Культурные ландшафты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:34, реферат

Краткое описание

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта.

Файлы: 1 файл

Реферат по природопользованию мой.docx

— 41.53 Кб (Скачать)

При этом за биосферными  резерватами закреплены 3 основные функции:

- Консервационная - сохранение биоразнообразия, а также ландшафтного (включая культурное) разнообразия ;

- Функция развития - регулирование взаимоотношений между природой и человеком на всех уровнях экосистем - от относительно нетронутых природных комплексов до урбанизированных территорий;

- Функция логистики - экологическое образование и профессиональная подготовка, научные исследования и мониторинг.

Таким образом, биосферные резерваты, как и культурные ландшафты, являются моделью гармоничных взаимоотношений между человеком и природой, способствующих устойчивому развитию цивилизации. Отличие же этих двух форм сохранения культурного и природного наследия заключается в том, что концепция культурного ландшафта имеет более высокий уровень понимания современных проблем человеческой цивилизации, главным образом экологических. Её сутью является осознание человечеством важности восстановления и сохранения экологического баланса между современной цивилизацией и природой - единственного условия самого существования социума. Подтверждением этому могут служить проведённые учёными эксперименты по моделированию различных экологических катаклизмов, в том числе и ядерной войны. Результаты показали, что во всех случаях человеческая цивилизация была обречена на гибель, а природная среда продолжала своё существование! Таким образом, появляется совершенно иной взгляд на экологическую проблему. Человечество должно охранять не природу, имеющую собственные огромные потенциальные возможности для своего самосохранения. Необходимо сохранять природную среду для сохранения самого человека. В связи с этим необходимо постепенно формировать принципиально новое экологическое мышление, основанное на уважительном отношении человека к Природе и понимании своего места в биосфере, которое должно быть намного более скромным по сравнению с современной ситуацией. Человек - не венец природы, как он себя называет, а только одно из звеньев природной системы. Кроме того, культурные ландшафты должны обладать высокими эстетическими качествами, являясь результатом проявления духовной сущности человека, а именно заложенного в нём чувства красоты.

В настоящее время чисто  природных систем очень мало, а  на особо охраняемых природных территориях  ведётся хозяйственная деятельность местного населения, часто представляющего  собой этнические меньшинства с  самобытной культурой, в том числе  и своими традициями природопользования, нуждающейся в охране. Поэтому  проблемы сохранения биоразнообразия  должны решаться одновременно с решением социально-экономических вопросов, включающих использование природных  ресурсов и поддержку традиционного  природопользования. При этом необходимо отметить, что хозяйственная деятельность должна сохраняться и поддерживаться не столько с экономических позиций, сколько с позиций сохранения традиций культуры природопользования. Таким образом, основным объектом охраны становится исторически сложившийся культурный ландшафт с явно выраженной природной основой. В России одной из важнейших форм сохранения культурных ландшафтов являются музеи-заповедники, где в основном сохраняются целенаправленно созданные (рукотворные) или ассоциативные культурные ландшафты. Это могут быть районы исторической застройки в городах, имеющих длительную историю существования, царские дворцово-парковые ансамбли, бывшие дворянские усадьбы с окружающими их угодьями, культовые сооружения, монастырские комплексы.

 

 

2.2 Культурный ландшафт и стратегия защиты окружающей среды

  Культурный ландшафт является частью географического природно-территориального комплекса и включает в себя, кроме природных компонентов, ещё и компоненты культурной среды. Взаимодействие природной и культурной составляющих определяет инвариантность культурного ландшафта - свойственный ему индивидуальный и уникальный характер. Снижение качества природных компонентов (воздушного и водного бассейнов, почвенного и растительного покровов, недр, животного мира) и преобразующей природу антропогенной деятельности (промышленной, строительной, транспортной, сельскохозяйственной и прочей) способствует снижению качества и культурного ландшафта. Поскольку человек ежедневно пребывает в ландшафте, состояние которого - важнейшее условие физического и психологического здоровья человека и в целом цивилизации, то сохранение качества культурного ландшафта является одним из главных направлений стратегии охраны окружающей природной и историко-культурной среды. Кроме того, ландшафт рассматривается как территориальная ячейка экологически сбалансированного развития, и в свете современных тенденций в области охраны природного и культурного наследия он является моделью устойчивого развития. В связи с этим решение проблем по сохранению ландшафтов должно иметь международный уровень.

     Так, в 1997 году в Страсбурге на Конгрессе местных и региональных властей Европы был рассмотрен вопрос о проблемах сохранения, управления и развития ландшафтов Европы, причём не только представляющих исключительную ценность, но и типовых. В результате был подготовлен проект Европейской конвенции по ландшафтам, одним из важнейших тезисов которого является признание ландшафта в качестве фундаментальной основы окружающей среды.

     Также  были рассмотрены три проблемы, требующие решения:

- идентификация и порядок определения ценности культурного ландшафта;

- законодательство и управление культурными ландшафтами;

- перспективы развития культурных ландшафтов.

Таким образом, при разработке стратегии охраны окружающей среды  очень важное место занимает сохранение наследия как одного из главных факторов устойчивого развития. Именно культурные ландшафты в сочетании с уникальными  природными комплексами составляют единый природно-культурный каркас мира, страны, региона и являются условием сохранения и устойчивого развития биосферы.

