Моральное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Файлы: 1 файл

Моральное сознание.docx

— 21.62 Кб (Скачать)

Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

Специфика морального сознания заключается  в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых  каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они  воспринимаются и оцениваются другими  людьми.

Моральное сознание начинается с оценки. Это оценочная форма отражения. В качестве критериев нравственной оценки выступают все нравственные категории, в которых концентрируются  в максимально обобщенной форме  представления о том, каким в идеале должен быть человек (добро – зло, честь, совесть, справедливость, долг, благо, счастье и др.). Высшая форма оценки – «добро». Вследствие того, что моральное сознание имеет сложную структуру, употребляются эти понятия на различных "этажах" сознания с определенными оттенками.

Оценочная форма отражения накладывает  свой отпечаток на само содержание нравственного сознания. Здесь имеет  место сильный момент субъективности: один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно).

 Нравственное сознание существует  в виде норм (нормативная форма  отражения). Нравственная норма –  это особое правило, требование  общества к личности, которое  предписывает осуществлять определенное  поведение. Она относится и  к моральному сознанию, и к  моральной практике, так как является  фактом сознания и фактом его  реализации. Отступление от нравственных  норм осуждается обществом.

Однако моральные нормы (в отличие  от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни.

При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется  на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

Еще одна особенность нравственного  сознания – его преимущественно  эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.

В содержательном плане общественно-психологический  уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления  о моральном и аморальном, опытное  значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д.

На теоретическом уровне моральное  сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.

Необходимо различать нравственность и нравы – идеальные и практически  практикуемые формы общественной связи  между людьми. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Гегель, у которого «мораль» и «нравственность» выступают как два самостоятельных  и исторически сменяющих друг друга понятия.

Отличие между ними заключается  в следующем:

* нравственность закреплена традицией,  вековой привычкой, индивид включен  в нее непосредственно, как  во внешний мир. Мораль есть выражение внутренней убежденности, свидетельство духа, в ней действительность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью;

* нравственность можно определить  как общественную мораль, она  выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто, подобное  индивидуальной нравственности, она  исходит из идеи самоценности человеческой личности;

* нравственность совпадает с  нравами, фактически практикуемыми  формами поведения, мораль вырастает  из отрицательного отношения  к реальности и является субъективным  долженствованием.

Гегель полагал, что мораль вырастает  из нравственности и затем обратно  переходит в нравственность. История  этики знает примеры полного  разрыва между моралью и нравственностью, принесения нравственности в жертву морали (Кант) и наоборот (Гегель).

Постепенно, за всю долгую историю  культуры сложились два основных направления в понимании природы  морали.

1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, где нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Руссо, Гольбах, Монтескье, Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.

2. Идеалистическая традиция, где  мораль понимается как особая, автономная область человеческого  духа (свободная воля и стремление  к благу), противостоящая природе  человека (Кант, Дюркгейм, Леви-Брюль, Самнер и др.). Нравственность - это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума.

Наиболее плодотворно в нашей  литературе особенности морали как  формы общественного сознания исследованы  О.Г.Дробницким. Он раскрыл общую структуру морального сознания как системы форм, нарастающих по степени своей обобщенности и независимости от конкретных ситуаций поведения: норма - система норм - моральные качества - моральный идеал - моральные принципы - понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, отчасти смысл жизни) - понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, ответственность, честь, достоинство). Все эти формы морального сознания являются разновидностями требований к поведению. По Дробницкому, мораль совпадает с моральным сознанием и выражает глубинные, согласующиеся с общесоциальными законами детерминанты поведения, которые не обнаруживаются на поверхности межчеловеческих отношений.

Моральное сознание, как и любая  другая форма общественного сознания, исторично. С развитием общества происходит изменение моральных  принципов: то, что раньше было приемлемо с точки зрения нравственности, сегодня может осуждаться и наоборот. Мораль имеет также классовый характер: у той или иной социальной группы может быть «своя» мораль. Однако в морали есть и общечеловеческие элементы, имеющие непреходящий смысл. Это связано с отражением в сознании общественного характера жизни людей: раз человек живет в обществе, то он должен действовать в интересах охраны этой общественной жизни. Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай зла ближнему своему», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Однако необходимо отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии

В заключение отметим основные функции  морали:

регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);

оценочно-императивную (с одной  стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой - повелевает вести себя определенным образом);

коммуникативную (представляет собой  особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);

воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);

познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).

