Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:42, доклад
Первая четверть ХХ века - время художественной революции в России. В 1910-х - 1920-х годах русские художники становятся пионерами во всеобщем движении культуры, а Россия - центром философско-религиозных и художественных идей. Изменения коснулись всей культуры начала ХХ века: философии, литературы, изобразительного искусства, музыки. Французское искусство: импрессионизм и кубизм, итальянский футуризм имели значение огромного внешнего толчка, но, затем русское искусство стало базироваться на других предпосылках, которыми в большей степени оказались свои собственные традиции народного искусства: лубка, вывески, вышивки, резьбы, игрушки, а также иконы.
Музей Органической Культуры
Восприятие мира, как целостной органической структуры.
Общей платформой
Первая четверть ХХ века - время художественной революции в России. В 1910-х - 1920-х годах русские художники становятся пионерами во всеобщем движении культуры, а Россия - центром философско-религиозных и художественных идей. Изменения коснулись всей культуры начала ХХ века: философии, литературы, изобразительного искусства, музыки. Французское искусство: импрессионизм и кубизм, итальянский футуризм имели значение огромного внешнего толчка, но, затем русское искусство стало базироваться на других предпосылках, которыми в большей степени оказались свои собственные традиции народного искусства: лубка, вывески, вышивки, резьбы, игрушки, а также иконы. Уже в 1910-х годах художники России создали самостоятельные школы и направления. По их разнообразию русское искусство этого времени представляет необычайное явление.
К середине 1910-х годов в художественном авангарде выявились определенные тенденции: кубофутуризм, захвативший почти всех художников, лучизм Михаила Ларионова, супрематизм Казимира Малевича, материальная культура Владимира Татлина, аналитическое искусство Павла Филонова, позднее в Москве расцвел конструктивизм. В движении русского авангарда было еще направление, которое возможно квалифицировать как «органическое». Ключевыми фигурами этого направления были поэт и художник Елена Гуро и музыкант, композитор, художник, теоретик и исследователь искусства Михаил Матюшин. Органическое, природное начало было принципиальным ориентиром творчества художников Павла Мансурова, Петра Митурича, Бориса, Марии, Ксении, Георгия Эндеров, Николая Гринберга - учеников мастерской Матюшина в бывшей Академии Художеств (1918-1922), а затем его же учеников второго выпуска 1922-1926 годов.
Общей платформой, на основании которой можно объединить этих художников, является восприятие мира как Органического целого, мира без хаоса с динамической саморазвивающейся системой явлений, имеющих определенные законы, по которым суммируется все многообразие частей в единое целое.
Работы Матюшина, Эндеров, Митурича и др. предметно-беспредметны. Синтез видения, проникновение вглубь законов органики с целью уловить структуру ее форм, взаимодействие форм друг с другом, логику их развития, влияние свето-цветовой и звуковой среды деформируют привычный вид предметов. В «органической» пластике целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Каждая форма живет «покрываясь» общим движением света, цвета, массы, пространства. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым устоявшимся видением и ни в коем случае не абстрактными. Форма, возникающая на холстах и бумаге, квалифицировалась Матюшиным как «новый пространственный реализм».
Среди художников органического направления творческий путь Матюшина необычен. Он предлагал и разрабатывал свою систему восприятия мира, которая отличалась цельностью и была построена на вере в развитие человеческих возможностей как тела, так и духа. Система была названа «ЗОР-ВЕД» (Зрение + Ведание). Расширенное смотрение».13 Она явилась основой работы Матюшина как профессора в Академии художеств в Петербурге (1918-1926), где он возглавил мастерскую «Пространственного реализма» и как руководителя Органического отдела (1923-1926) в Государственном институте Художественной Культуры, директором которого был его друг Казимир Малевич.
Вся работа отдела Органической культуры была направлена на опытное подтверждение наблюдений на природе. Здесь изучались средства художественного языка: форма, цвет, звук в системе нового подхода восприятия реальности.
Работа Музея Органической культуры ориентирована на сохранение этого направления в искусстве 20-21 века.
Адрес: индекс 140400, г. Коломна, Московская область, Кремль, ул. Казакова, дом 10, усадьба «Львова».
Руководитель: КИЛЯ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, тел. 8-903-001-34-04
Контактная информация:
Сайт: http://museumarts.ru/
Почта: info@museumart.ru
Директор: КИЛЯ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, тел. 8-903-001-34-04
Экскурсии:
Музей фотографии
"Свет и Цвет" – (с 25 апреля)
Эффект Кирлиана
В 1891 году белорусский учёный Яков Оттонович Наркевич-Йодко открыл «Эффект электрографии». В 1949 году советский изобретатель Семен Давидович Кирлиан усовершенствовал резонанс-трансформатор Тесла и разработал метод «высокочастотной фотографии». Эксперименты в этом направлении ученый и его супруга Валентина Хрисанфовна Кирлиан проводили многие годы. В результате был создан целый ряд устройств для «высокочастотной» фотографии.
