Нематериальная культура горских армян

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Считается, что большинство армян Закубанья переселилось сюда в конце XV века из Крыма, где к тому времени Османская империя полностью подчинила себе Крымское ханство. После того, как в 1475 году турки покорили генуэзские владения в Крыму и княжество Феодоро и приступили к тюркизации и исламизации христианского населения, армяне начали активно переселяться в Молдавию и Польшу

Оглавление

1.Историческое происхождение горских армян………………………....2
2.Материальная культура черкесогаев……………………………….......6
2.1 Дом и двор горских армян………………………………………….....6
2.2 Одежда……………………………………………………………....….7
2.3 Еда Черкесогаев………………………………………………………..7
3.Нематериальная культура горских армян……………………………....9
3.1 Обряды и обычаи……………………………………………………....9
3.2 Религия………………………………………………………………....11
3.3 Праздники горских армян……………………………………………..11
3.4 Топонемы черкесогаев………………………………………………..12
Использованные источники и список литературы……………………....16

Файлы: 1 файл

Горские Армяни_правки.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

                                                                                    

                                        СОДЕРЖАНИЕ.

1.Историческое происхождение  горских армян………………………....2

2.Материальная культура  черкесогаев……………………………….......6

2.1 Дом и двор горских  армян………………………………………….....6

2.2 Одежда……………………………………………………………....….7

2.3 Еда Черкесогаев………………………………………………………..7

3.Нематериальная культура  горских армян……………………………....9

3.1 Обряды и обычаи……………………………………………………....9

3.2 Религия………………………………………………………………....11

3.3 Праздники горских армян……………………………………………..11

3.4 Топонемы  черкесогаев………………………………………………..12

Использованные источники и список литературы……………………....16

 

       

             1.ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОРСКИХ АРМЯН.

