Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:41, реферат
В массовое сознание сегодня активно внедряются иррациональные представления. Образ, формируемый СМИ, накладывается на различные мифы и стереотипы в сознании людей и приводит к отрыву от реальности. Среди причин этого - отсутствие привычки простого населения работать с качественной, достоверной информацией, а также замалчивание информации, её тенденциозный отбор, манипулирование сознанием. Формирование образа либеральной оппозиции в современной России связано с имеющимися актуальными внутренними проблемами российского общества, в котором постоянно растёт недовольство в связи со сложившейся политической ситуацией.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра политических наук
Образ современной российской либеральной оппозиции в СМИ
Эссе
студентки 3 курса очной формы обучения
историко-политологического факультета
направления «Политология»
Бартули Р. А.
Пермь 2012
В массовое сознание сегодня активно внедряются иррациональные представления. Образ, формируемый СМИ, накладывается на различные мифы и стереотипы в сознании людей и приводит к отрыву от реальности. Среди причин этого - отсутствие привычки простого населения работать с качественной, достоверной информацией, а также замалчивание информации, её тенденциозный отбор, манипулирование сознанием. Формирование образа либеральной оппозиции в современной России связано с имеющимися актуальными внутренними проблемами российского общества, в котором постоянно растёт недовольство в связи со сложившейся политической ситуацией.
Рассмотрим основные термины, помогающие нам разобраться в данной проблематике. Значение слова Образ по Психологическому словарю:
«Образ - субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий - по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам»[1].
Посредством образов создается имидж различных политических акторов.
«Имидж – это сфальсифицированный образ товара (человека, явления), но частично опирающийся на реально существующие качества»[2]. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности», поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Любое политическое объединение по-настоящему приобретает известность, а то и популярность, с помощью средств массовой информации - телевидения, газет и радио. Статьи в газетах, интервью, репортажи, комментарии в эфире по актуальным вопросам, телевизионные и радио-дебаты, хроника - все это может очень удачно работать на имидж, а может и, наоборот, создать крайне негативную установку, которую в дальнейшем очень трудно будет преодолеть, особенно в период избирательных кампаний.
С развитием системы массовой информации, особенно ее электронных средств, появилась реальная возможность психологического воздействия на все население страны без создания разветвленной сети пропагандистских учреждений. Такое влияние, а нередко и прямое манипулирование, по каналам средств массовой информации осуществляется теми политическими силами, которые непосредственно заинтересованы в строго определенном освещении событий и деятельности конкретных политических сил. Поэтому получается, что «открытый эфир», «свободное» телевидение, «независимая» пресса часто служат не только благим целям.
Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Есть и более «жесткие» определения, опирающиеся на понимание манипуляции как некоего вида мошенничества, махинации, преисполненных коварством действий. Основная цель манипулирования - добиться выгодного манипуляторам поведения от индивидуума и социальных групп, сохраняя у них иллюзию свободного выбора.
В процессе политического противоборства одним из наиболее действенных приемов является «атака» или «использование эффекта контраста». В высказываниях политических деятелей, в теле- и радиопередачах, в газетных и журнальных публикациях эти приемы нередко трансформируются в жесткую критику.
Отрицательный образ или «образ врага» имеет истоки в национально-культурных и исторических стереотипах, поэтому с большей готовностью воспринимаются различными группами населения.
Другие распространенные уловки: демонстративное умалчивание, манипулирование жанром (если выгодно, то «новости без комментария», если нет, то «сплошной комментарий без новостей»), изменение масштабов явления.
Многие считают, что пропагандировать идеи либерализма и демократии в стране, которой присущи патернализм, этатизм и негативное отношение ко всему «западному», - затруднительно. Возможно, поэтому, логично делать упор на продвижении самого носителя этих идей и отсюда так много либеральных лидеров.
