Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:23, реферат
Гребни делали из пергамента, кожи, дерева и других легких материалов. Гребнями украшали закрытые шлемы. В Англии среди ранних образцов гребней следует упомянуть веерообразный гребень на печати короля Ричарда I (1189-1199). Гребень обозначал владельца, а также служил украшением. На турнирных шлемах гребни могли быть просто фантастическими и не всегда соответствовать геральдике владельцев. В бою от гребней отказывались в пользу плюмажей и небольших украшений вроде золотого шара, получившего широкое распространение в XV в. У
Реже женщины из знатных семейств лично командовали войсками, чтобы выполнить феодальные обязанности своей семьи, как правило, если в семье не оставалось мужчин. Женщины всех социальных слоев играли заметную роль в обороне замков и крепостей. В исключительных случаях женщины могли служить солдатами, причем, не скрывая своего пола.
Но основной задачей женщин было превратить лагерь в более удобное место. Они готовили пищу, ухаживали за ранеными. Женщины носили одежду, приличную их социальному статусу, приспособленную к полевым условиям походного лагеря. Женщины благородных сословий проживали в просторных шатрах, в окружении многочисленных слуг. Солдатские жены, напротив, довольствовались самыми скромными условиями. В походных условиях редко носили слишком роскошные или чрезмерно фривольные платья.
Тем временем на опушке леса жена десятника (vintainer - командир 20 человек) собирает дрова, чтобы приготовить ужин. Сбор хвороста, хотя и тяжелая работа, но позволяет отдохнуть от шума и вони походного лагеря. Отряд ее мужа остановился в полуразвалившемся сарае. Жизнь солдатской жены трудна, по у ее мужа водятся деньжата. Он ветеран уже пяти кампаний, а для его жены - это вторая кампания. Из пятерых детей трое умерли во младенчестве, дочек выдали замуж, дома женщину ничто не держит.
Желтую юбку женщина пошила и покрасила сама. Верхняя одежда покрашена синей вайдой. Это подарок мужа, скорее всего трофей. Модные рукава с множеством пуговиц, сбоку под рукавом вставлено несколько клиньев. В основу реконструкции легли находки из Херъ-ёльфнесса в Гренландии, сдешнные в начал с XX века. Реконструкция тщательно проведена. Использовано сукно, окрашенное растительными красками, льняная нить и ручной стежок. Узкие панели по бокам представляют собой лишнюю детазь, которая символизирует достаток, позволяющий пускать па одежду больше ткани, чем надо в действительности. Рукава с пуговицами типичны для XIV в. Обратите внимание на то, что для удобства подол подоткнут под ремень, спереди полы разведены и также подоткнуты.
Жена капитана XIVв., сопровождающая мужа в течение безопасных участков похода. Женщина остановилась в приличном доме, подобающем статусу ее мужа. Одежда капитанши пошита из отбеленной льняной ткани и фламандского сукна - дорогих, но красивых тканей. Закончив гонять солдат, капитан вернется дамой, смоет грязь и пот, переоденется в чистое и проведет остаток дня в обществе своей прекрасной супруги.
В походе украшений почти не носили, тем заметнее выделяется металлическая отделка тих поясных ремней, подходящих как для солдат, так и для пышногрудых маркитанток.
Нижнее белье и гражданский костюм
Чтобы понять средневековый костюм, надо знать устройство нижнего белья того времени. Нижнее белье солдат и гражданских лиц оставалось практически без изменений вплоть до XIX века. Оно состояло из подштанников (braies), чулок (chausses) и рубахи (camisia, chemise или smock).
Подштанники носили, заправляя их в чулки. К XIV веку чулки стали подвязывать к камзолу. В XV в. чулки превратились в рейтузы, также подвязываемые к поясу камзола. К концу века рейтузы делали выше подвздошной кости, благодаря чему они сами держались на теле. Для физической работы и отдуха камзол расстегивали на груди и отбрасывали назад, оставив его держаться на талии. Большинство свидетельств имеют невоенную тематику, но те немногие военные образцы хорошо согласуются с ними.
(А)
Рубаха была основным
(В-I)
Эти иллюстрации из разных
источников того периода
(J)
Хотя в средние века было
принято спать нагишом, на
(K
и L) Необычная рубаха, изображена
в рукописи XV в. Глубокие боковые
разрезы, разрез сзади,
(М) Типичные подштанники XV в. Слева подштанники простолюдина, справа подштанники- «бикини» с завязками по бокам. Такие подштанники мы находим лишь в нескольких швейцарско-германских источниках. Как правило, они черного цвета, возможно, это просто позднейшая цензура нагих фигур.
(N)
Реконструкции, созданные на
(О)
Реконструкция рубахи с
(Р)
Женское повседневное рабочее
платье, которое могли носить
женщины, сопровождавшие армию.
(Q)
Реконструкция длиннополого
(R) Вид спереди на тот же камзол.
Воротники рубах конца XV в.:
(S) Пьетро ди Доменико.
