Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:01, реферат
На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы узнаете что это -- одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Его построили уже в 1728 году, а город начинался только в 17О3-м. В этом здании, работал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, титан русской и мировой науки.
Тем более поражают и восхищают трудолюбие, работоспособность и преданность делу первых русских ученых. Несмотря на далеко не благоприятные условия, они успевали не только "науки производить и совершать", но и делать множество других, полезных для России дел. Они прекрасно выполняли, например, свою учительскую задачу. Уже через 30 лет после основания Академии в ней было 10 русских академиков, а к 50-летию - 15.
Русская Академия наук не только не отставала от лучших европейских академий и университетов, но и во многом их превосходила. Академик Бильфингер, возвратившийся через 6 лет после основания Петербургской Академии в Германию, сказал в своей публичной речи: "Кто хочет основательно научиться естественным и математическим наукам, тот отправляйся в Париж, Лондон и Петербург. Там ученые мужи по всякой части, и запас инструментов. Петр, сведущий сам в этих науках, умел собрать все, что для них необходимо. Он собрал отличный запас книг, дорогие инструменты, заморские редкости природы, искусственные произведения, словом, все, признанное знатоками за достойное уважения."
Со времени основания Академии наук Кунсткамера была передана в ее ведение. Здание, в котором разместились ее коллекции, стало одним из зданий, принадлежащим в XVIII веке Академии. Помимо коллекций, в нем находилась и Библиотека, и кабинеты, и мастерские. Академические мастерские одно время возглавлял А.К.Нартов, любимый "токарь" Петра.
Кстати, в Кунсткамере, в музее Ломоносова можно увидеть тот самый знаменитый круглый стол, за которым заседали первые русские академики. В центре стола стоит резное позолоченное зерцало - специальное трехгранное устройство с гербом Российской империи, на гранях которого помещались указы Петра о поведении в присутственных местах". Такие зерцала раньше, до 1917 года, находились во всех государственных учреждениях России.
2. Библиотека кунсткамеры
И Еще в то время, когда коллекции музея хранились в Кикиных палатах, там на втором этаже стояли шкафы, плотно забитые книгами. В них хранилось несколько тысяч томов не только русских и славянских, но и греческих, латинских, французских и немецких авторов. Среди них можно было найти многое из того, что обращалось тогда в русском быту: жития святых, оригинальные и переводные повести, карты, "гистории," то есть исторические сочинения, "травники" то есть лечебники и многое другое. Библиотека была открыта "во всякое время" и любой желающий мог с ней познакомиться.
Это и была будущая Библиотека Кунсткамеры, начало которой положил сам император Петр. Книги он собирал и приобретал всю жизнь. В его большой личной библиотеке их насчитывалось примерно две тысячи. Такая библиотека по тем временам считалась огромной. Для сравнения можно вспомнить, что царь Михаил Федорович, первый из династии Романовых, имел в своей библиотеке только 41 книгу, причем почти все его книги были религиозного содержания.
Крупные библиотеки издавна были на Руси при церквях и монастырях. Коллекционировали книги некоторые просвещенные вельможи, государственные деятели, богатые купцы и ремесленники и даже некоторые крестьяне. Частные коллекции книг бывали очень интересными, но они редко превышали сотню томов. Тому были серьезные причины: книги были очень дороги, и далеко не все могли их покупать. Создавались библиотеки и при отдельных ведомствах или, как они тогда назывались, приказах.
Во всех библиотеках, в том числе и в собрании Петра были книги и печатные, и рукописные. Часть рукописных книг досталась ему по наследству от отца Алексея Михайловича, от брата Федора Алексеевича, от сестры Натальи Алексеевны и от царевны Софьи. Однако эти книги царя мало интересовали, и он редко к ним обращался. Немало было в его библиотеке книг, подаренных ему русскими и иностранными авторами. В них Петр тоже не часто заглядывал. Сам же царь любовно собирал книги в первую очередь по морскому делу и кораблестроению. Нептуновы, то есть морские потехи были его главной забавой в детстве и юности. За ними следовали книги по военному делу, а также по истории, геральдике, архитектуре и садово-парковому искусству.