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Считается, что большинство армян Закубанья переселилось сюда в конце XV века из Крыма, где к тому времени Османская империя полностью подчинила себе Крымское ханство. После того, как в 1475 году турки покорили генуэзские владения в Крыму и княжество Феодоро и приступили к тюркизации и исламизации христианского населения, армяне начали активно переселяться в Молдавию и Польшу .Часть армян нашла убежище в горах Северного Кавказа, среди адыгов, где в тот период ислам ещё не получил распространения. Горцы Западного Кавказа приняли пришельцев. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру - армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев (горских армян). В XVII-XVIII вв. в Черкесии стала происходить консолидация горских армян, образовавших целый ряд самостоятельных поселений, в которых возникли судебно-административные органы самоуправления общиной - ‘тхамада’. Изменение геополитической ситуации на Северо-Западном Кавказе, усиление внутричеркесского противоречия, обострившегося после приближения границ Российской империи к географическим пределам Черкесии, повлияли на дальнейшую судьбу армянской колонии региона. Начался новый этап в истории АДСЗК. В период активизации российской политики на Кавказе у черкесогаев прослеживается пророссийская ориентация. Участились контакты, главным образом, в экономической сфере - торговле. Одновременно стало происходить перемещение черкесогаев из Закубанья в подконтрольные российской администрации территории. Следует отметить, что в середине XVIII в. горские армяне жили практически повсеместно в Черкесии, как в черкесских аулах, так и в самостоятельных поселениях. Среди последних выделялся Гяурхабль, расположенный на реке ‘Маушек’ (по данным Н.Г. Волковой, на левом берегу реки Белой. Кроме Гяурхабля были и другие армянские аулы - Адепсухай, Егерухай, Хакубхабль, Хатукай и т.д. Также армяне проживали среди шапсугов - между реками Афипс и Абин, натухаевцев в селениях Хаджихабль, Шокон, Эним, в Анапе и в округе и в других местностях. Первые сведения о желании черкесогаев перейти на российскую территорию относятся к 80-м гг. XVIII в. В указанный промежуток времени некий армянский священник обратился к Екатерине II с просьбой разрешить горским армянам, ‘коих будет около 500 семей’, переселиться во владения Российской империи. В 1787 г. из трех армянских аулов - Адепсухай, Гяурхабль и Хатукай - в город Нор-Нахичеван переехали черкесогаи ‘в числе 390 душ обоего пола’. В 1791 г. армянским архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруковым (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук) был разработан план, согласно которому предполагалось заселить южную часть Самбекской степи нахичеванцами (имеется в виду армяне, переселенные в 1779 г. по указу Екатерины II из Крыма в низовья Дона), а в северную - переселить черкесских армян. Но осуществить вторую часть проекта не удалось из-за вмешательства влиятельного черкесского князя Джембулата Болотокова, который запретил армянам переселяться в Россию. Причиной воспрещения явились тесные аталыческие связи между княжеской семьей и черкесогаями аула Гяурхабль. Тем не менее, переселенческий поток армян из-за Кубани с каждым годом усиливался. В 1796 г. кошевой атаман Черноморского казачьего войска получил донесение о том, что ‘многие из армян, живущие между закубанскими черкесами, желают перейти к нам на жительство не только фамилиями, но и целыми селениями’. В 1799 г. на Ангелинском ерике близь куреня Новоджерелиевского возник аул Гривенский. Первоначально в нем поселилось ‘138 душ обоего пола’, принявших российское подданство. Этот аул являлся многонациональным поселением, в котором жили черкесы и ногайцы, а затем и закубанские армяне и греки. Численность армянского населения в нем постепенно росла. В 1840 г. сюда переселилось семейство Ованеса Айвазова, а в 1842 г. - еще 5 человек-армян. Вышеприведенные данные далеко не единичны. В 1842 г. Гривенский аул был переименован в Гривенско-Черкесскую станицу, а в 1846 г. его жители зачислены в войсковое сословие Черноморского казачьего войска. Но уже через год командующим войсками на Кавказской линии и Черномории генералом от кавалерии Н.С. Заводовским был разработан план расформирования Гривенско-Черкесского поселения. Согласно проекту, предполагалось переселить черкесов в Новоджерелиевскую станицу, а греков и армян - в разные поселения ‘за сто верст от Кубани’. Упразднение станицы началось в 1848 г. В это время в Гривенско-Черкесском проживало 54 семьи черкесов, 26 (135 человек) - армян и 7 - греков. Последние изъявили желание поселиться "совокупно в станице Переясловской, или, кто пожелает, Деревянковской…” Прошение было удовлетворено: греки и армяне переселились в Переясловскую. Значительная часть горских армян, живших среди шапсугов и натухаевцев, с начала XIX в. стала переселяться в более безопасные места на Таманском полуострове. Одновременно происходили и переходы черкесогаев внутри территории Черкесии. По мнению Ф.А. Щербины, армяне, проживавшие на землях ‘демократических’ племен - абадзехов, натухаевцев и шапсугов, переселялись к ‘аристократическим’ черкесским народностям. В 30-х гг. XIX в. происходил переход натухаевских, темиргоевских и хатукаевских армян, а также живших среди них шапсугских. В 1830 г. напротив станицы Казанской образовался небольшой аул хатукаевских черкесогаев. В 1835 г. в это поселение перешла еще одна группа армян из аула хатукаевского князя Педисова. В 1839 г. все жители армянского аула вблизи Казанской переселились в Армянский аул (Армавир), где основали Хатукаевский квартал. В 1836 г. армяне аула Гяурхабль совместно с князем Джембулатом Болотоковым переселяются к устью реки Лабы. В 1838 г. после смерти князя гяурхабльцы вынуждены были перейти в район урочища ‘Домбай-тук’ (’Зубровое место’), расположенного недалеко от станицы Темижбекской. Здесь к ним присоединились егерухаевские армяне. В следующем году обе эти группы под предводительством генерала Г.Х. Засса переселяются в Армянский аул (Армавир), где основали два квартала - Гяурхабльский и Егерухаевский. В 1839 г. возле Пашковского куреня возникло небольшое армянское поселение. В январе 1842 г. сюда переселилось 4 армянина, а в августе еще 13 человек. В 1845 г. в этом поселении уже проживало 95 армян (только мужчин), но в 1848 г. черкесогаи пашковского Армянского поселка переселились в станицу Переясловскую. Г.Ф. фон Засс по праву считается основателем Армавира. Под руководством российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруп под прикрытие пушек крепости  Прочный Окоп .Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название - Армянский аул.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

                     2.МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕРКЕСОГАЕВ

2.1 Дом и двор горских армян.

