Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:20, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях.
Введение……………………………………………………………………………………........ 3
§ 1. Понятие мифа…………………….……………...………………………………………......5
§ 2. Миф как отрицание индивидуальности и свободы………………...……………………..7
§ 3. Роль мифов в современной культуре……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………………... 14
Список литературы………. .........................................................................................................15
Теперь мы можем уточнить определение мифологического мира. Это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием; здесь не только человек зависит от богов, но и боги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического целого; человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов.
Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.
Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как о управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.
Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).
Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни и человеческого смысла мироздания. Потребность в мудрости осталась у человека и после разложения мифа как доминирующей формы культуры, но теперь выражением мудрости стала философия (отсюда ее название, буквально переводящееся как «любовь к мудрости»). Если в мифе вся мудрость выражалась внерациональным путем, в символических образах, то философия стремится рационально выразить и обосновать мудрость, сделать мудрость предметом рационального мышления.
Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа — придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими, если использовать термин К. Г. Юнга) формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.
Уже более полувека западноевропейские
ученые исследуют миф совсем с иной позиции,
чем это делалось в XIX веке. В отличие от
своих предшественников они рассматривают
теперь миф не в обычном значении слова
как «сказку», «вымысел», «фантазию», а
так, как его понимали в первобытных и
примитивных обществах, где миф обозначал,
как раз наоборот, «подлинное, реальное
событие» и, что еще важнее, событие сакральное,
значительное и служащее примером для
подражания. Но это новое значение слова
«миф» делает его употребление в современном
языке довольно двойственным. И в самом
деле, это слово употребляется в наши дни,
обозначая как «вымысел», «иллюзию», так
и «священную традицию, первородное откровение,
пример для подражания», что близко и понятно,
прежде всего, этнологам, социологам и
историкам религии.Всем известно, что,
начиная с Ксенофана (приблизительно 565–470
до н. э.), первым отвергнувшим «мифологичность»
богов Гомера и Гесиода, понятие mythos утратило
у греков всяческую религиозную и метафизическую
значимость. Противопоставленный как
логосу, так, позднее, и истории, mythos в конце
концов стал обозначать «то, чего не существует
в действительности». В свою очередь, иудаизм
и христианство отбросили в сферу «иллюзии»
и «обмана» все то, что не было узаконено
и канонизировано одним из двух Заветов.
Те общества, где миф является (или был
до самого последнего времени) «живым»,
в том смысле, что он предлагает людям
примеры для подражания и этим самым сообщает
значимость человеческой жизни. Понять
структуру и функцию мифов в таких традиционных
обществах значит не только прояснить
некий этап в истории человеческой мысли,
но и лучше понять одну из важнейших категорий
современной жизни. Культовые действия
можно было наблюдать в Конго (1960 год) по
случаю провозглашения независимости
страны. В одной из деревень местные жители
снимали крыши со своих хижин, чтобы дать
возможность пролиться ниспосланному
предками дождю золотых монет. При всеобщем
запустении только дороги, ведущие к кладбищу,
поддерживаются в порядке, для того, чтобы
предки без труда могли добраться до деревни.
И даже оргиастические излишества имеют
в данном случае свой смысл, так как, согласно
мифу, в день Новой Эры все женщины будут
принадлежать всем мужчинам. Очень вероятно,
что факты подобного рода в будущем станут
все более и более редкими. Можно предположить,
что такое поведение, заданное мифическим
сюжетом, исчезнет вслед за установлением
политической независимости бывших колоний.
Но то, что произойдет в будущем, более
или менее отдаленном, не поможет нам объяснить
того, что произошло в недавнем прошлом.
Нам представляется важным постичь основной
смысл этого странного поведения, понять
причину и оправдание этих излишеств.
Ведь понимание подобных действий равносильно
их признанию в качестве фактов, свойственных
людям, фактов культуры и духовного творчества,
но ни в коей мере не как патологическое
высвобождение звериных инстинктов или
инфантилизма. Нет никакой другой альтернативы:
или настаивать на отрицании, умалении
подобных излишеств, постараться их забыть,
рассматривая их как отдельные факты «варварства»,
которые совершенно исчезнут, когда племена
будут «цивилизованы»; или же надо дать
себе труд понять предысторию мифа, которая
как раз и объясняет и оправдывает явления
подобного рода и придает им религиозное
значение. Это последнее отношение к рассматриваемому
предмету есть, по нашему мнению, единственно
приемлемое. Только в историко-религиозной
перспективе подобные факты способны
раскрываться в качестве фактов культуры,
и тогда они теряют свой чудовищный, ненормальный
характер ребяческой игры или акта чисто
инстинктивного. Главное значение мифов
состоит в том, что они устанавливали гармонию
между миром и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом и таким образом
обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.