Человек всегда стремится раскрыть загадочные тайны Природы. То, что удается увидеть, поражает красотой, гармонией и нежностью. Словно говорит: «не забудьте - все вокруг вас живое и просит бережного отношения к себе ...». Изобретение супругов Кирлиан дало человечеству новое универсальное понимание жизни и смерти. Поразительное открытие или изобретение супругов Кирлиан настолько велико и значительно, что даже трудно представить себе, какое огромное влияние будет иметь оно во многих областях нашей жизни... Изобретение супругов Кирлиан, не менее важное по своему значению, чем запуск космического корабля.
На фотографиях Сергея Лопатина, построенных на эффекте Кирлиана, цветы и травы излучают свет.
Техника зафиксировала то, о чем говорят художники Органического Движения: цвет - материализация света, дающего жизнь всему органическому миру.
Музей искусств 20-21 в.
"Органическое движение в искусстве ХХ-ХХ I века".
Сфера Земли.
БЕСЕДА 0/1
Что такое органическое движение в искусстве? Актуально ли оно сейчас? Можно ли говорить о том, что органика не ограничивается временными рамками одного из направлений русского авангарда? Какой новый тип антропологии предлагали и предлагают художники, работающие в рамках этого движения? И что лежит в основе их мировоззрения?
«Собеседниками» на эту тему нашей первой встречи приглашены (а мы надеемся, что это будет цикл бесед): поэт и философ Ольга Седакова, актриса Алла Демидова, искусствовед Виталий Пацюков, историк Алексей Юдин, историк искусства Андрей Шишкин и другие, безусловно уважаемые нами люди, которые и поразмышляют на предложенную и сопутствующие ей темы.
Беседа станет продолжением выставки, на которой представлены авторы, работающие в органическом направлении. Как нам кажется, несмотря на многообразие и тем, и пластических решений, представленных в экспозиции работ, всех их авторов роднит стремление искать скрытую суть мира, в котором таинственным образом синтезируются жесткая логика и поэтическая вера в упорядоченность и разумность Вселенной
Имена родоначальников органики: М. Матюшина, Е. Гуро, художников более позднего времени В. Стерлигова и его учеников – хорошо знают на Западе. Их работы хранятся в лучших музеях мира, проводятся выставки.
К сожалению, в России органическое направление, скорее, относится к категории черных дыр и белых пятен. Устранить это досадное недоразумение хотелось бы, показав работы из собрания нашего Музея и поговорив об органическом движении в искусстве.
В экспозиции представлены работы Т.Глебовой, Б. Крейцера, В. Бубновой, П. Кондратьева, Ю. Васнецова А. Батурина, А. Васильева, В. Воинова, DIMA, Ф. Инфанте и Н. Горюновой, Е. Губановой и И. Говоркова, М. Цэруша, Л. Астрейн, Г. Зубкова, А. Гостинцева, Ю. Гобанова, А. Киселева, А.Костромы, А. Носова, Л. Сошинской, П. Брата, С. Бондина.
Как кажется авторам экспозиции – их работы – осознанно или интуитивно – продолжают развитие направления органики в искусстве 20-21-го века.
Неверно было бы считать, что органическое движение ограничивается живописью и графикой. Чтобы показать универсальность этого направления и связанных с ним мировоззренческих проблем, на выставке будет представлена инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени» и op-art “Цикличность времени” Arina Lin.
В продолжении беседы состоится презентация книги Михаила Матюшина “Творческий путь художника”, а в музейном дворике - открытие скульптуры «Равновесие» Дмитрия Вердиану – автора, считающего, что суть творчества – в простоте, в ясности форм и идей.
Куратор выставки – Алла Повелихина .
Открытие : 30 августа в 16:00. Начало “БЕСЕДА 0/1» в 18:00.
Место проведения: Музей Органической Культуры
(г. Коломна, ул. Казакова, 10 «Дом Львова»)
и арт-объекты на территории Музея.
Аккредитация прессы и дополнительная информация
тел. +7 903 109 42 42, e-mail: info@museumart.ru www.museumart.ru
Все взрослые когда-то были детьми…
Какими были в детстве,
так хорошо знакомые нам сейчас, знаменитые люди нашей страны и известные жители нашего города?
Их фотографии – на выставке!
Также на выставке вы увидите фото детей конца 19 - начала 20 веков,
детские поздравительные открытки военных и послевоенных лет и
работы классиков русской фотографии второй половины 20-го века.
Музей традиции