Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:00, реферат
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.
Мораль - (от латинского mos, mores— нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке примерно то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.
Введение 3
1.Понятие и сущность морали 4
2.Понятие и сущность нравственности 7
3.Мораль и нравственность 8
Заключение 11
Используемая литература 12
3.Мораль и нравственность.
Очевидно, что предметное сравнение, определение взаимодействий названных явлений предполагает строгое понимание их содержательно-сущностных признаков.
Итак, что такое мораль? Мораль, как известно, это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми должно выстраиваться поведение людей. Это во первых.
Во-вторых, эти нормы поведения людей формируются не в одночасье, а в течение длительного периода существования конкретного общества. Другими словами, случайная, сиюминутная установка регулирования поведения людей не может считаться моральной нормой.
В-третьих, нормы морали обязательно имеют историческую основу. Это означает, что они должны в той или иной мере коррелироваться с представлениями о поведении людей, которые исповедовали их предки.
В-четвертых, мораль - это не отдельные нравственные положения, а обязательно их система. Причем система, лишенная антагонистических противоречий. Нормы морали должны жить в согласии друг с другом. При этом особенно важно не допускать проникновения в мораль конкретного общества идей, норм, которые бы ее дисгармонизировали.
В-пятых, мораль, по сути, является одним из наиболее органично слитых с бытием людей явлением. Отсюда следует - чем более глубоко, объективно и конкретно люди отражают в сознании свое бытие, тем более глубока, конкретна и продуктивна их мораль.
В-шестых, моральные нормы обладают высокой степенью устойчивости. Однако это не означает, что они не изменяются, не редактируются, не уточняются в соответствии с законами бытия. Диалектическая изменчивость норм морали не является свидетельством их неустойчивости. Как уже отмечалось, о нормах морали конкретного общества правомерно говорить как об одном из наиболее устойчивых феноменов. Вместе с тем, мораль - явление изменчивое, но, как правило, медленно, трудно адаптируемое к новым вызовам социальных ситуаций.
В-седьмых, жизнь убеждает в том, что мораль конкретного общества - явление неоднозначное, напоминающее «многослойный пирог». К сожалению, процесс расслоения морально-нравственных устоев многих социальных феноменов в последние десятилетия усилился. Это имеет свои следствия. Ослабли исторические основы многих морально-нравственных конструкций. Во многих странах появилась морально-нравственная «всеядность», что, в конце концов, ведет к размыванию основ морали и нравственности во многих странах мира.
Итак, мораль - это система норм, сложившихся в ходе развития конкретного общества, регулирующая поведение людей в соответствии с его самобытностью.
Очевидно, что моральные нормы могут декларироваться, но не всегда реализовываться в реальной жизни. Другими словами, мораль не всегда становится нравственностью. Так что же такое нравственность?
Нравственность - это реализованная в ходе жизнедеятельности людей мораль.
Словом, как мораль, так и нравственность - это продукты работы общественного сознания людей конкретной страны, конкретного общества.
Как можно представить взаимодействия морально-нравственных процессов, идущих в обществе с мировоззрением человека?
1. Очевидно, что мораль, нравственность являются специфическими социальными факторами, воздействующими на формирование, развитие и функционирование мировоззрения каждого человека.
2. Не менее очевидно и то, что мировоззрение каждого человека является носителем, средством закрепления определенных морально-нравственных норм в обществе.
3. Общественная мораль, нравственность развиваются под воздействием мировоззрений людей. Влияние последних на названный процесс не равнозначно. Оно тем сильнее, чем более развиты мировоззренческие позиции людей.
4. С определенными оговорками мировоззрение человека можно квалифицировать как его индивидуальную мораль, нравственность. Как собственно, и наоборот: общественные мораль и нравственность несут в себе заряд мировоззрения общества. Другими словами, если носителем, субъектом общественных морали и нравственности являются люди, общество, то носителем мировоззрения как индивидуальной морально-нравственной системы является конкретный человек, индивид.
5. Общественную мораль и нравственность нельзя представить как простую сумму мировоззрений людей, живущих в конкретном обществе. Мораль и нравственность общества - это некий результат интеграции многих социальных процессов, в число которых входят функционирующие мировоззрения людей. Причем, если мировоззрение конкретного человека существует и функционирует в течение его жизни, то общественные мораль и нравственность формируются под воздействием многих поколений людей, живших и живущих в конкретном обществе.
6. Несмотря на, казалось бы, тесную связь между мировоззрением человека и морально-нравственными устоями общества, в котором он живет, нередко существуют различия в их содержаниях, иногда доходящие до состояния противоположностей. Проще говоря, конкретный человек может иметь мировоззрение, на формирование, развитие и функционирование которого решающее воздействие оказали не мораль и нравственность страны, государства, общества, в котором он живет, а морально-нравственные принципы, имеющие приоритеты в других странах.
7. Мировоззрение человека, общественные мораль и нравственность формируются и развиваются, главным образом, и прежде всего, под воздействием общественного бытия. Правда, есть специфика воздействия бытия на процессы формирования названных феноменов. В одном случае результатом воздействия общественного бытия на сознание индивида является мировоззрение человека. В другом - мораль и нравственность, главным носителем и инструментом реализации которых является общественное сознание.
8. Как мировоззрения людей, так и общественные мораль и нравственность развиваются не только под воздействием общественного бытия, но и в ходе разрешения собственных внутренних противоречий.
9. Практика свидетельствует, что мировоззрение человека может отставать в своем развитии от общественных норм морали и нравственности, может им соответствовать, а может опережать их развитие.
Таким образом, мы обратили внимание не на все, а на некоторые существенные, на наш взгляд, позиции, отражающие диалектику взаимодействий мировоззрений людей с моралью и нравственностью общества.
Заключение.
Мораль в обществе поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью, привычками и совокупностью давления окружающих и их мнения на человека, но получается, идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение находится в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно всех случаях без исключения.
Особенно велико значение – основы морали, призванной помочь человеку правильно определить свое место в жизни, облегчить ориентацию в ней, опираясь при этом на знание законов развития общества и на многовековой, по крупинкам собираемый опыт сотен поколений. Значение общечеловеческих оснований морали заключается в том, что они обеспечивают содержательное и функциональное единство всей структуры морали, характеризуя ее общую направленность.
Используемая литература.
1. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991.
2. Момов В.А. Человек, мораль, восприятие. М., 1995.
3. Лосский Н.О. Основы этики. М., 1991.
4. Сеть интернет. http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Информация о работе Мораль и нравственность: общее и особенное