Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:31, реферат
Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Моральное сознание начинается с оценки. Это оценочная форма отражения. В качестве критериев нравственной оценки выступают все нравственные категории, в которых концентрируются в максимально обобщенной форме представления о том, каким в идеале должен быть человек (добро – зло, честь, совесть, справедливость, долг, благо, счастье и др.). Высшая форма оценки – «добро». Вследствие того, что моральное сознание имеет сложную структуру, употребляются эти понятия на различных "этажах" сознания с определенными оттенками.
Оценочная форма отражения накладывает свой отпечаток на само содержание нравственного сознания. Здесь имеет место сильный момент субъективности: один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно).
Нравственное сознание
Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни.
При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.
Еще одна особенность нравственного сознания – его преимущественно эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.
В содержательном плане общественно-
На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.
Необходимо различать
Отличие между ними заключается в следующем:
* нравственность закреплена
* нравственность можно
* нравственность совпадает с
нравами, фактически
Гегель полагал, что мораль вырастает
из нравственности и затем обратно
переходит в нравственность. История
этики знает примеры полного
разрыва между моралью и
Постепенно, за всю долгую историю
культуры сложились два основных
направления в понимании
1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, где нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Руссо, Гольбах, Монтескье, Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.
2. Идеалистическая традиция, где
мораль понимается как особая,
автономная область
Наиболее плодотворно в нашей литературе особенности морали как формы общественного сознания исследованы О.Г.Дробницким. Он раскрыл общую структуру морального сознания как системы форм, нарастающих по степени своей обобщенности и независимости от конкретных ситуаций поведения: норма - система норм - моральные качества - моральный идеал - моральные принципы - понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, отчасти смысл жизни) - понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, ответственность, честь, достоинство). Все эти формы морального сознания являются разновидностями требований к поведению. По Дробницкому, мораль совпадает с моральным сознанием и выражает глубинные, согласующиеся с общесоциальными законами детерминанты поведения, которые не обнаруживаются на поверхности межчеловеческих отношений.
Моральное сознание, как и любая другая форма общественного сознания, исторично. С развитием общества происходит изменение моральных принципов: то, что раньше было приемлемо с точки зрения нравственности, сегодня может осуждаться и наоборот. Мораль имеет также классовый характер: у той или иной социальной группы может быть «своя» мораль. Однако в морали есть и общечеловеческие элементы, имеющие непреходящий смысл. Это связано с отражением в сознании общественного характера жизни людей: раз человек живет в обществе, то он должен действовать в интересах охраны этой общественной жизни. Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай зла ближнему своему», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Однако необходимо отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии
В заключение отметим основные функции морали:
регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);
оценочно-императивную (с одной стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой - повелевает вести себя определенным образом);
коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);
воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);
познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).
Становление понятий морального сознания началось еще в древнем мире. Уже первые этики подвергали весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали (справедливость, благо, различные добродетели и др.). В то же время начались попытки классификаций различных понятий, выделения среди наиболее важных. Предпринимались попытки выделить исходное, базовое и на его основе по-своему построить систему понятий. В античной этике, пожалуй, чаще всего уделяли внимание понятию благо.
Уже в первые века существования этики строили различные системы добродетелей. Позже эту традицию продолжили христианские богословы. Например, Иоанн Лествичник (V в.) создал своеобразную лестницу (лествицу) добродетелей, начиная от первой — отречение от мира до последней ее ступени, представляющую собой союз самых главных (преимущественнейших) добродетелей — веры, надежды, любви. Это лестница духовного совершенствования представляет собой, по мнению богословов, "путь, возводящий христианина на небо", тот путь, которым шествовали в царство небесное христианские праведники. Афанасий Великий — один из отцов церкви — выделил семь (семь — священное число!) главных добродетелей, у которых каждая последующая якобы считается дочерью предыдущей: вера, воздержание, невинность, скромность, знание и любовь. Несколько иначе представлял структуру христианских добродетелей папа Григорий 1 (54О-6О4 гг.): мудрость, разум, совет, познание, сила, милосердие, ужас пред грехом. Соответствующим образом систематизировались и пороки. Так, по мнению папы Григория, от основного греха — гордости отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат. А вот еще одна "лестница" пороков, причем, в данном случае полагается, что каждый порок порождается предшествующим: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Системы добродетелей и пороков создавались и в последующие века. Пожалуй, одной из последних можно считать Моральный кодекс строителей коммунизма.
Разумеется, определенной классификации подвергались и другие понятия морального сознания (а не только добродетели). Так, по одной из них все понятия морального сознания подразделяются на сущностных и структурные.
Первые выражают основное содержание, специфику морали (добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др.). Вторые — фиксируют основные компоненты морали и характер отношений между ними (моральное сознание, нравственные чувства, нравственные отношения, нравственные нормы и т.д.). Естественно, подобную классификацию трудно назвать "идеальной". Впрочем, идеальных схем вообще не существует, ибо жизнь сложнее, многограннее любой теории.
Вместе с усложнением
Кроме того, под воздействием научно-технической революции получают особую актуальность, второе дыхание те проблемы, которые были известны в прошлом, но не имели в силу различных причин массового, злободневного значения, а иногда просто замалчивались под воздействием религиозного догматизма. Например, сейчас в мировом общественном мнении активно обсуждаются проблемы допустимости смертной казни, искусственного прерывания беременности и регулирования деторождаемости, отношение к умственно отсталым людям и др. Именно сейчас остро встают вопросы, связанные с ответственностью ученых за последствия своих открытий. Под влиянием научно-технической революции возникают такие понятия, как моральная информация, управление процессом нравственного воспитания. В последние десятилетия активно проводятся социологические исследования различных аспектов нравственной жизни. Выявляются новые оттенки, особенности. Но говорит ли все это о принципиальных изменениях в сущности морали? Вряд ли.