В качестве примера возьмем образ Бориса Немцова. Его основные черты:
Хорошие внешние характеристики (рядом с Немцовым Милов и Рыжков выглядят достаточно блекло);
Нет особых ораторских способностей (говорит на языке «понятном народу»);
восприятие Немцова как «профессионала», как «человека дела» (вообще-то он был заместителем председателя правительства России, которое несет ответственность за дефолт 1998 годах);
«Западность», демократия, успех – составные идеалогии;
Имидж страдальца («Немцов- это классический мученик. Везде ОМОН и Немцов. Немцов и ОМОН»[3]);
блог Немцова неинтересный (только повествование «как боролся» и «с кем боролся», нет конкретных результатов).
Накануне 50-летия Б.Немцова, в 2009 году, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают потенциал этого политика, какие чувства испытывают к нему, и готовы ли наши сограждане поддержать Б.Немцова, в случае, если он будет баллотироваться на пост мэра или главы администрации в их населенном пункте. Итоги данного опроса[4]:
Каждый пятый уверен, что Немцов многого добился, но большего достичь вряд ли сможет (21%);
Более трети россиян Немцов безразличен (36%);
Электоральный потенциал Б.Немцова невысок: лишь 17% проголосовали бы за него на выборах мэра или главы администрации своего населенного пункта (12% - скорее да, 5% - безусловно, да).
Далее рассмотрим общий образ либеральной оппозиции.
Вводя я в поисковую систему «образ либеральной оппозиции», в первую очередь напрямую или опосредованно появляться ссылка на блог в ЖЖ «cyanomod», а именно статью под названием «Морально-этический образ либеральной оппозиции»[5], в которой негативно описан образ некоторых людей, являющимися частью либеральной оппозиции, а именно:
Члены арт-группы «Война» Надежда Толоконникова и Перт Верзилов (представлено видео ролик, на котором один из членов данной организации с детства учит своего ребенка к негативному отношению к правоохранительным органам, а так же запечатлено их участие в Гей-параде и массовых оргиях);
Демонстрация сторонников оппозиции, в которую, например, входит убежденный сионист Антон Носик, с которым у Алексея Навального более чем тесное сотрудничество.
Следует отметить важную роль в создании позитивного образа, а так же продвижение оппозиционных настроений общероссийскими СМИ, такими как: «Ведомости», «Эхо Москвы», «Радио Свобода». Они считаются наиболее либеральными, а их публикации наименее проправительственно-
Мною были исследована лишь некоторая часть российских СМИ, однако, в них достаточно четко можно выделить основные тенденции, составляющие образ современной либеральной оппозиции:
угроза стотысячными митингами и объединением с кем-нибудь, за кем толпа, драйв и бесшабашность, что может перерасти в гражданскую войну;
разрозненные силы по какой-либо причине не довольные режимом (митинги совместно с национал-большевиками Лимонова и социалистами Удальцова), нет единства во взглядах и не способность воссоединиться для создания системной оппозиции в виде либеральной партии;
движение без единого лидера (на его роль претендует большое количество людей);
«сетевые хомячки», активность в интернете;
сотрудничество с Госдепом США (получение различных средств);
«враги» РПЦ, «сторонники» ЛГБТ движения
Отсюда, можно сделать вывод о том, что в СМИ присутствует в основном негативный образ либеральной оппозиции. В нашей стране довольно большое количество населения являются стихийными либералами, они критично настроены и придирчивы к тем, кто претендует на роль либерала. То есть изначально подходят с более завышенными требованиями к таким личностям. Вместе с тем сейчас зреет запрос на либерализм в обществе. Страна в большинстве настроена пока патерналистски, но потенциал этих настроений исчерпывается.
1
[1] Общий толковый словарь [Электронный ресурс] URL:http://tolkslovar.ru/
[2] Техника конструирования имиджа и его воздействия на СМИ [Электронный ресурс] URL:http://www.narod-party.ru/
[3] «Немцов. Собчак. Духовные лидеры. Что не так?» [Электронный ресурс] URL: http://besttoday.ru/read/938.
[4]«Борис Немцов: политик вчерашнего дня»// сайт ВЦОМ [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/index.php?id=
[5] Морально-этический образ либеральной оппозиции [Электронный ресурс] URL:http://cyanomod.
Информация о работе Образ современной российской либеральной оппозиции в СМИ