Жилищно-поселенческий комплекс черкесогаев полностью воспроизводил черкесский, включая такой важный элемент как гостевой дом хьакIэщ. Также существовало понятие унэшхо («большой дом»), которое обозначало совокупность близкородственных домовладений. Наиболее распространенным типом жилища черкесогаев был длинный дом, состоявший обычно из трех комнат. Дома, как правило, были легкие, стены плетеные, обмазанные глиной и известью, то есть представляли собой вариант турлучных домов. Крыши чаще были двускатные, крытые камышом и соломой, причем их края перекрывали боковые и торцовые стены так, что образовывали навес вокруг дома. Окон не было, свет проникал через дверь. Пол был обмазан глиной, перемешанной с навозом. Внутри дом делился на мужскую и женскую половины. В последней жили также дети. В центре средней комнаты помещался открытый очаг. Двор был большой и делился на две части. Одна из них предназначалась для содержания скота. В этой части двора было и крытое помещение для молодняка крупного рогатого скота. Во второй части двора, примыкавшей к женской половине дома, помещались амбары для хранения продуктов земледелия, пекарня и курятник. Здесь же отдельно строилась кухня. В глубине двора возводился отдельный небольшой однокомнатный дом, нередко с маленьким двориком, обнесенным плетнем, предназначенный для гостей, - hьакэш (дом для гостей), то есть кунацкая. Убранство состояло из нескольких деревянных кроватей, покрытых войлоком, небольшого стола и полок для хранения посуды и постельных принадлежностей.  В 1870-1880 годах в Армавире появляются большие кирпичные постройки - гостиницы, клубы, магазины, чайные. Инновационные процессы коснулись и многих черт домашнего быта: постепенно изживалось деление на мужскую и женскую половины, появилась новая меблировка, покупная фабричная noсуда, традиционный очаг был заменен русской печью. Результатом всех этих процессов было преобразование быта армавирских черкесогаев, у которых сложились черты городской культуры.

2.2 Одежда.

Если еще в первой половине XIX века для черкесогаев были характерны многие элементы черкесского национального костюма, в особенности у мужчин, то уже с 1870-х годов, в связи с вышеотмеченными процессами, довольно интенсивно среди них стала распространяться европейская мужская одежда. К началу 90-х годов XIX века европейская одежда почти полностью вытеснила традиционную. Несколько иначе шла эволюция женской одежды. Преобладающая часть женщин носила белую рубаху, доходившую до пят, присборенную на плечах, с длинными рукавами, и узкие длинные штаны, которые вверху и внизу завязывались учкурами (тонкими шерстяными плетеными шнурами). Поверх рубахи надевали длинную кофту, которая на груди имела складки и застегивалась на мелкие многочисленные пуговицы (иногда число пуговиц доходило до двадцати). Девушки носили простые платья и шаровары - обычно из хлопчатобумажной ткани. Голову повязывали маленьким тонким платком, что, однако, было не обязательно. Молодые обычно ходили с непокрытой головой. Из традиционного костюма бытовала кожаная или сафьяновая обувь. Праздничная одежда черкесогаек по покрою мало чем отличалась от повседневной, но шилась она из лучшей ткани - шелковой и шерстяной. Знаменитые традиционные черкесские нарядные костюмы с золотыми нашивками, разрезами, украшениями, а также сложные головные уборы, по-видимому, распространенные еще в середине XIX века, ко второй половине столетия почти вышли из употребления. Как и у мужчин, у женщин также стали широко распространяться европейские формы одежды.

