Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:29, контрольная работа
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.
Введение 3
1. Молодежные субкультуры и преступность. 4
2. Виды молодежных субкультур 9
3. Классификация молодежных субкультур 19
Заключение. 22
Список источников 23
Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в неменьшей степени, как представляется, — с герильей (без политических мотивов, а лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма используется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.
Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.
Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником — образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение.
Начало движения относится примерно к 1992 г. Особенностью времяпрепровождения толкинистов стало соединение популярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена (детальная разработка этого мира дала необходимый материал для социального конструирования и идентификаций).
На встречи в конце 1990-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: «по-эльфийски» (красивые накидки разных цветов поверх доспехов), «по-гномовски» (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями «Монавар», «Скорпионс» и т. д.); «гоблины» и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде».
Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои — основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто — стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и т. д. Были и доспехи.
При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.
Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей «родственника», потом она может измениться, когда появятся «мать», «отец». Этикет общения — ориентированный на «аристократический».
На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова, М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязычества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр.
Было
множество попыток
По социально-правовому признаку выделяют:
1)
просоциальные, или социально-
2)
социально-пассивные,
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов выделяют:
-
увлечение современной
- устремление к правопорядковой деятельности;
-
активно занимающиеся
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
-
Связанные с музыкой,
-
Отличающиеся определенным
-
Связанные со спортом:
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
-
Связанные с компьютерными
-
Враждебно или асоциально
-
Религиозные объединения:
-
Группы современного искусства:
- Элита: мажоры, рейверы.
-
Антикварные субкультуры:
-
Субкультура масс или
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3)
с образом жизни - "системники"
и их многочисленные
4)
с альтернативным творчеством
- официально не признанные
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.
Проблемы
могут возникнуть в том случае,
если еще неокрепшая личность попадает
в субкультуры, опасные даже для
взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы
растаманы, их движение несет в себе
пропаганду каннабиса, так называемой
«травки», вполне вероятно, что, посчитав
курение «косячков» обязательным атрибутом
субкультуры, молодежь попробует и это.
Конопля проповедуется и многими «истинными»
хиппи. То же относится и к панкам, если
учитывать их нездоровый образ жизни,
и ко многим другим музыкальным субкультурам.
Субкультура байкеров очень опасна для
жизни, не считая постоянных затрат на
«железного коня», экстремальные виды
спорта тоже опасны. Всегда находится
какая-то отрицательная черта субкультуры,
которую может перенять подросток. Опаснее
всего секты. Например, секта сатанистов.
Очень немногие «поступившие» туда, могут
вернуться. Она действует словно гипнозом
на своих последователей. Подросток, следуя
правилам культа сатаны начнет приносить
животные, если не человеческие, жертвы,
участвовать в развратных действах. Это
губительно действует как на самого человека,
так и на окружающих. К тому же детская
психика может не вынести всего увиденного
или содеянного.
Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то строгой классификации субкультур создавать нет смысла.
Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности.
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Анализ
ряда субкультурных феноменов в
современной России неожиданным образом
приводит нас к пониманию того, что в российской
социальной практике укоренились те стороны
общинного взаимодействия молодежи, которые
в советское время реализовывались в деятельности
комсомола. Утеря этого института социализации
по соображениям политического характера
не была восполнена на уровне обыденности,
что вызывает определенную неудовлетворенность
и поиск новых форм коллективности. Это
обстоятельство следует учитывать при
рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных
феноменах в современной России. С этой
точки зрения яснее станет характер организованных
структур в российском молодежном движении.
Собственно, это и позволяет более широко
представить субкультуры молодежи в России
в их специфике, генезисе и возможном влиянии
на стили жизни в ближайшие десятилетия.
1. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988;
2. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; ее же. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004;
3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.
4. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
5. Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 335.
6. История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. М., 2004, а также нашу статью: Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.
7.
Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи:
Теоретические вопросы. Указ. соч.
Информация о работе Молодежные субкультуры в современной России