Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:53, реферат
фициально дату основания Анинского дацана принято считать по хронике летописца В. Юмсунова, который сообщает, что «из дерева был выстроен дацан Гандан Шиддублинг» в 1795 г. тайшей Иринцеевым на собственные средства. По архивным источникам, согласно Указу Иркутского гражданского губернатора Трескина от 9 мая 1806 г. за № 1661 дацан был перестроен «на средства Дамбадугара Ринчеева – ассигнациями 33162 руб. и на средства тайши Мардаева – 12103 руб. 12 коп.».
Дуган представлял собой двухэтажное здание с балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Первый этаж начинался с высоты человеческого роста. Над зданием вместо крыши возвышалась громадная каменная пирамида. Нигде в соседних регионах подобной архитектуры сооружений не было. Скажем даже больше, такого здания нигде кроме Бурятии нет. Как могла придти в голову бурятским зодчим того времени идея подобного строительства?
Удивительно, что народы с древних времен, словно сговорившись, строят сакральные здания в форме пирамид. Можно вспомнить знаменитые пирамиды фаранов Египта, индейцев майя и ацтеков, острова Ява и Суматра. По какому-то наитию в разных уголках земли люди выбирают пирамидальную форму, чтобы выразить свое стремление к высшему миру. Как нам известно, последней такой постройкой, можно считать как раз здание главного дугана Анинского дацана. Его строительство поставило точку в цепи сакральных пирамид древности.
Забайкальский областной инженер, Э. Соколовский описал свое впечатление от посещения дацана такими словами: «Очутившись под громадной пирамидой, невольно изумляешься смелости постройки». Высота пирамиды, не считая двухэтажного здания, составляла по разным источникам от 10 до 15 метров. Изнутри свод здания подпирало 30 колонн. Представьте себе величие такого здания посреди Хоринской степи.
Устройство Вселенной
Пирамидальную уступчатую форму имели и другие дуганы Бурятии, правда, немного меньшего размера. Например, постройка одного из дуганов Кижингинского (Кудунского) дацана представляет собой почти правильную уступчатую пирамиду.
Возможно, дацаны строились пирамидальными, чтобы повторить в своей архитектуре буддийское понимание устройства вселенной. Так, считают некоторые ученые, и один из них Дорж Цыбикдоржиев, кандидат исторических наук. «Бурятские дацаны, особенно ранние, стремились в к форме правильного двадцатиугольника, что призвано было воплотить идею схематической картины вселенной - мандала. В реальной архитектуре по принципу мандалы в Тибете, Монголии и Китае храмов почти не строили за редчайшими исключениями. В Бурятии же это стало доминирующим принципом в первые столетия активного строительства. Величественные сооружения Бирмы, Тайланда, Камбоджы и Явы обнаруживают в некоторых чертах планировки большее сходство с ранними бурятскими храмами, чем территориально близкие бурятам монгольские, тибетские и китайские образцы. Особенно это касается первой постройки главного дугана Анинского дацана, поражающего воображение, как своей высотой, так и сложностью технического замысла.
Надо заметить, что иногда встречающееся мнение о том, что бурятская архитектура является локальным вариантом монгольской или китайской, не более чем глубокое заблуждение. В бурятской архитектуре отличий с соседними традициями больше, чем сходств. Даже “парящие” крыши делались по собственному оригинальному “рецепту”. Бурятские варианты крыш проще в постройке, визуально “легче”, не вызывают ощущение давящей тяжести, как китайские. Вообще бурятские храмы даже при сравнимых размерах с китайскими и монгольскими всегда кажутся более изящными, легкими, более воздушными.
Уже в 19 веке слава бурятских мастеров разнеслась широко и их приглашали на строительство объектов в Монголии. В том числе буряты принимали участие в строительстве дворца богдо-хана (гэгэна), влияние бурятской архитектуры просматривается в некоторых поздних храмах Халхи. Строили буряты и православные церкви. Даже в далекой Калмыкии встречаются храмы некоторыми идеями близко напоминающие ранние бурятские образцы.
Конечно,
на всем долгом и интересном пути развития
бурятской архитектуры
Улан-Удэнские пирамиды
Удивительно, но каждый из горожан может увидеть далекие отзвуки времен строительства пирамид в Бурятии прямо на площади Советов. Многие из нас, проходя мимо Оперного театра в Улан-Удэ уже не замечают четыре башенки по форме напоминающие буддийские пирамидальные ступы, находящиеся по углам крыши театра.
