Место человека в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:32, реферат

Краткое описание

В культурологии в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований..

Оглавление

Содержание

Введение 3
1. Понятие «культура». Функции культуры 4
2. Человек как творец и творение культуры 7
3. Диалог культур 9
4. Духовная жизнь общества как мера развития культуры 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 37.21 Кб (Скачать)

       Каждая  культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Но тогда  как оценить степень развития культуры? Может быть, признать все  культуры абсолютно равноправными? Многие культурологи выступают с  такой точкой зрения. Однако, на наш  взгляд, есть критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и  свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым  ею для творческой самореализации человека как личности.   
 
 
 
 

            Духовная жизнь общества как мера развития культуры 

       Важной  стороной функционирования и развития общества  является его духовная жизнь. Она может быть наполнена  богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

       Духовная  жизнь общества весьма сложна. Она  не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.  К ее основным элементам можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

       Основу  духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Результатом  ее выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Все это принимает виды и значение соответствующих духовных ценностей.

       Особым  видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

       Разумеется, духовные потребности имеют ту или  иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

       Существенной  стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении  духовных благ.  Богатство предметов  и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

       Духовное  потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей. Именно так и происходит сегодня в нашей стране.

       Отвергая  всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным  сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях -  познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

       Любая духовная деятельность опосредуется духовными  отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношении, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. Духовные отношения - это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

 

         Заключение 

       Итак, мы можем сделать следующие выводы. Человек сам является культурной ценностью, и самую важную часть  этой ценности составляют его творческие возможности, «весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных  в творческий процесс природных  задатков до самых утонченных возвышенных  эстетических идеалов и "диких" научных абстракций, от эмоциональных  переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов». Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно. Роль культуры, как способа реализации творческих возможностей человека разнообразно. Культура не только приглашает личность творить. Она же и накладывает на нее ограничения.

       Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий антисоциальных элементов, поклонников животного  эгоизма, грубой физической силы, фашизма  и расизма. Но опасно и отсутствие культурных ограничений в попытках управления силами природы. Экологический  кризис переживаемый ныне человечеством, в определенной мере – результат отсутствия общечеловеческих норм, предписывающих  определенный порядок в отношении общества к природе. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, как незыблемой основой культурного развития общества.  

 

         Список использованной литературы  

    1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

    2.     Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Уч. пособие. - М., 1998.

    3.     Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

    4.     Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопр. философии. - 1992. - №10.

    5.     Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении // Свободная  мысль. - 1998.- №12

    6.     Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. - 1987. - № 6.

Информация о работе Место человека в культуре