Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:17, реферат
По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое поведение.
«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.
Введение
1. Место невербальных средств в процессе общения
2. Мимика
2.1. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
2.2. Маски
3. Жесты
3.1. Выражение лица и этикет
3.2. Твое лицо говорит
3.3. Примеры некоторых жестов
4. Интонация
4.1.Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников
5. Жесты в языке глухонемых
Заключение
Список литературы
Задания
Понятия | Формируемые умения |
|
1. Умение строить
высказывание, приспосабливаясь к
условиям общения. Умение |
2. Движение
тона (восходящий, нисходящий,
ровный). |
2. Умение определять
основной тон
высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения. |
3.Тон
(спокойный, взволнованный,
|
3. Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность. |
4. Громкость
(нормальная, слишком тихая, слишком
громкая). |
4. Умение характеризовать
громкость речи в соответствии
с условиями общения. Умение
пользоваться громкостью, ее усилением
как средством выделения |
5. Логическое
ударение (усиление или ослабление
голоса, произнесение слова по
слогам; удлинение ударного гласного).
|
5. Умение распознавать
выделенные логическим |
6. Паузы
(реальные или нереальные, сознательные
или несознательные). |
6. Умение определять
уместность и характер пауз. Умение
пользоваться различными |
7. Ритм (плавный, ровный или неровный, “рваный”). | 7. Умение описывать
ритм речи. Умение пользоваться
ритмом для эффективности |
8. Темп
(быстрый, слишком быстрый, |
8. Умение определять
свойства темпа в соответствии
с условиями общения. Умение
ускорять или замедлять речь
для придания ей |
9. Невербальные
средства общения и речевой
этикет. |
9. Умение выражать
эмоции известными |
Наиболее
эффективной формой работы, тренирующей
детей в использовании
Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков - жестовые и буквенные. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый - чистить - чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить - молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться - баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых.
Известно,
что испытывая потребность в
общении с окружающими, глухонемые
прибегают к мимико-
В
определенной мере эти средства служат
глухонемому также для
В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов.
Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: «Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой».
Это
образное сравнение, характеризующее
соотношение языка жестов с языком
слов применительно к нормально
слышащим людям, сохраняет свое значение
и по отношению к более сложной
системе мимико-
Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной «речи» глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с которыми она может быть использована, - все это свидетельствует о несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить его на одну доску с языком слов.
Также
некоторые исследователи
Заключение
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
Хотя
общение посредством языка
Фактически,
окружающая действительность и люди,
обитающие в ней, являются лучшим
научным и испытательным
Список литературы
1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.,1999.
2. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,1998.
3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.,1999.
4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1992.
5. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,1998.
6. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.
7. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М: Знание,1980.
Задания
Вариант №2
Спеша на экзамен,