«Считается, что эти башенки – влияние архитектуры православных храмов с их куполами, но мне представляется более вероятным, что авторы взяли в расчет традицию бурятских дацанов, - говорит Дорж Цыбикдоржиев, - ведь уже первый в Бурятии дацан (Цонгольский – находится на территории Кяхтинского района), построенный в середине 18 века, имел на крыше четыре башенки, который располагались, правда, не по углам, а по сторонам крыши. Ближайший регион, где встречается подобный вариант башен – это фортификационные укрепления непальских феодалов. Возможно, что основатель Цонгольского дацана, первый хамбо-лама Домба-Доржи Заяев, путешествуя по Тибету и Непалу, приметил эту необычную конструкцию. Затем эти башенки появились на Анинском дацане, но уже стояли по углам крыши. Известно, что проект Оперного театра архитектора Федорова перерабатывали местные архитекторы, дополняя его национальным колоритом. Они украсили его барельефами с бурятским орнаментом. И, скорее всего, эти башенки тоже появились как память о прекраснейшем Анинском дацане».
В
1862 году, когда произошло
В
советское время Аннинский
Многообразна культурно-просветительская жизнь Бурятии.
Цель нашего путешествия - Агинский Дацан
Для начала вспомним, что буддизм - это самая древняя из всех мировых религий, старше христианства на целых пять столетий, а ислам «моложе» его на двенадцать веков. В Бурятию буддизм проник через Монголию. До прихода буддизма на территории Бурятии был шаманизм.
Начало распространения буддизма среди бурят относится к XVIII веку, однако точную дату проследить трудно. В 1727 году, когда был заключён в Кяхте «Русско-Китайский договор о границе», буряты стали подданными Российского государства. В XVIII веке сделалось очевидным, что буддизм стал играть огромную роль в жизни бурятского народа, может быть, поэтому в 1741 году императрица Елизавета Петровна официально признает буддийскую церковь на территории России.
Массовое обращение бурят в буддизм шло настолько быстро, что в середине ХIХ века в Забайкалье было уже 34 монастыря, 144 храма и 4500 лам.
В начале XIX века девять родов хори-бурят откочевали из Монголии в Агинские степи, а в 1811 году здесь был основан Агинский монастырь. В середине XIX века он стал одним из крупнейших в Забайкалье, здесь был старый буддийский университет, с факультетами философии, астрологии, тантры и медицины. На медицинском факультете преподавали 60 опытных эмчи лам. Общая численность монахов достигала тысячи. Библиотека Агинского монастыря и его печатня не имели себе равных в Забайкалье, здесь было создано около 48000 ксилографических досок с текстами на тибетском и монгольском языках.
Буддизм довольно прочно осел в душах и умах простых бурят. По сложившейся традиции, почти каждая семья забайкальского бурята отдавала старшего сына на обучение в Дацан. Сегодня в Буддистском университете при Агинском дацане тоже учится много молодежи. В своё время буддизм принёс в Забайкалье грамоту в виде старомонгольского вертикального письма, медицинскую помощь, помог освоить новые каноны искусства, давшие интенсивный импульс к развитию иконописного искусства в форме «танка».
Вокруг храма установлены многочисленные барабаны, с хранящимися в них молитвами-обращениями. Неспешное вращение таких барабанов, вероятно, равнозначно прочитанной молитве. Есть невдалеке от основного здания Будда-сидящий. Установлены и традиционные для буддизма фигуры животных. Есть какие-то «самовары», огромные камни с древними письменами-посланиями и др.
Здесь же, в Дацане, среди многочисленных строений можно увидеть и так называемые «ступы» , установленные, как правило, в ознаменование тех или иных значительных событий.
В 1990-х годах началось возрождение буддизма. Восстановили порядка 20 дацанов. Отныне торжественно отмечаются 6 больших хуралов — буддийских праздников: Саагалган (Новый год по тибетскому календарю), Дуйнхор (первая проповедь Будды учения Калачакры, Колеса времени, и ваджраяны), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Просветление и нирвана Будды), Майдари (день радости будде грядущего — Майтрее), Лхабаб-Дуйсэн (зачатие Будды, спустившегося с неба Тушита в лоно матери Майи), Зула (день памяти Цонкапы — основоположника гелуг)
Информация о работе Основание Анинского дацана и начальный период его деятельности