2.3 Еда Черкесогаев.

По сравнению с другими элементами материальной культуры система питания черкесогаев отличалась наибольшей устойчивостью. Многое из того, что готовилось в доме, соответствовало традициям черкесской кухни. Показательно, что до середины XIX века в пище черкесогаев преобладали мясные и молочные продукты. Готовили кислое молоко, масло, разные виды сыров, творог и др. Черкесогаи равным образом употребляли в пищу баранину, говядину, конину. Мясо обычно варилось, а на зиму коптилось. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т.д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке, хлеба употребляли сравнительно мало, вместо него обычно готовили пасту (пастэ) - густую просяную кашу, подавая ее со всеми блюдами. Со второй половины XIX века, когда несравненно более значительными стали масштабы ведения земледельческого хозяйства, удельный вес земледельческих продуктов в системе питания несколько возрос. Стали в большем количестве и чаще употреблять кукурузные и пшеничные лепешки маджодж. Любимыми блюдами черкесогаев были четлыпш (курятина с пшеничным и чесночным соусом) и лелепш (баранина с чесночным острым соусом). Довольно разнообразными были сладости. Из них особенно принято было печь губыд, который готовился на низких круглых столиках. Готовили также фабе-халюв - густо сваренную крупную лапшу, поджаренную прежде на подсолнечном масле и смешанную с медом. Из пшеничной муки делали шушук-курабье и адыгы-курабье, первый с сахаром, второй - с медом. В период интенсивных межэтнических контактов в рацион черкесогаев проникают блюда иноэтнического происхождения: русские щи, украинский борщ, калмыцкий чай и др. В результате переселения нахичеванских армян в Армавир черкесогаи научились приготовлению разного рода халвы, армянских супов и др. Именно в этот период в их повседневность вошли толма и гата. Однако и в этот период заметно преобладают мясо-молочные продукты, что, видимо, объясняется как устойчивостью традиционной системы питания вообще, так и престижным характером мясо-молочных продуктов в черкесской среде.

 

          

                3. НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГОРСКИХ АРМЯН.

3.1Обряды и обычаи.

Над ранеными черкесогаями устраивался обряд чапщ (КIапщ «вечеринка, устраиваемая друзьями, родственниками для раненого; раненому или больному с переломом не дают спать, чтобы он не вздрогнул во сне и не повредил склеенную или перевязанную кость. Друзья и родственники поочередно привозят все необходимое  и устраивают вечеринку с танцами». Довольно специфичными у Черкесогаев были похоронно-поминальные обряды. Смерть ими воспринималась как длительный сон, поэтому, стараясь как бы «разбудить» покойного, полагалось поднимать сильный шум, трясти его тело. Лишь после этого начиналось громкое оплакивание, длившееся от трех до семи дней. Специальные  плакальщицы воспевали в траурных песнях — плачах лучшие качества покойного, вспоминали разные эпизоды его жизни. Черкесогаи клали в могилу различные продукты и предметы, принадлежавшие покойному: мужчине — его воинские доспехи и оружие, женщине — части ее одежды, украшения.В течение трех дней после похорон ранним утром полагалось ходить на кладбище.Поминки, которые были обязательны, устраивали также на седьмой, сороковой дни и в годовщину после смерти В религиозном аспекте четко прослеживается адыгское влияние, в результате чего сложился синкретичный в своей основе (этнические и конфессиональные компоненты слились) погребально-поминальный ритуал. У черкесогаев зафиксированы несколько обрядов «вызывания дождя». Один из них заключался в том, что несколько пожилых женщин, накинув на себя железные цепи, три раза обходили церковь, поливая водой землю и обливая прохожих. Из других обрядов «вызывания дождя», пожалуй, наиболее распространенным был следующий: на две соединенные поперек палки надевали женское платье так, что получалось человекообразное чучело. Женщины и дети водили это чучело по дворам, где хозяева обливали водой всех участников обряда и в особенности это чучело. Обойдя таким образом все дворы поселения или квартала, дети направлялись к реке Кубани, куда и бросали чучело. У черкесогаев этот обряд был известен под названием «Ханцегуашь». И название, и сам характер действия сходен с черкесским. Наиболее распространена среди Черкесогаев была малая семья с сильными патриархальными традициями. Долго сохранялся обычай кровной мести, перенятый у черкесов.  Наряду с браком по сватовству Черкесогаев нередко прибегали к похищению невесты, большей частью с предварительного согласия девушки и ее родителей. Свадебное торжество проходило в доме жениха, в присутствии множества гостей, сопровождалось обильным угощением, танцами, песнями. Соционормативная культура черкесогаев также следовала нормам Адыгэ Хабзэ. Мужчина черкесогай считал для себя честью умереть в бою.Существовало подчеркнутое уважение к старшим. Черкесогаи почитали деревья, пораженные молнией. «Шыблэчъыг (Шиблэчиг), (адыг.) - старое большое дерево-белолистка, находившееся на левом берегу Кубани, ниже спуска из города по ул. Кирова. Шыблэ «гром», чъыг «дерево», т.е. «Дерево (посвященное) грому». Белолистку неоднократно поражали удары молнии, что делало ее для армавирцев священным, ритуальным деревом. Здесь, под его кроной, проводили моления и приносили жертвы. На ветви вешали части одежды больного человека, так как верили, что вместе с вещью болезнь передается дереву. Белолистка являлась частью «Первой рощи», которая вместе со «Второй рощей» и «Третьей рощей» образовывала часть кубанского пойменного леса. До наших дней сохранилась только «Третья роща», а другие были вырублены. Дерево считалось собственностью всего села Армавир, но были еще два родовых дерева, одно из которых принадлежало Каспаровым. Эти обычаи зафиксированы у многих народов Кавказа, в том числе у черкесогаев.

