Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 10:33, доклад

Краткое описание

Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936).

Файлы: 1 файл

морфологическая концепция истории О. Шпенглера.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

     Признаки цивилизации у Шпенглера одни и те же в разных культурах: исключительная роль материального в жизни людей, замещение разумом пылкой духовности, атеизмом - религии, возрастание значения денег, ставших всеобщей ценностью. В области политической главный признак "цивилизации" - империализм, понимаемый Шпенглером как политическая, военная и государственная власть "египетской, китайской, римской империй, индийского мира, мира Ислама". Признаки цивилизации - это противопоставление "центра" и "провинции", урбанизация, возникновение "мирового города", который объединяет в себе всю жизнь в стране. "Вместо мира - город, одна точка, в которой сосредоточивается вся жизнь обширных стран, в то время как все остальное увядает, вместо богатого формами, сросшего с землей народа - новый кочевник, паразит, житель большого города, человек, абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокого отвращения к крестьянству..." Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.71-72. Рассудок сопротивляется такой оценке, наше традиционное представление о цветущей римской культуре и человеке в ней восстает против этого утверждения Шпенглера о декадансе, упадке античности в период Римской империи. Если в античности переход от культуры к цивилизации протекает у Шпенглера в IV в. до н.э., то на Западе - в XIX в.

     Сопоставляя "культуру и цивилизацию" "как живое тело души и  ее мумию", Шпенглер отказывается  от какой бы то ни было  идеи социального прогресса, причем, нам приходится только смириться с фактом неизбежной гибели, заката культуры. Цивилизация - это судьба культуры, а человек бессилен перед судьбой, единственно, что остается наследникам этой культуры - смириться с фактом ее гибели. "Если под влиянием этой книги, - советует Шпенглер, - люди нового поколения возьмутся за технику вместо лирики, за мореходное дело вместо живописи, за политику вместо теории познания, они поступят так, как я того желаю, и ничего лучшего нельзя им пожелать" Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.81-82. Принять такой совет выше сил живого существа, для которого собственная культура, пусть и находящаяся в кризисе, полна жизни.

     Описывая закат, падение современной  духовной культуры, Шпенглер отводит  в книге исключительное место развитию наук, техники в пору заката культуры. В этой области даже гибнущая культура способна творить чудеса. Техника для Шпенглера - значимый элемент морфологического анализа, не менее важный, чем искусство и другие формы художественной культуры. Как уже отмечалось, выступая против концепции единого всемирного исторического процесса, единой линии эволюции, Шпенглер в первую очередь критикует современный ему научный метод как догматический, "закостенелый", неспособный познать мир в его изменчивости. Хотя Шпенглер и признает определенные достижения европейской науки, в частности, высокую степень абстракции, логики, все же она, по мнению философа, не способна предложить новых взглядов на мир, полностью не опосредованных данной культурой. В чем же видит Шпенглер смысл науки? Задачи последней сведены у него по сути лишь к символизации, смысловой организации мира. Основополагающее значение имело в концепции Шпенглера отрицание за наукой способности объективно познавать действительность. Любые научные результаты и выводы, считает Шпенглер, опосредованы лишь духовной традицией данной культуры (то, что верно для науки одной культуры, незначимо и неверно для другой). Любые научные представления имеют антропоморфный характер, они отражают лишь взгляды, веру и т.д. людей определенной культуры.

     "Каждая культура создала для  себя свое собственное естествознание, которое только для нее истинно  и существует столько времени,  сколько живет культура, осуществляя  свои внутренние возможности"  Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.500.

     Так как наука - часть определенной  культуры, нет научных выводов,  знаний и т.д., которые можно  было бы считать достоверными  для любых культур, "общечеловеческими". Каждая культура, таким образом,  по Шпенглеру, создает свое представление о мире и свое естествознание.

     Безусловно, Шпенглера можно принимать,  либо не принимать. Н.А.Бердяев  и С.Л.Франк, А.Швейцер и М.Хайдеггер,  М.Вебер, во многом не соглашаясь  со Шпенглером, тем не менее, высоко оценивали его труд. Не принимая, отказываясь принимать отдельные его положения, поражаешься блеску шпенглеровского анализа культурно-исторических эпох, его необычайно глубокому восприятию живого феномена культуры, талантливому описанию множества художественных форм, неповторимых, индивидуальных картин различных стилей. http://www.dashkova.ru/bessarabova/files/3005.pdf 
 
 

Информация о работе Морфологическая концепция истории О. Шпенглера