Многие книги по поручению Петра переводились с западно-европейских языков. Петр заботился и о переводных словарях, которые облегчили бы русским людям освоение западной науки и культуры. Он требовал: "... где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевесть на русский язык". Словари-лексиконы он правил собственноручно. Следуя духу новой эпохи, он вычеркивал редкие слова и исправлял некоторые толкования, дела их более понятными: например, слово барьер, переведенное как "застава", царь исправил на более понятное слово "преграда"; а слово "глобус" объяснил так: "круг земной, в подобие яблока построен", изменив первоначальный вариант, где глобус сравнивался с яйцом.
Заботясь о пополнении библиотеки, Петр перевез из Москвы в Петербург много самых разных книг из Аптечного приказа. В Аптечном приказе хранились книги не только по медицине, анатомии и фармакологии, но и по химии, ботанике, минералогии, географии и архитектуре. Хранились в ней и очень полезные словари. Библиотека Аптечного приказа постоянно пополнялась новыми изданиями. Книги в нее поступали не только от иностранных врачей и аптекарей, работавших там, но и от богатых вельмож. Когда умер начальник приказа В.И.Морозов, его библиотека попала в собрание книг Аптечного приказа. Именно это собрание и стало первой в России специализированной научной библиотекой. Оно легло в основу книжного собрания Кунсткамеры.
Издавая указы с призывами к населению приносить старые и необыкновенные вещи, Петр в 1720 году издал также указ и о доставке из монастырей в Сенат древних жалованных грамот, "куриозных оригинальных", а также рукописных и печатных книг.
Был и еще один источник пополнения книг. Нередко тот или иной вельможа попадал в немилость или, как тогда говорили, в опалу. Его имущество, в том числе и книги, конфисковывали. Эти книги тоже отправлялись на полки в библиотеку Кунсткамеры. Туда же попадали и так называемые выморочные книжные собрания, то есть книги умерших или казненных людей. Так попала в Кунсткамеру библиотека царевича Алексея, сына Петра Великого, скончавшегося в июне 1718 года в Петропавловской крепости. Пополнялась библиотека и за счет пожертвований от частных лиц. Со временем библиотека стала представлять собой богатое и ценное собрание.
К 1725 году в ней насчитывалось уже 11 тысяч томов. Греческий врач М.Ш Вандербех, познакомившись с книжным собранием Кунсткамеры, написал: "Для занятий любителей книг имеется библиотека, не уступающая никакой другой подбором и богатством превосходнейших книг".
После смерти Петра его личная библиотека, также как и библиотека Кунсткамеры, были переданы Академии Наук. Это книжное собрание и положило начало академической библиотеке.
3. Экспозиции музея
Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, . Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.
А). Готторпский глобус.
В бывшем слоновнике зверового двора хранился самый большой и самый драгоценный экспонат Кунсткамеры - Готторпский глобус, полученный в знак благодарности за спасение города.
Интересна история его появления в Кунсткамере…
…Ветер с Балтики гнал свинцовые тучи. Густой утренний туман рассеивался, но крупные хлопья снега застилали простор, Тепинген - город-крепость Шлезвиг-Голштинского герцогства - выглядел мрачно. Дома на узких улицах стояли с наглухо закрытыми ставнями. Редкий прохожий пробежит и скроется в подворотне. Тишина. Слышатся лишь шаги патрулей и лязг оружия. Все, кто был способен сражаться, уже много дней находились на крепостной стене, защищая свой город от осаждавших его шведов.
На исходе 1713 года русские войска подошли к Тепингену. Они спешили на помощь осажденным шлезвиг-голштинцам. Когда защитники города готовились встретить новый штурм шведов, над холмами далеко за крепостной стеной раскатисто прогремело многоголосое «ура». С развернутыми знаменами лавиной катились русские полки. Враг бежал. Горожане радостно и удивленно озирались по сторонам. Бой уходил все дальше и дальше. Многомесячная осада кончилась.