 

 

3.2 Религия.

Показательно, что христианское духовенство в течение долгого времени боролось против разных проявлений языческих верований и добилось того, что в 1871 году по решению армавирского общества был запрещен целый ряд обрядов и обычаев нехристианского характера. В общественно-семейной жизни черкесогаев соблюдались многие христианские праздники и посты. Ф.А. Щербина подчеркивает, что у них осталась армянской только религия, связывающая воедино горских армян как национальную группу. Долгое пребывание в черкесской среде и отсутствие своего священника и церкви приводило к тому, что они не могли креститься: прикладывали руку ко лбу, делали какие-то движения у груди. Староста аула выполнял функции религиозного служителя.

3.3 Праздники горских армян.

Новый год у черкесогаев назывался Тлеумсик, что означало - мясопуст. В этот период люди питались преимущественно бобовыми культурами. После Нового года отмечалось, согласно календарному времени, Рождество Христово. Праздник Сретение Господне на языке черкесогаев назывался Созерешь. Масленица - Угаг, пост - Угыг, длящийся 48 дней. Черкесскими армянами праздновалось Вербное воскресенье - Гулигах, а в следующее воскресенье отмечалась Пасха - Удыш, во время празднования которой не полагалось бить яйца. Седьмого апреля был праздник Нагышатах, посвященный Богоматери. Примечательно в них то, что при абсолютном доминировании сугубо христианских явлений сохранились и отголоски армянского народного праздничного календаря. Во время Великого поста ниткой привязывали лук к потолку, втыкали в него семь перьев, и самый маленький ребенок в семье каждую неделю доставал одно перо и выбрасывал. Во время Пасхи этот лук клали в пасть жертвенного барана. В конце июля справляли праздник Псыутж, во время которого обливались водой. Своеобразным был праздник Сурб Акоба (Св. Якова), отмечавшийся в декабре. В день праздника по традиции каждая семья должна была резать столько петухов, сколько мужчин было в семье, плюс еще одного петуха для Сурб Акоба. Однако число петухов должно было быть нечетным: если число мужчин вместе с Сурб Акобом было четным, то резали еще одного петуха. Кровью петуха, приносимого в жертву Сурб Акобу, рисовали кресты на лицах детей, на двери курятника, на воротах дома. Мясо жертвенных петухов варили, обязательно угощая соседей и родственников.

