Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:29, реферат
Удмурты проживают в междуречье Камы и Вятки. Удмуртский язык принадлежит к финноугорской языковой семье. Раньше удмуртов называли вотяками, в то время как себя они именовали удмуртами. Территория Удмуртии богата хвойными лесами. У удмуртов издавна были развиты охота, рыболовство, бортничество. С древнейших времен удмурты слыли наблюдательными и искусными охотниками, прекрасно знавшими повадки зверей и птиц. Тем не менее с течением времени преобладающую роль в хозяйстве удмуртов стало играть земледелие и животноводство. Большинство удмуртов — православные. Часть из них, что живут среди мусульман, соблюдают исламские традиции.
Обычаи и праздники удмуртов
Удмурты проживают в междуречье Камы и Вятки. Удмуртский язык принадлежит к финноугорской языковой семье. Раньше удмуртов называли вотяками, в то время как себя они именовали удмуртами. Территория Удмуртии богата хвойными лесами. У удмуртов издавна были развиты охота, рыболовство, бортничество. С древнейших времен удмурты слыли наблюдательными и искусными охотниками, прекрасно знавшими повадки зверей и птиц. Тем не менее с течением времени преобладающую роль в хозяйстве удмуртов стало играть земледелие и животноводство. Большинство удмуртов — православные. Часть из них, что живут среди мусульман, соблюдают исламские традиции.
Семейно-родовые святыни
Каждая удмуртская семья имела свою собственную семейную молельню (куала). В каждой молельне хранился «воршуд» — это самый священный ритуальный предмет удмуртов. Обычно это короб, в котором, согласно архаичным верованиям, обитал дух родового предка. В коробе могли храниться несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, перья тетерева, засушенная рыбка, кусочек жертвенного хлеба, ветки дерева. В виде этих предметов были представлены все три сферы мироздания: Земля, Воздух, Вода. Не случайно этот короб строго берегли от чужого глаза и даже голоса, как самое великое сокровище, как гарантию благополучия мироздания. Как и другие народы, удмурты свято соблюдали правило не осквернять воду, огонь, землю, хлеб, иначе они накажут человека или его детей, а также домашний скот. Раз в году на молении всей деревни добывали трением чистый (священный) огонь. Тогда старый огонь гасили и в каждый дом приносили вновь зажженный огонь. Удмурты с благоговением относились к времени летнего солнцестояния, соблюдая многие запреты: в это время нельзя было полоскать белье в реке, вбивать в землю колья и вообще трогать ее острыми предметами. Считалось, что земля ждет урожая, поэтому ее нельзя тревожить. Удмурты говорили, что в это время даже гром полыхал лишь бесшумными зарницами, давая поспеть новому хлебу. Согласно представлениям удмуртов, мир вокруг населен духами и богами и человек должен со всеми ладить.
Праздник первой борозды (Гырыны Потон, Акашка)
День проведения праздника зависел от погоды, и его определял совет старейшин. Вся деревня готовилась к этому дню. Мужчины чинили орудия сельского труда, женщины готовили праздничную еду и нарядные одежды. Молились великому богу Инмару, прося его о хорошем урожае, чтобы из одного зерна выросло 77 колосьев, а зерна были величиной с куриное яйцо. В это время дети устраивали особую игру на борозде, катали яйца. Верили, что от соприкосновения яиц и земли урожай будет хорошим. Дети и подростки были на поле, когда его засевали. По обычаю, засевая пахотное поле, удмуртский крестьянин вместе с зерном бросал в борозду крашеные яйца, чтобы зерно уродилось такое же большое, как яйцо. Вот эти-то яйца наперегонки собирали дети.
В день праздника первой борозды проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Как это принято у народов Поволжья, победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты. Кружка для пива -любимого напитка удмуртов.
Завершение весенних работ (Гырон Быдтон, или Гербер)
По времени этот праздник приурочивался к последним дням летнего солнцестояния. Один из замечательных обычаев этого праздника — «свадьба поля». Он исполнялся девушками на озимом поле, там, где растет рожь, или на лугу. Под влиянием православия обряд «свадьба поля» стали исполнять на Петров день.