Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:11, реферат
Миф как исторически первая форма осмысления мира.
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
Миф и религия в системе культурных ценностей……………….3
Типология религий………………………………………………...6
Современные мировые религии…………………………………..7
Религиозное сознание в культуре XX века…………………...…17
Список использованной литературы……………………………
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:
Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад — пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада — достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.
Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии — это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.
Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге. И в христианстве и в исламе Бог— един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте — Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице . Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама — «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха — главное преступление против ислама.
Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.
Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.
Таковы
основные черты трех мировых религий:
буддизма, христианства и ислама.
Религиозное сознание в культуре XX века.
Под
воздействием этих факторов сформировалась
светская культура. Понятие светской
культуры не есть отрицание религии.
Светская культура ассимилирует элементы
религиозной культуры. Верующий человек
может быть светским человеком, бывать
в обществе, жить по его правилам, его
интересами. Но представитель духовенства
ограничен в ведении светского образа
жизни, тем более монахи, которые разрывают
свои прежние общественные связи.
Светская
культура, в которой религия играет
немаловажную роль, сохраняет церковные
традиции – обряды, праздники, их нравственный
смысл и значение. Бывает так, что люди,
на первый взгляд неверующие, формально
исполняют некоторые религиозные ритуалы.
В качестве примера можно привести недавнее
прошлое нашей страны, когда официальная
идеология исключала религию из жизни
человека; верующих преследовали, храмы
уничтожали, как и другие символы веры.
Однако не только представители старшего
поколения, но и среднего отмечали религиозные
праздники, такие, как Пасха. А на Новый
год в домах издавна ставили елки со звездой
на вершине – символом звезды Вифлеема,
символом Рождества. На протяжении истории
религиозное сознание не единожды адаптировалось
к формам светской культуры, уступая под
ее воздействием некоторые свои позиции.
Религия
и нравственность. Религия и нравственность
являются важнейшими составляющими духовной
культуры. Испокон веков связь религии
и нравственности была нерасторжимой.
Нравственное начало – стержень духовной
культуры. В светской культуре нравственное
начало в той или иной степени дистанцируется
от религии, а иногда и теряет с ней связь.
Религия
и искусство. В различные культурно-
Культовые действия носят сакральный характер и потому нуждаются в особым образом организованном пространстве (храм, мечеть, пагода). Необходимость создания такого пространства привела к появлению специфической, культовой архитектуры, в которой внешние формы строения выражают философию соответствующей религии.
Особое значение придается внутреннему убранству храма. Так, наряду с культовым зодчеством, возникает культовое изобразительное искусство: живопись – иконы, фрески, мозаика, иллюстрации, скульптура, мелкая пластика, а также религиозная литература, драматургия и музыка.
Культовое произведение
искусства не всегда может быть художественно
ценным. Однако даже такая вещь будет предметом
культа. Но чтобы, например, икона воздействовала
подобающим образом, она должна быть действительно
художественным произведением, чтобы
эстетическое чувство укрепляло чувство
религиозное. Поэтому многие великие художники
обращались к культовому искусству, в
результате чего рождались шедевры.
Список использованной литературы:
1.
Лосев А.Ф. Философия.
2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
4.
Спиркин А.Г. Философия:
5.
Несмеенов Е. Е. «Основы
6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989
Информация о работе Миф и религия в системе культурных ценностей