Становление понятий морального сознания началось еще в древнем мире. Уже первые этики подвергали весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали (справедливость, благо, различные добродетели и др.). В то же время начались попытки классификаций различных понятий, выделения среди наиболее важных. Предпринимались попытки выделить исходное, базовое и на его основе по-своему построить систему понятий. В античной этике, пожалуй, чаще всего уделяли внимание понятию благо.

Уже в первые века существования этики строили различные системы добродетелей. Позже эту традицию продолжили христианские богословы. Например, Иоанн Лествичник (V в.) создал своеобразную лестницу (лествицу) добродетелей, начиная от первой — отречение от мира до последней ее ступени, представляющую собой союз самых главных (преимущественнейших) добродетелей — веры, надежды, любви. Это лестница духовного совершенствования представляет собой, по мнению богословов, "путь, возводящий христианина на небо", тот путь, которым шествовали в царство небесное христианские праведники. Афанасий Великий — один из отцов церкви — выделил семь (семь — священное число!) главных добродетелей, у которых каждая последующая якобы считается дочерью предыдущей: вера, воздержание, невинность, скромность, знание и любовь. Несколько иначе представлял структуру христианских добродетелей папа Григорий 1 (54О-6О4 гг.): мудрость, разум, совет, познание, сила, милосердие, ужас пред грехом. Соответствующим образом систематизировались и пороки. Так, по мнению папы Григория, от основного греха — гордости отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат. А вот еще одна "лестница" пороков, причем, в данном случае полагается, что каждый порок порождается предшествующим: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Системы добродетелей и пороков  создавались и в последующие  века. Пожалуй, одной из последних  можно считать Моральный кодекс строителей коммунизма.

Разумеется, определенной классификации  подвергались и другие понятия морального сознания (а не только добродетели). Так, по одной из них все понятия  морального сознания подразделяются на сущностных и структурные.

Первые выражают основное содержание, специфику морали (добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни  и др.). Вторые — фиксируют основные компоненты морали и характер отношений  между ними (моральное сознание, нравственные чувства, нравственные отношения, нравственные нормы и т.д.). Естественно, подобную классификацию трудно назвать "идеальной". Впрочем, идеальных  схем вообще не существует, ибо жизнь  сложнее, многограннее любой теории.

Вместе с усложнением нравственных отношений, развитием духовной культуры в целом и теории морали в частности  понятийный аппарат морального сознания претерпевает определенные изменения, становится более "изощренным", содержательным. Однако не стоит забывать, что в  центре этических исследований стоят  вечные проблемы человеческого существования. На эти же проблемы устремлены и  другие компоненты морального сознания. А проблемы эти — "В чем смысл  жизни человека, его счастья?", "Какова природа добра и зла?", "Какие нравственные качества человека следует считать главнейшими?". Иначе говоря, мораль обращена к проблемам отношения человека и Тира, отношения индивида с ближними и дальними. Поэтому основополагающие понятия (категории) морального сознания не претерпевают существенных изменений. Их содержание, как и, впрочем, их количество относительно стабильны — они едва ли не все известны со времен античности. Могут претерпевать изменения те нравственные качества и, следовательно, те понятия (второго, третьего ряда), которые напрямую связаны с нравами, с конкретными условиями жизни (об этом мы говорили, когда рассматривали социологические теории происхождения морали).

Кроме того, под воздействием научно-технической  революции получают особую актуальность, второе дыхание те проблемы, которые  были известны в прошлом, но не имели  в силу различных причин массового, злободневного значения, а иногда просто замалчивались под воздействием религиозного догматизма. Например, сейчас в мировом общественном мнении активно  обсуждаются проблемы допустимости смертной казни, искусственного прерывания беременности и регулирования деторождаемости, отношение к умственно отсталым людям и др. Именно сейчас остро встают вопросы, связанные с ответственностью ученых за последствия своих открытий. Под влиянием научно-технической революции возникают такие понятия, как моральная информация, управление процессом нравственного воспитания. В последние десятилетия активно проводятся социологические исследования различных аспектов нравственной жизни. Выявляются новые оттенки, особенности. Но говорит ли все это о принципиальных изменениях в сущности морали? Вряд ли.

Информация о работе Моральное сознание