Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:14, реферат
Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3 стр.
Религиозная вера в жизни ученых……………………………………………4 стр.
Религия в первобытных культурах. …………………………………………..5 стр.
Гносеологические основания перехода от политеизма к монотеизму………………………………………………………...9стр.
Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума…………………………………………………….10 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, в переплётах судеб, человек стремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов у нас значительно больше, чем ответов.
Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения, наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд пропагандируемых в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных воздействующих на ней сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука ещё не является панацеей от всех бед, а её рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня,как говорится, “невооружённым глазом”.
Внезапно прозревшие, мы начинаем
сознавать, что теоретическая схематизация
и логическое упрощение действительности
крадут у неё красоту. Утратив
некогда живое чувство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука — это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества.
С помощью религиозной символики
полученный человечеством опыт встраивается
в глубинные мировоззренческие
пласты, формируя религиозное мировоззрение
в его целостности и
Как остроумно заметил Н.Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.
Литература:
Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991.
Вебер М. Наука как призвание и профессия. //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.
Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.
Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической
картины прогресса
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.,1990.
Мень А. История религии. Т.1. - М.Слово, 1991.
Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям. //Философские науки. - 1991, № 7.
Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.
Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит., 1989.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во полит. лит., 1989.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986.
Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989.
Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1986.
Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. //Путь. - 1992, № 1.
1 Мень А. История религии, В 7 т. - Т.1. - М., 1991. - с. 68.
2 Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991. - с.31.
3 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - с. 129.
4 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - С. 213.
5 Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980. - с. 20.
6 Там же.
7 Мень А. История религии, В 7 т. - Т.1. - М., 1991. - с. 72.
8 Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. - С. 72.
9 Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989. - с. 32.
Информация о работе Модели мира: религиозное и научное понимание