(Т) Пьеро делла Франческа.
(U) Пьеро ди Косимо.
(V) Рубаха ландскнехта с расстегнутым воротником. В конце XV в. рубахи снова появились из-под верхней одежды, поэтому их стали украшать.
(XV) Две женщины рисунок работы Урса Графа (1516-1525). Нижние рубахи видны в вырезах платья.
Мужское нижнее белье XIV-XV вв. состояло из подштанников (braies) и рубахи. В период с IV no XII вв. носили рубахи свободного покроя. Наиболее ранние образцы имеют прямые выкройки. Покрой рубахи оставался практически неизменным вплоть до XII в., когда появились попытки подогнать рубаху по фигуре владельца. В XV в. покрой рубах усложнился, они стали очень плотно облегать тело. Облегающие рубахи с пышными рукавами и подвязанными к поясу чулками характерны для начала XVI в.
Поверх рубахи и подштанников надевались шерстяные рейтузы облегающего покроя. У рейтуз умеренного размера гульфик и цельнокроенные пятки. Вместе с рейтузами надевается облегающий фигуру дублет. Рейтузы подвязываются к дублету шнурками с металлическими кончиками (points). Поверх дублета носят камзол. В данном случае камзол украшен плиссировкой. Наконец, в зависимости от погоды и состоятельности, поверх камзола надевают мантию. Солдаты редко носили длиннополое одеяние. В плохую погоду они могли носить укороченные варианты мантии. Если солдату удавалось «найти» дорогую и элегантную вещь, он предпочитал продать ее скупщикам, нежели носить самому.
Женский костюм XV века
Армию всегда сопровождали женщины: маркитантки, жены и любовницы солдат.
Женщины в средние века не сидели без дела. Они вели домашнее хозяйство, пряли, ткали и шили, готовили одежду, работали на фермах, участвовали в деятельности ремесленных цехов и гильдий. Женская одежда отражала социальный статус и род занятий женщин.
Иногда женщины активно участвовали в боевых действиях. Петь множество ссылок, относящихся к XV в. и более ранних. В 1292 г. Цюрих оказался сильно ослаблен войной с Винтертуром, в которой погибли многие мужчины. Герцог Альбрехт Австрийский решил воспользоваться ситуацией, и выступил во главе многочисленной армии с целью занять город. Женщины Цюриха облачились в доспехи, взяли в руки оружие, и под звуки военных флейт и барабанов, прошлись парадом вдоль стен. Альбрехт подумал, что город успел восстановить гарнизон, поэтому поспешил заключить мир и отступить.
Три примера женского повседневною костюма. Южная Германия или Швейцария, около 1470 г.
Синее нижнее платье из тонкой шерстяной или льняной ткани. Облегающие рукава выкроены так, что в них едва можно просунуть руки. Спереди платье завязывается на шнурки. Дополнительная шнуровка по бокам лифа позволяет подгонять платье по размеру во время беременности.
Похожий покрой, но с глубоким декольте, в котором видна нижняя рубаха. Пышная юбка выкроена так, что основа и уток идут по диагонали к вертикали. Благодаря этому приему образуются изящные конические складки.
Одежда для приема гостей или выхода в гости. Поверх шалфейно-зеленого нижнего платья надето синее шерстяное платье с багровой отделкой. Покрой верхнего платья почти повторяет покрой нижнего, но более свободный. К чепцу приколота лента, которая изящно ниспадает па плечи.
Женщины могли заплетать и укладывать волосы множествам способов. Частое расчесывание волос имело кроме косметических еще и гигиенические цели, так как позволяло избавиться от вшей и блох. Женская прическа во многом определялась местными традициями и существующей модой. Замужние женщины и вдовы убирали волосы, хотя из этого правит имелись исключения. Иногда голову закрывали простым прямоугольным куском ткани, закрепленном заколками. Известны различные лепты, чепцы и другие женские головные уборы. Солдатские жены одевались по-походному, обычно закрывали голову.
Капюшон, застегнутый под подбородкам, был популярен в ХУ-ХУ1 вв. Простой красный или черный капюшон с застежкой па шее, имел широкое распространение во Франции, Бургундии и Англии. Несомненно, такие капюшоны носили и женщины, сопровождавшие армию.
Головной платок мог быть как из дешевой и грубой льняной ткани, так и из дорогого шелка и даже золотой парчи. Известны весьма причудливые схемы повязки платков, хотя в походных условиях одежда тяготела к простоте. По праздникам женщины могли делать из своих головных платков настоящие цветочные бутоны. В XIV-XV вв. сложилось множество местных вариантов причесок, которые практиковались вплоть до XIX века. В швейцарских летописях конца XV в. сообщается об обычае женщин из Швейцарии и южной Германии носить на затылке шиньоны из овечьей шерсти, окрашенные в красный, синий, зеленый, красный, белый или желтый цвет.
Деревянные башмаки носили в слякоть для защиты обуви, но для длительных переходов такая обувь не годилась.