  осуществляется  главным     образом через  практическую,  производственную   деятельность   людей,   в   которой происходит процесс материализации,  "овеществления"  научного  знания,  идей  ученых.

 

 

 

Заключение

 

  В данной работе  были рассмотрена тема «Основные  функции науки». Раскрывая тему, мною показано, что социальные  функции науки были и остаются  актуальными, так как в функциях науки обнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

  Возрастающая роль  науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 У порога XXI века – века развития науки и высоких технологий, социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно поэтому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  получить  хорошую  работу,  молодой  человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать это рабочее место через пять лет после окончания университета, он должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.

Информация о работе Основные функции науки