Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Философ не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры. Его концепция строится на сопоставлении и в большей части противопоставлении культуры и цивилизации. Из идей Шпенглера развилось новое направление в культурологии и философии науки. После его работ исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от их внимания.
Оглавление
Биография О. Шпенглера Основные работы Краткая социокультурная характеристика периода творчества О. Шпенглера Концепция культуры Переход культуры к цивилизации Цивилизация как гибель культуры
Тем не менее на определенном
этапе - начинающегося упадка культуры
- культура и цивилизация сосуществуют.
При всей их антагонистичности, по Шпенглеру,
наступление эпохи цивилизации - момент
органический, момент, несмотря на превращенность
форм, продолжения жизни. Происходит последовательное
неизбежное обеднение жизненных содержаний
эпохи культуры, их упрощение, омассовление,
демократизация. Это не просто последняя
стадия существования культуры, но и новая
жизнь, с собственным содержанием, во всякую
эпоху охватывающая по меньшей мере два
столетия. Конец нынешней, "фаустовской"
эпохе, тысячелетию западноевропейской
культуры, по убеждению Шпенглера, будет
положен катастрофами - следствием экологических
результатов развития технической цивилизации
-- и войнами с использованием новейшей
"американо-западноевропейской"
техники
Заключение
Закат Европы ознаменовался
победой техники над духовностью, мировых
городов над провинцией, плебейской морали
над трагической. “Жизнь была чисто органической,
необходимейшим и осуществленным выражением
души: теперь она становится неорганической,
бездушной, подчиненной опеке рассудка.
Это признавали - и тут лежит наиболее
типическая ошибка самочувствования всякой
цивилизации - как некоторое завершение.
Однако этот дух человечества мировых
городов являет собой отнюдь не возвышение
душевной стихии, а некоторый остаток,
который обнаруживается после того, как
вся органическая полнота остального
умерла и распалась”.
Культура не способна развиваться
вечно по единой, универсальной схеме.
В ее развитии наступают сложности, коллизийные
феномены. Они могут, по мнению Шпенглера,
свидетельствовать только об истечении
времени данной культуры.
Шпенглер выделил семь типов
культур:
· Египет - культура смерти и
времени
· Китай - культура потока жизни
(Дао)
· Индия - антиисторическая
культура будды
· Европа - «культура воли»
· Россия - соборная культура
«бесконечной равнины»
· Греция - аполлоническая культура
· Арабский мир - магическая
культура
Шпенглер отрицает идею преемственности
культур, их смысловую диалогичность.
Все эти культуры имеют одинаковое строение
и одинаковую деятельность.
Каждому культурному "организму",
по мысли Шпенглера, заранее отмерен определенный
(1200-1500 лет) срок; умирая культура перерождается
в цивилизацию, в которой невозможны рождения
каких-либо великих произведений искусства,
науки, религии. Завершается этот период
либо войнами, либо превращением народов
в простых крестьян - "феллахов". Ученый
считал, что Европа уже вступила в стадию
цивилизации. Эта стадия характеризуется
высоким уровнем развития науки и техники,
огромным ростом городов и упадком в духовной
культуре. В этот период, по мнению Шпенглера,
народ теряет "душу культуры", происходит
"омассовление" всех сфер жизнедеятельности,
а значит и их омертвление.
В основе каждой культуры лежит
душа, а культура - это символическое дело,
жизненное воплощение этой души. Культуры
рождаются в этот мир из таинственного
хаоса душевной жизни.
Для, Шпенглера все культуры
равноправны, каждая из них уникальна
и не может быть осуждена с внешних позиций
другой культуры. Сконцентрировав свое
внимание на "душе культуры", мыслитель
сумел точно подметить своеобразие европейского
мироощущения.
Далеко не все в культурологической
теории Шпенглера правильно, но его предостережение
о том, сто массовая бездуховная враждебна
культуре, остается актуальным и по сей
день. Автор не объясняет рождение новых
культур. Указывая на своеобразие и различие
каждой культуры, Шпенглер в своих теоретических
рассуждениях доводит дело до их полной
изолированности друг от друга и взаимонепроницаемости,
т.е. отсутствия культурных контактов
и общих направлений в культуре.
Несмотря на утверждение Шпенглера,
что расцвет западноевропейской культуры
завершился, она уже вступила в фазу цивилизации
и не может дать ничего оригинального
в духовной жизни, он считает, что такая
судьба европейской цивилизации - вовсе
не особый приговор истории.
Шпенглер развивая свою идею
культурно-исторического круговорота,
опирался на обширный и разноликий историко-культурный
материал, который подчинил определенной
схеме. Но зачастую этот материал не выдерживает
такого принудительного упрощения. Кроме
всего прочего он игнорировал социальные
факторы Трифонова Г.А. Кульутрология.
Теория культуры: уч. пос. Владивосток:
Дальрыбвтуз, 1999. - 70с.
Идеи Шпенглера оказали влияние
на Тойнби, Ортегу-и-Гассета и др. Бердяев
полагал гениальной мысль Шпенглера о
том, что буддизм, стоицизм и социализм
«фазисно однородны».
Различные стороны учения Шпенглера
о технике были восприняты многими философами
XX в., в том числе М. Хайдеггером, X. Шельски,
X. Ортегой-и-Гассетом, X. Сколимовски и
др.