Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:23, реферат
Всем известно, что у каждого народа существует свой сложный и достаточно обширный комплекс обычаев и традиций, который выделяет его среди других этносов, или же сближает, если народы родственные. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения.
Московский
Государственный
Институт
международных отношений и
Кафедра
регионоведения
Реферат
по теме:
Обычаи и традиции – жизненная философия, ментальность и нравственность нации
(на
примере России и Кыргызстана)
Выполнила:
Студентка 3 курса
ИМО 7-5-1 361 англ/кирг группы
Герасюкова
Маргарита Витальевна
Научный руководитель:
Байтерекова
Женишкуль Саматовна
Москва
2010 г.
Содержание
Введение
Всем известно, что у каждого народа существует свой сложный и достаточно обширный комплекс обычаев и традиций, который выделяет его среди других этносов, или же сближает, если народы родственные. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. Традиция же - (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, оба эти понятия достаточно схожи и часто заменяют друг друга как синонимы.
В качестве основного
регулятора отношений между людьми обычаи
и традиции выступают главным образом
в архаических (докапиталистических) обществах,
что связано с устойчивым и неподвижным
характером социальной жизни и слабым
развитием межкультурных отношений. С
развитием капитализма, расширением связей
между различными культурами, секуляризацией
общественной жизни и т.д. власть обычаев
и традиций в целом оказалась подорванной.
Динамизм современной социальной жизни,
развитие промышленности, средств массовой
коммуникации, урбанизация усиливают
этот процесс, выдвигая на первый план
в качестве регулятора общественной деятельности
социальные институты. Но, тем не менее,
даже в условиях современной глобализации,
традиции все равно сохраняются в сфере
быта и морали каждого народа. Именно общие
ценности, схожий взгляд на мир и одинаковые
модели поведения делают нас этносом,
то есть группой людей с объединенной
культурой и самосознанием. Принятые в
обществе нормы морали с детства закладывают
в нас нравственность, а мировоззрение
народа формирует жизненную позицию. В
этом реферате я проведу сравнительный
анализ русской и киргизской культур,
дабы понять, как обычаи и традиции влияют
на общий уклад жизни и менталитет этих
двух этносов.
Глава 1.
Обычаи и традиции
русского народа.
Не секрет, что
любая общественная система, культура
основываются на каких-либо постулатах
и особенностях развития. Это совокупность
взглядов на мир, научные открытия,
географические особенности и т.п.
Например, народы степи (кочевники), имеют
одни стереотипы мышления, крайнего севера
совершенно другие, а горцы отличаются
от тех и других и т.д. Что мы знаем о русском
характере, духе русского народа? В жизни
русского народа нужно учесть два основных
момента. Первое: влияние христианской
идеологии на жизнь русского общества.
Православие сумело войти в духовную жизнь
русского общества. Христианство полноправно
входит в жизнь и быт Русского общества
и создает ту прочную связь с Русским народом,
которая сохраняется, и по сей день. Второе:
характерная черта христианства - это
адаптация к местным условиям жизни любого
общества. Общее мнение исследователей
заключается в том, что православие вобрало
в себя черты, нормы поведения, культурные
традиции которые существовали у древних
славян испокон веков до введения новой
веры. Произошел - синкретизм, смешение
и слияние различных элементов христианства
и русского язычества. Также особое влияние
на культуру России оказало нашествие
татаро-монголов, а также ее срединное
положение между Европой и Азией. Таким
образом, Россия вобрала в себя черты и
западной, и восточной культуры, оставаясь
при этом самобытным православным государством.
Так как рождение ребенка символизирует начало новой жизни, я считаю, что нужно начать именно с обрядов, связанных с этим радостным событием.
В русской семье
особенно важное значение придавалось
определению пола ребенка. От того,
родится мальчик или девочка,
зависело материальное благополучие крестьянской
семьи: с рождением мальчика ожидали
помощника, нового хозяина, рождение девочки
вело нередко к снижению материального
благосостояния — ей нужно было приданое.
Забота о ребенке начиналась задолго до
его появления. Испокон веков славяне
старались оградить будущих матерей от
всевозможных опасностей.
