Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Вспомним наиболее влиятельные из этих теорий.

Оглавление

1. Современные теории массовой культуры 4
1.1 Массовая культура 4
1.2 Теории массовой культуры 5
1.2.1 Теория массовой культуры как культуры «массового общества». 5
1.2.2 Теории Франкфуртской школы. 6
1.2.3 Теория феминизма. 7
Вывод 7
2. Массовое общество, массовый человек и мифы масскульта. 10
3. Специфика и формы массового искусства. 13
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

КР по Культурологии.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Авторы вычленяют следующие факторы-характеристики массового человека, а именно:

- способность группы влиять посредством внушения на сознательную и бессознательную психику этого индивида;

- инстинктивная склонность человека к подражанию;

- менее требовательная интеллектуальная и моральная природа коллективного мышления и действия;

- "мягкое и безболезненное ускользание в царство детства, в рай без заботы", т.е. склонность человека изыскивать ситуации, в которых с него будет снята ответственность.


"Массовый человек" оказывается помещенным в урбанизированную среду, составленную из множества таких же изолированных, или атомизированных индивидов. Однако Юнг, комментируя эту ситуацию, подчеркивает, что психического равновесия это человеку не придает, напротив, массовый человек особенно предрасположен к массовым психическим эпидемиям. При этом даже его физического присутствия в группе не требуется для того, чтобы такая эпидемия могла вспыхнуть .

Итак, массовый человек - это человек, принадлежащий массе, а массы - безымянны и безответственны. Приведенные в активное состояние, они ищут выхода своей активности и энергии, например, опору в виде вождя, который даст им ориентиры и возьмет на себя всю ответственность за них и их действия.

Миф - это та форма, в которой представлены значения и смыслы популярных текстов, это формулы, легко поддающиеся как продуцированию, так и усвоению. Миф в его современном понимании связан с разочарованием в идеалах Просвещения и с поиском нового мифа, соответствующего современному состоянию культуры и общества. Мифы действуют как организующие структуры в области культурной интерсубъективности и сами организованы в когерентность, которую можно назвать мифологией.

Мифы массовой культуры обладают не только идеологическим, но и эстетическим смыслом. Существуют разнообразные классификации мифов массовой культуры. Так, группа американских исследователей во главе с Д.Лазере выделила основные американские мифы: отсутствие классовых различий в американском обществе, не связанность социальных пороков с капиталистической системой, индивидуальный характер героизма и злодейства, «естественный» характер капитализма. Дж. Нахбар выделяет три мифа, типичных для современной Америки: Миф о сельской простоте, Миф о бесконечном изобилии и Миф о технологии как о защитнике и спасителе. Не менее распространенной является группа “эстетических мифов” - об идеале худощавого тела и пышной груди, о домашнем интерьере как основе прочных семейных отношений, об “естественной” пище, а также “любовно-семейных”, которые обладают своей собственной эстетикой.


Эти мифы особо действенны в тех возрастных группах, в которых формируются понятия о красоте и которые наиболее подвержены манипуляционным стратегиям со стороны как производителей артефактов, связанных с "рынком красоты”, поддерживаемых всеми видами медиа. Так, американские производители косметики действуют в соответствии с мифом об естественной красоте, которую можно создать при помощи косметики: губные помады, которые напоминают о вишне и розовых лепестках, ароматы лесной свежести, краски для волос, похожие на золотистый солнечный свет или каштаны. Рыночные производители поняли важную истину: американки не хотят быть природно красивыми, они хотят быть красивыми подобно природной красоте и прибегнут к любому искусственному приему, необходимому, чтобы подражать запахам, цветам и формам природного мира, поскольку они не являются их собственными естественными атрибутами. Таким образом, сутью Мифа об естественной красоте является то, что искусственность есть суть красоты, что, в свою очередь ведет к широчайшей коммодификации этой искусственно создаваемой естественной красоты. Мифы такого рода служат основой схем самых разных жанров популярной культуры и повторяются во всех типах медиации. В результате создаются устойчивые эстетические стереотипы, которые, в случае если они оказываются релевантными, переносятся и на представления о произведениях классического искусства.

 

 

 

 

 

 

 


3. Специфика и формы массового искусства.

 

Специфика искусства как формы  познания:  

    1) образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);  

    2) способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);  

    3) значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.  

 

Формы массового искусства

Одним из ведущих направлений массового искусства является поп-арт(общедоступное искусство).

Представители поп-арта провозгласили  своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография.

Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф). Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальних предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции.


С точки зрения художников этого направления все в мире может стать предметом искусства, нужно только обнажить изнанку, показать давно привычное в необычном ракурсе. Классический поп-арт - американский, но в настоящее время это типично для массового искусства многих стран. Специальных изобразительных средств художники не используют. «Пара мужских носок не менее пригодна для работы, чем масло и холст», - считает Р. Раушенберг, один из основоположников поп-арта. Это может быть коллаж или фотовоспроизведение, увеличенные до огромных размеров картинки комиксов или муляжи пищевых продуктов (гигантский бутерброд), памятник в виде тюбика губной помады и прочее.

 

Другими формами массового искусства являются хэппенинги и энвайромент.

Хэппенинг(от английского happening - случающееся, происходящее) художники этого направления рассматривают окружающую среду вместе с людьми, находящимися в ней как движущуюся, произвольно изменяющуюся форму, которую можно организовывать.

Хэппенинг- это определенным организованное (спровоцированное устроителями-художниками) действия людей в определенной среде, воспринимаемое как художественное явление. Корни этого направления лежат очень глубоко в истории массовых зрелищ (например, карнавальних шествий по празднично украшенным улицам, переполненным толпами веселящихся людей в карнавальних костюмах). Здесь искусство авангарда вплотную подошло к грани, отделяющей его от течения самой жизни.

 

Энвайронмент (от английского environment - окружение, окружающая среда): художниками создается своеобразное игровое поле, пространство для предполагаемых действий людей. При этом действия могут быть самыми различными: игры, осознанные в рамках заданной программы, или же спонтанные, обусловленные только особенностями окружающей среды. Выделяются два типа энвайронмента: имитационный или иллюзорный, когда создается имитация интерьера(от французского interieur - внутренний) часто с фигурами людей (иногда движущихся) и натуралистический энвайронмент, когда для создания интерьера(от французского interieur - внутренний) 
используются простые бытовые предметы.


Список использованной литературы.

1. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация  общества. М.: Радуга,1991. - 639с.

2. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41.

3. Гофман А.Б. Мода и люди: новая  теория моды и модного поведения.  - М.: Наука, 1994. С - 17.

4. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 1996. С - 37.

6. Флиер А. Я. Массовая культура  и её социальные функции. // ОНС:  Общественные науки и современность. - М., 1998. - №6. - С. 138.

7. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000. - С.100.

8. Энциклопедический словарь по  культурологии. – М.: Центр, 1997. - С.-190.

9. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 1996.

10. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М.,1999. С. - 157.

11. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики  буржуазной «массовой культуры». - М.: Искусство, 1988. С. - 124.

12. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН РАН, 2000. С. - 261-267.

14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное  общество. – М.: Мысль, 1993. С. –  112.

15. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис - М., 2000. - №2. С. - 80.

17. Корнилов М.Н. Герои и жанры  массовой культуры Японии. // Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН РАН, 2000. С -171.


Информация о работе Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века