3.4 Топонемы черкесогаев .

Джыдж уащхь (адыг.) - так черкесогаи называли холм, располагавшийся на месте современного Армавирского специального конструкторского бюро испытательных машин по ул. Энгельса, 154. Топоним состоит из двух основ: джыдж - архаичное, ныне неупотребляемое слово, означавшее «столб» (в настоящее время заменено современным словом пкъэу с тем же значением); уащхь «холм», т.е. «Столб на холме». У черкесогаев холм имел ритуальное значение - здесь молились о ниспослании дождя и приносили жертвы. Моление происходило следующим образом: две-три женщины, волоча за собой надочажную цепь лъхонч, декламировали заклинание и при этом семь раз обходили столб. Остальные участники, женщины и мальчики, приносили жертвенных петухов, которых резали после молитвы-заклинания. Затем жертвенное мясо варили, резали на куски и съедали. Имитировал ли столб на холме изваяние божества или же священное дерево, которому поклонялись черкесогаи, сказать трудно.С течением времени здесь стали копать глину для хозяйственных нужд. Холм был разрыт, столб исчез, и к 1920-м гг. от возвышенности осталась только половина. В связи с этим возникло новое название - Ущхьэныкъо, т.е. «Холма половина»Джаурхьабл (Гаурхабл), (адыг.-араб.) - один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами Халтурина и Кирова. Этот квартал был образован выходцами из старейшего в Адыгее аула черкесогаев  Джаурхьабл, который находился в землях племени темиргоевцев на р. Белой, между станицами Белоречен-ской и Ханской. Переселенцы из аула  Джаурхьабл основали в Армавире одноименный квартал. Топоним состоит из двух слов: джаур «неверный», «немусульманин», хьабл «аул», «квартал», т.е. «Аул неверных». Еджеркъоай (Еджеркай) (адыг.) - один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами К. Маркса и Ефремова. Квартал был образован черкесогаями, вышедшими в Армавир из земель адыгей-ского племени  Еджеркъоай, по имени которых и был назван данный квартал. Этноним  Еджеркъоай состоит из двух частей: Еджер - собственное имя, къо «сын». ХьагIупэкъохьабл (Хагупэкохабль) (адыг.) - один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший пространство к востоку от современной улицы Халтурина. Квартал получил свое название по фамилии горских армян Джантемировых, черкесская форма которой звучит как ХьагIупэкъо. Второй компонент топонима - хьабл переводится как «квартал». Эта часть Армавира образовалась позже других, весной 1859 г., и самым многочисленным родом здесь были Джантемировы (18 семей), по имени которых и был наречен квартал. Второе свое название (ХьакIуцу) этот же квартал получил по имени маленького «сборного» черкесского племени ХьэкIуцу (Хакучи), в которое вливались представители разных племен, покинувшие по различным причинам родные места. Хьатикъуай (Хатукай) (адыг.) - один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами Кирова и К. Маркса. Квартал был образован черкесогаями, вышедшими в Армавир из земель адыгейского племени  хатукаевцев, по имени которых и был назван данный квартал. Гъусэрыкъомэ яхапIэжь (адыг.) - так армавирские черкесогаи называли дом на углу нынешних улиц Комсомоль-ской, 121 и К. Маркса, 68, в котором сегодня располагается штаб Лабинского отдела Кубанского казачьего войска. Гъусэрыкъо «Гусаровы» (адыгейская княжеская фамилия), я «их», хапIэ «поместье», «план», жь «старый», т.е. «Гусаровых, их поместье старое». Земельный участок и построенный на нем дом принадлежали черкесскому князю, полковнику российской армии, начальнику Бжедуховского округа Крым-Гирею Гусарову, который в 1840-х гг. вместе с семьей поселился в ауле Армавир. Дом был построен в 1852 г. В марте 1862 г. полковник был убит в бою у реки Пшиш. Вдова, княгиня Гусарова, занимала дом примерно до 1880-х гг., а затем продала его и уехала с детьми в аул к родственникам. Пщымафэ иуашъхь (Пщимафэ иуашх) (адыг.) - крутой подъем по нынешней ул. Горького, между улицами Комсомольской и Ленина. Пщимаф - собственное мужское имя, антропоним, и «его», уашъхь «гора», «возвышенность», т.е. «Гора Пщимафа». Холмистый подъем заканчивается у кирпичного дома на углу улиц Горького, 86 и Ленина, 151. Его владельцем был коренной армавирец Захаров (Зэчарыкъо) Пщимаф, и поэтому возвышенность названа его именем. Дом построен в 1902 г. и на кованом надкрылечном навесе имеет вензель в виде двух букв, инициалов бывшего владельца»Черкесогайское население Армавира длительное время сохраняло традицию помещения родового знака-тамги на воротах или фасадах домов. В этой связи существовало понятие «Тамыгъэр зытедзагъэ ун»  или «Дом под тавром». «Тамга черкесогаев Тарасовых выглядела как треугольник, подвешенный к горизонтальной палочке, загнутой справа кверху. Ее изображение было выковано на железных воротах торгового дома Оганеса Тарасова, на месте которого сегодня находится здание по ул. Кирова, 49. Это тавро принадлежало Тарасовым из колена Асланыкъо, которые были известны как крупные торговцы и промышленники. Фамилия Тарасовых была представлена в Армавире еще одним коленом - Чемацекъо, члены которого занимались скотоводством, а в дальнейшем являлись служащими». (Аракелов Р. К. Внутригородские микротопонимы и географические названия, непосредственно связанные с Армавиром. Наш современник, известный бизнесмен и политик Артем Тарасов, является потомком этого знаменитого черкесогайского рода. На его личном сайте помещена тамга рода Тарасовых.В окрестностях Армавира Р. К. Аракелов называет 26 адыгоязычных топонимов, в их числе, например, «Болэтокъом иаджал чIыпIэ (адыг.) - местность на высоком правом берегу р. Кубани, против впадения в нее р. Урупа. Буквальный перевод топонима - «Болотокова, его смертного часа место». Армавирцы считали, что здесь был убит темиргоевский князь Джембулат Болотоков, являвшийся воспитанником черкесо-гаев из рода Джагуповых».