Если муж был в отъезде, молодой женщине
советовали подпоясываться его поясом
и на ночь укрываться чем-нибудь из его
одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала
жену.
Для охраны беременной женщины существовала
особая молитва, которую нужно было читать
на ночь, чтобы греховные дела, совершенные
в течение дня, не отразились на вынашиваемом
ребенке. К постели роженицы и младенца
вешались охранительные амулеты и ладанки
с заговорами и молитвами. Беременная
должна была соблюдать целый ряд запретов,
например, избегать смотреть на все некрасивое,
чтобы у нее родился красивый ребенок;
не гладить кошек, собак, свиней — иначе
ребенок может родиться немым и т.д. В период
беременности женщина ни в коем случае
не могла работать по церковным праздникам
— нарушение этого запрета беременной,
как считали, неизбежно должно было отразиться
на новорожденном.
Беременная женщина
в крестьянской семье пользовалась
дополнительным вниманием. Ее освобождали,
по возможности, от трудной работы и
пытались удовлетворить ее запросы
в пище и питье. Часто крестьянки вообще
мало обращали внимания на беременность
и работали до тех пор, пока не начнутся
роды.
В соответствии с поверьями о «нечистоте»
беременной и роженицы, чтобы она не «осквернила»
жилого дома, она даже зимой уходила рожать
подальше от жилья — в баню, хлев, сарай.
С родильницей оставались ее муж и призванная
бабка-повитуха.
Без повивальной
бабки не обходилась ни одна крестьянская
семья. Эта женщина обрезала пуповину,
производила действия с последом,
купала ребенка и мыла роженицу.
К акушеркам, появившимся в деревнях во
второй половине XIX века, крестьяне обращались
крайне редко. Обычно повитуха жила или
проводила большую часть дня у роженицы
в течение трех дней. Не каждая женщина
могла стать повитухой. Деревенская бабка
— это всегда пожилая женщина безупречного
поведения, не замеченная в неверности
мужу. В некоторых местах считали, что
повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать
для повивания бездетных женщин или таких,
у которых свои дети умирали.
Ещё со времён средневековой древности в России возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Но не только зерновые культуры возделывали предки русского народа. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота, свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток.
Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки.
На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположением и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.
Все, что формировалось
на начальном этапе русской
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды, что объясняется географическим положением России. Верхняя одежда делилась на накидную и распашную. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Наличие ворота на рубашке предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, чернобурки. Шуба шилась мехом вовнутрь, сверху шубу покрывали сукном.
Основой женского
костюма была длинная рубаха. Рубаху
украшали оторочкой или вышивкой,
иногда расшивали жемчугом. Женская
верхняя одежда не подпоясывались и
застегивалась сверху донизу. Верхней
выходной женской одеждой был длинный
суконный опашень, с частыми пуговицами,
украшенный по краям шёлковым или золотым
шитьем. Во времена Ивана Грозного богатые
женщины носили по три платья, надевая
одно на другое. Ношение одного платья
приравнивалось к непристойности и бесчестию.
Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов.
Замужние женщины должны были обязательно
прикрывать свои волосы и потому дома
носили на голове волосники или повойники
и повязывались еще платком, а при выезде
из дома надевали богато украшенную кику
или кокошник. Девицы носили на голове
широкую вышитую повязку, с широкими лентами
позади. Русский национальный костюм стал
менее распространён сначала после того,
как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного
костюма для всех, кроме крестьян, монахов,
священников и дьячков. Вначале было введено
венгерское платье, а потом верхне-саксонское
и французское, камзол и нижнее бельё —
немецкие.
Глава 2. Обычаи и традиции киргизского народа.
Становление киргизской культуры неразрывно связано с кочевой цивилизацией, которая возникла и получила всестороннее развитие на огромном евроазиатском пространстве и оставила глубокий неизгладимый след в мировой истории. Материальная культура, социальная организация, духовная жизнь древних киргизов имели общие черты с культурой саков, усуней, гуннов, тюрков, монголоязычных племён Центральной Азии. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённости ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего объясняется его синкретизмом — в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама сосуществуют отдельные элементы таких домусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.