§3.Роль мифов в современной культуре
Они
по своему объясняли мир, природу, общество,
человека, они в своеобразной, очень
конкретной форме устанавливали
связь между прошлым, настоящим
и будущем человечества, они являлись
каналом, по которым одно поколение
передавало другому накопленный опыт,
знания, ценности, культурные блага, знания.
В настоящее время мы тоже можем встретить
примеры так называемых мифов. Одна из
основных тенденций развития культуры
XX века – активное обращение к различным
формам мифомышления и мифотворчества.
Представления об особой роли, которую
в становлении художественной литературы
играют мифология и фольклор, складываются
в российской науке еще в XIX веке (работы
А.Н.Веселовского – крупнейшего представителя
«этнографической школы» в отечественной
науке и др.); затем продолжаются в XX веке
(«Диалектика мифа» А.Ф.Лосева, «Русская
литература и фольклор» А.Д. Соймонова,
В.Э. Вацуро, «Миф – имя - культура» Ю.М.
Лотмана, исследования Е.М.Мелетинского,
работы М.Н.Эпштейна и др.). Политическая
мифология не отражает реальность и не
стремится ее объяснить; она призвана
управлять коллективным сознанием и поведением
человеческих масс.
Формирование социальной мифологии связано с техногенным развитием ХХ в., не только радикально изменившего соотношение возможного и невозможного, но и сделавшего вполне реальным то, для чего ранее требовалось вмешательство сверхъестественных сил (например, полеты по воздуху или изрыгание огня). Благодаря кинематографу появилась возможность не только представить себе умственно, но и реально увидеть, а увидев, прочувствовать, как выглядит душа человека после смерти, как прилетают космические пришельцы и вступают в контакт с землянами, как монстры и вурдалаки разрывают людей, или пьют из них кровь и т.д. Для сотен миллионов людей искусственный мир кинематографа стал не менее реальным, чем мир, окружающий их в повседневной жизни. Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д.
В фольклоре многих народов существовало представление о том, что в мифические времена люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты вечной молодости и т.д., а потом лишились этих способностей, так как утратили магические приемы. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в мифические времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на гигантские расстояния и т.д.
Технические достижения многократно увеличили возможности человека, но не сделали его умнее. Напротив, они создали предпосылки для еще более изощренного подавления личности и оболванивания человеческой массы. Техногенные катастрофы, войны с применением новейших средств уничтожения противника, стихийные бедствия (в частности, и те, которые связаны с деятельностью человека), - все это способствует росту эсхатологических настроений. Эти настроения подогреваются слухами о том, что люди погибнут то ли от СПИДа, то ли от озоновой дыры, то ли от потопа, вызванного потеплением климата.
В настоящее время все еще сохранились
мифологические корни нашего сознания.
В школе их изучают на литературе и истории.
При объяснении многих вещей опираются
на мифологию. Создаются и новые мифы,
связанные с появлением новой, научной
картиной мира.
Заключение
И в заключение необходимо отметить, что миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.
Человек
по-прежнему сохраняет потребность в смысловом
породнении с миром и отождествляет себя
с природой, но он перестает обожествлять
непосредственную жизнь природы, слепую
игру ее стихийных сил. Так возникает первая
форма религии. Теперь наблюдаемое солнце
уже не есть бог, хотя и сохраняется представление
о боге солнца как о управляющем начале
природы. Боги теперь переносятся в сферу
сущностей и олицетворяют не только силу
стихий, но и новый космический порядок,
в котором есть место гражданской свободе
человека. Сам космос становится более
«разумным», «рациональным», символизируя
переход от порядка первобытной общины,
к порядку античного полиса. Искусство
также выделяется из мифа, одновременно
преодолевая его. Корни искусства лежат
в мифологических церемониях и ритуалах,
где человек переживал смысл и красоту,
вдохновлялся жизнью как воплощением
божественных сил и сам становился таким
воплощением. Однако подобные ритуалы
еще не были искусством в подлинном смысле
этого слова, ибо они носили прежде всего
магический характер и были направлены
не на эстетические, а на мистические и
одновременно сугубо практические цели
(например, соединиться с богами, чтобы
попросить у них удачи на охоте).
Список литературы
1. Введение в культурологию /Под редакцией Е.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Филин, 2003.
3. Малиновский Б. Мифология и древность. – СПб.: Питер, 2004.
4. Парандовский Я. Мифология. – М.: Просвещение, 2005.
5. Саровская И.Г. Мифология. – СПб.: Питер, 2004.
6. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учеб. пос. – М.: МОНФ, 1998.