Сравнивая оба вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат не материальной культуры. Так же мы видим, что черкесогаи первые десятилетия сохраняли заимствованные у горцев основные элементы их традиции культуры: различные обряды и ретуалы. С переселением Черкесогаев в Армавир в их духовной культуре наряду с сильным влиянием черкеского фольклора начинают прослеживаться некоторые отголоски армянского фольклора. Заметными также становились элементы материальной и духовной культуры русских. По итогом  переписи на 2010 год численность горских армян составляет 6 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список  использованных источников и литературы

1.АРМАВИРОЧКА: … И возвели  над бегом времени его на  всех семи ветрах … (электронный  ресурс) [режим доступа http://armavirochka.blogspot.ru/2014/05/blog-post_8286.html]

2. Википедия. Черкесогаи (электронный  ресурс) [режим доступа http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B8]

3.Голос Адыга - Черкесские армяне (адыгэ ермэлхэр) (электронный ресурс)[режим доступа http://www.adygvoice.ru/newsview.php?uid=5591]

4.Голос Адыга - Черкесские армяне (адыгэ ермэлхэр). (Часть 2) (электронный ресурс) [режим доступа http://www.adygvoice.ru/newsview.php?uid=5613]

5.Адыги. Черкесогаи » - История, культура, традиции и быт адыгов (черкесов) (электронный ресурс) [режим доступа http://adygi.ru/index.php?newsid=12453]

6. Ноев ковчег. Черкесогаи- – забытые армяне Кубани(электронный  ресурс) [ режим доступа http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-14/3369.html ]


Информация о работе Нематериальная культура горских армян