Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, реферат
Кыргызский фольклор - это разносторонний жанр. В дополнение к ритуальным песням и лирике, он содержат так называемый санат и насыят - морализирующую устную поэзию, пословицы и высказывания, загадки и волшебные сказки, мифы и легенды.
Кыргызский фольклор
Кыргызский фольклор - это разносторонний жанр. В дополнение к ритуальным песням и лирике, он содержат так называемый санат и насыят - морализирующую устную поэзию, пословицы и высказывания, загадки и волшебные сказки, мифы и легенды.
Есть миф о происхождении названия кыргызских людей. Слово "кыргыз" состоит из двух слов: “кырк” и "кыз", которые означают "сорок" и "девушка". Сорок девушек, которые забеременели, выпив пенистую воду из реки и родили кыргызов.
Особую часть кыргызского фольклора составляет творчество акынов. Слово "акын" имеет, по-видимому, среднеазиатское происхождение. Это вариант слова "ахун" - "учитель", "мыслитель", "умный".
Акын - это талантливый народный певец, который владеет поэтическим, композиторским и певческим даром, способностью к импровизации и игрой на струнном музыкальном инструменте - комузе или кыл-кияке. Акыны изучают фольклор, творчески перерабатывают его. Они обладают превосходной памятью, глубокими познаниями, артистичным дарованием.
Акыны ясно видят
и чувствуют все негативные
и позитивные моменты
Самыми известными акынами XIX-XX вв. являются: Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо, Аширалы Айталиев и др.
Крупнейшим представителем акынского искусства был Токтогул Сатылганов (1864-1933), воспитавший целое поколение талантливых акынов и создавший собственную школу. Сатылганов родился в селе Сасык-Жийде (Токтогульский район) в бедной семье. Мать его Бурма была талантливой кошокчу- плакальщицей. Она и стала первой наставницей Токтогула. В дальнейшем на него повлияли известные певцы и музыканты того времени - Эсенаман и Кочкомбай.
В 1898 г. за участие
в Андижанском восстании он
был арестован и приговорён
к смерти через повешение,
Ашыраалы Айталиев (род.1927) - один из современных акынов, народный артист Кыргызстана. Родился в аиле Жедигер Кантского района. Интерес к пению он проявил, будучи ещё школьником. Начало творчества Ашираалы связано с лирическими песнями, которые он перенял у местных знатоков народной музыки.
Айталиев - автор многих популярных лирических песен. Благодаря ему в Детской музыкальной школе им. П. Шубина, затем в Кыргызском государственном музыкальном училище им. М. Куренкеева были открыты классы акынского искусства. С 1997 г. он воспитывал молодых акынов в Ассоциации акынов и манасчы.
Тоголок Молдо по праву считается одним из основателей Кыргызской литературы. Произведения его наполнены глубоким философским смыслом, они имеют огромное воспитательное воздействие. Литературное творчество Тоголока Молдо вобрало в себя все жанры. Собранные им произведения устного народного творчества, его литературное наследие вошли в культурную национальную сокровищницу. Он был первым, кто смог сберечь устное народное творчество, сохранить в письменности, донести его людям.
Сагымбай Орозбаков. Известный в кыргызском народе как выдающийся творец и сказитель эпоса Манас знаменитый манасчы Сагымбай, сын Орозбака, родился в 1867 г. Его отец был одним из талантливых мастеров народного творчества, а родной брат Алишер был манасчы. Об эпосе Сагымбай узнал от старшего брата ещё в детские годы. Он слушал также почти всех манасчы - своих современников, учился у них мастерству. Исполнять Манас он начал в возрасте 15-16 лет. С тех пор исполнение Манаса стало дело его жизни.
Сагымбаю Орозбакову было 55 лет, когда начали записывать его вариант Манаса. В течение почти 40 лет манасчы объезжал аилы и исполнял эпос, шлифовал своё мастерство, повышал художественный уровень. Его популярности способствовало то, что он обладал очень благозвучным голосом.
Саякбай Каралаев (1894-1971). Известный сказитель кыргызского героического эпоса, народный артист Кыргызстана, Саякбай Каралаев родился в 1894 г. в селе Ак-Олен Иссык-Кульского района. Его дарование проявилось в юношеские годы. За короткий срок он становится талантливейшим исполнителем эпоса Манас и получил всенародное призвание. Его вариант Манаса признан литературоведами одним из самых высокохудожественных и полных. Память Саякбая поражала энциклопедичностью, стремлением передать сюжет эпоса наиболее полно и достоверно. В нем сочетался дар актера и сказителя.
Кыргызский эпос ведет свою историю из глубины веков и рассказывает о жизни и героических делах кыргызских батыров и знаменательных событий в истории кыргызов. Отполированная и обогащенная в течение многих веков эпос достигал высокой выразительности, новизны и национальной эстетической целостности.
Особое место принадлежит эпической трилогии Манас, которая упоминается как кыргызская энциклопедия. Она широко отображает историю, географические знания, понятие экологической природы, религиозную концепцию, этнический состав кыргызских людей, их образа жизни, таможенных, философских и этических представлений, мнение относительно человеческих достоинств и недостатков, этического стиля, поэзии и языка кыргызских людей.
Манас имеет тысячелетнюю историю и превосходит в объеме многие из известных мировых эпосов. Он полностью состоит из стихов, имеющих 500 тысяч строк.
Манасчи - рассказчик Манаса - исполняет эпос певчим голосом, не будучи сопровождаемым никаким музыкальным инструментом. Мелодия эпоса состоит из различных стихотворных интонаций. Манасчи может изменять темп, динамику повествования и интонацию, делая акцент в зависимости от содержания того или иного фрагмента эпоса. Ритм мелодии целиком связан с силлабической структурой формулировки и часто зависит от этого. Исполнение эпоса Манас собирает много людей и может длиться несколько дней и даже недель.
Кыргызская музыка и песни
«Камбаркан»
«Пастушья»
«Трудовая песня»
«Курбуларга»
«Вариации на темы народных киргизских мелодий»
«Табун лошадей»
«Алымкан»
«Пастушья мелодия»
«Жаворонок»
«Ак тамак, кох тамак»