Еще на чуть припорошенной снегом земле оставались неубранными трупы, а город уже приобретал праздничный вид. Открылись крепостные ворота, распахнулись двери домов, окна. Повсюду зажигались яркие светильники, и будто посветлело еще недавно сумрачное небо.
На площади перед Готторпским замком трещали и хлопали вспышки праздничного фейерверка. Опекун малолетнего герцога принимал в замке русского царя и его офицеров. За богато уставленным яствами столом много было сказано во славу русского оружия и самого знатного гостя - Петра 1. Зная об интересе Петра к редкостям, опекун предложил осмотреть коллекции замка.
По галереям и узким переходам все устремились за опекуном герцога. В большом зале нижнего этажа были и золотые сабли, и кубки, осыпанные драгоценностями, и часы с водяным механизмом, и вырезанные из кости причудливые заморские животные.
В одном из помещений замка внимание Петра при влек огромный глобус, диаметром 3,11 метра. Готторпский глобус - чудо ХVII века, один из первых планетариев мира и невиданная по размерам копия Земли с известными к тому времени морями и странами. Петр остановился и стал внимательно разглядывать глобус. Снаружи он был оклеен бумагой. На ней нарисованы контуры и очертания земли. Внутри шар представлял собой небесный купол багряного цвета с медными звездами. Петр похлопал рукой по шару и медленно произнес:
- Изрядко же.
Опекун улыбнулся:
- Ваше величество, это самая большая драгоценность нашего замка, шар сработал еще в тысяча шестьсот сорок четвертом году наш голштинскнй мастер Андрей Буш. Пройдем внутрь диковинки.
Опекун открыл небольшую дверь с герцогским гербом и первым вошел внутрь.
В полумраке можно было различить круглый столик, через центр которого проходила ось шара, а вокруг столика скамейка на 10 - 12 человек. На нем - маленький медный глобус с выгравированными изображениями материков. Петр сел на скамейку.
Зажгли светильники. Над головой и под ногами за блестели звезды багряного неба. Опекун подал знак. Небо стало вращаться, повторяя движение истинной небесной сферы. Не смолкали возгласы удивления.
Петр долго рассматривал глобус и его хитроумное устройство, которое заставляло шар вращаться.
Через несколько дней русские войска - уходили из Тепингена. Их провожали все жители. Петр покидал замок. Его сопровождали опекун и свита герцога. Сам герцог был болен. Во время прощания опекун передал слова герцога, что в знак благодарности за спасение города шлезвиг-голштинцы дарят русскому царю глобус, так поразивший Петра.
Четыре года подарок был - в пути. От Тепингена до Ревеля (так раньше называли город Таллинн) его везли морем. В Ревеле глобус поставили на огромные сани. Сотня крепостных впряглась в сани и потащила их в Петербург, обходя овраги, болота и леса. Там, где лес нельзя было обогнуть, прорубали просеки.
Драгоценный дар Петр I , возможно, намеревался поместить в одной из башен новой Кунсткамеры, которую уже замыслил построить. Но, как ни долго был в пути глобус, его привезли в столицу раньше, чем началось строительство здания. Временно «готторпское чудо», поставили в бывшем слоновнике - зверовом дворе. Затем сколотили специальный балаган и открыли в него доступ публике.
Глобус сильно пострадал от пожара в 18 веке, был восстановлен русским мастером Тирютиным.
Б). Императорский кабинет
Токарные резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же выкованная железная полоса.
Любимым занятием Петра в минуты отдыха было токарное дело: его станок редко отдыхал. Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева. Сначала он работал на станке, изготовленном в Амстердаме, а потом приобрел еще и французский станок. Несколько станков сделал и Андрей Нартов, "любимый токарь" Петра, первый русский инженер. Сержант Никита Кашин, описавший домашнюю жизнь Петра, вспоминал, как государь встававший за два часа до света, "входил в токарню и точил разные вещи из кости и дерева."