Модели мира: религиозное и научное понимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:14, реферат

Краткое описание

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3 стр.
Религиозная вера в жизни ученых……………………………………………4 стр.
Религия в первобытных культурах. …………………………………………..5 стр.
Гносеологические основания перехода от политеизма к монотеизму………………………………………………………...9стр.
Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума…………………………………………………….10 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

модели мира.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

Дилемма знания и веры, науки и  религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, в переплётах судеб, человек стремится обрести  свой путь к Истине. Но похоже, что  на этом пути вопросов у нас значительно  больше, чем ответов.

Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения, наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд пропагандируемых в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных воздействующих на ней сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука ещё не является панацеей от всех бед, а её рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня,как говорится, “невооружённым глазом”.

Внезапно прозревшие, мы начинаем сознавать, что теоретическая схематизация и логическое упрощение действительности крадут у неё красоту. Утратив  некогда живое чувство слаженности, ритмичности и тайны бытия, человек  лишил его глубинного смысла и  как бы законсервировал в своём  сознании. Сделав насилие над природой едва ли не единственным средством  достижения своего материального благополучия, человек и сам всё более  погружается в небытие. Не способный  к взлёту высокой духовности, он утрачивает жизненную перспективу  и теряет будущее. Он живёт в сожалении  о прошлом и в мечтах о земном рае, но не понимает и не воспринимает настоящего. Не пора ли нам воскресить в себе то природное, первобытное  отношение к природе, когда мир  воспринимался во всей первозданной чистоте, в каждом мгновении как  мощный, но и ранимый, опасный, но и  спасающий, живой и чувствительный организм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука — это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества.

С помощью религиозной символики  полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие  пласты, формируя религиозное мировоззрение  в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может  быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.

Как остроумно заметил Н.Бор, “человечество  сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе —  что Бога нет”. И, возможно, не столь  важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём  самоопределении в мире, а важно  найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991.

Вебер М. Наука как призвание  и профессия. //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.

Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого  разума. - М., 1936.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев  А.Ф. Из ранних произведений. - М.,1990.

Мень А. История религии. Т.1. - М.Слово, 1991.

Раджабов У.А. От мифов к современным  космологическим концепциям. //Философские  науки. - 1991, № 7.

Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.

Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит., 1989.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во полит. лит., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории  народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986.

Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989.

Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1986.

Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. //Путь. - 1992, № 1.

1 Мень А. История религии, В 7 т. - Т.1. - М., 1991. - с. 68.

2 Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991. - с.31.

3 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - с. 129.

4 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - С. 213.

5 Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980. - с. 20.

6 Там же.

7 Мень А. История религии, В 7 т. - Т.1. - М., 1991. - с. 72.

8 Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. - С. 72.

9 Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989. - с. 32.

 


Информация о работе Модели мира: религиозное и научное понимание