 

2.3. Проблема сохранения  культурных ландшафтов

   В 2000 г. Советом Европы была принята, а в 2004 г. вступила в силу Европейская ландшафтная конвенция, идеи которой получают всё большее распространение и признание. На конец 2008 г. её ратифицировали 29 европейских стран, 7 подписавших её стран готовят ратификацию. В числе присоединившихся стран значатся бывшие республики СССР – Армения, Азербайджан, Молдавия, Латвия, Литва, Украина. В рамках данной конвенции ландшафты рассматриваются в двух аспектах: как среда обитания и как наследие. Европейская ландшафтная конвенция, направленная на сохранение и гармоничное развитие европейских ландшафтов, имеет прямое отношение к решению этических проблем, возникающих в связи с преобразованием ландшафтов. Содержащиеся в ней формулировки фиксируют, как современное общество понимает ландшафт, какие его качества рассматриваются как наиболее ценные. Через это понимание выстраивается система мотиваций и социальных потребностей в адекватном ландшафте. Наконец, общество договаривается о совместных действиях в отношении ландшафта. Это те этапы, где этические соображения весьма существенны.

В конвенции сказано, что  «ландшафт играет важную для общественных интересов роль в культурной, экологической, природоохранной и социальной областях и представляет собой благоприятный  ресурс для экономической деятельности», что «ландшафт является важной частью обеспечения качества жизни людей». Эти определения нормируют отношение общества к ландшафту, определяют основы этики взаимоотношений с ландшафтом, исходя из признания его определённых качеств. Далее в Преамбуле Конвенции говорится о том, что она отражает «желание общества пользоваться ландшафтами высокого качества и играть активную роль в развитии ландшафтов», сам «ландшафт способствует формированию местной культуры и что он является базовым компонентом европейского природного и культурного наследия, вносящим вклад в благосостояние людей и укрепление европейской идентичности». Эти позиции отражают ожидания, требования со стороны общества в отношении к ландшафту, они формулируются исходя из этических установок общества. Наконец, основополагающей для Конвенции этической нормой следует признать положение Преамбулы, согласно которому «ландшафт является ключевым элементом индивидуального и социального благосостояния и что его охрана, планирование и управление им предполагают права и обязанности для каждого». Обязанности для стороны, подписавшей Конвенцию, согласно ст. 5, заключаются в том, чтобы:

   




a) признать ландшафты юридически как важнейший компонент окружения человека, выражение разнообразия общего человеческого культурного и природного наследия и основу идентичности человека;

b) определить и осуществлять ландшафтную политику, направленную на охрану, планирование ландшафтов и управление ими путём принятия специальных мер, изложенных в статье 6;

c) установить процедуры участия населения, местных и региональных властей и других заинтересованных сторон в определении и осуществлении ландшафтной политики, упомянутой в пункте “b”;

d) интегрировать ландшафт в свою политику регионального и городского планирования и в свою культурную, природоохранную, сельскохозяйственную, социальную и экономическую политику, а также в любую другую политику, которая может иметь прямое или косвенное воздействие на ландшафт».

Принятие на себя общественных обязательств – этически значимая процедура. Из тех обязательств, что установлены Конвенцией, со всей очевидностью следует, что государство обязуется защищать ландшафты силою закона и специально ориентированной политики. Участие же общественности и властей различного уровня в разработке и осуществлении ландшафтной политики означает учёт и уважение к различным интересам и мнениям в обществе, отражает зрелость демократических институтов и развитость этики социальных отношений.

Культурные ландшафты  созидаются веками, претерпевают определённые изменения в ходе своей эволюции, имеют многочисленных авторов. Как  правило, общество придаёт особое значение тем качествам ландшафта, которые  достались ему в наследство от предшествующих поколений, а не тем, которые возникают на наших глазах, поскольку первые обладают свойствами реликтовости и уязвимости, а вторые – непривычностью, даже чуждостью и особого рода экспансионизмом. В то же время существует конфликт между осознанием ценности и использованием, отражающий противоречия общественного развития, когда одна часть общества интеллектуально осмысливает и пропагандирует исторически присущие ландшафту качества, препятствуя его преобразованию, а другая часть общества стремится использовать пространство и ресурсы ландшафта для новых моделей развития и активно преобразует его.

Консерваторы всегда находятся  в положении защищающейся стороны, новаторы – в положении наступающей стороны. Консерваторы как правило являются историческими правопреемниками созидателей ландшафта, в то время как новаторы составляют преимущественно аллохтонную часть населения. Консерваторы защищаются с помощью закона, опираясь на понятия наследия и экологического благополучия. Новаторы преодолевают барьеры закона благодаря повышенной пассионарности, концентрации финансовых ресурсов и непрерывному преобразующему среду действию. Объективно преобразование среды закономерно. Чаще всего оно декларируется политическими институтами как улучшение среды для роста благосостояния общества, однако нередко средства начинают постепенно заменять собою цель, поскольку законы получения прибыли требуют непрерывного преобразования пространства и разработки ресурсов. В результате среда не улучшается, а закономерно ухудшается. Это выражается в её химическом, визуальном и акустическом загрязнении, изменении климата, снижении биоразнообразия и культурного разнообразия, пространственном расчленении инфраструктурой и объектами, не соразмерными восприятию человека и негативно влияющими на его психику. В этом процессе заложена важная этическая дилемма: кто обладает преимущественным правом на будущее ландшафта – обладатели капиталов, скупающие его фрагменты как недвижимость, или власти, от которых зависит принятие решений и которые сами зависимы от экономической конъюнктуры? Либо субъектами этического выбора являются исторические правопреемники, проживающие в его границах и стремящиеся сохранить его status-quo, но не обладающие достаточными средствами и знаниями для защиты своего права? Присутствующая здесь апелляция власти и бизнеса к общественному благу требует уточнения. Что такое постоянно декларируемое благосостояние общества: изобилие товаров массового потребления, комфорт, здоровье, материальный достаток, техническая оснащённость или это достойный образ жизни, социальная справедливость, безопасность и прозрачность социальных отношений, отсутствие коррупции, равный доступ к ценностям культуры, высокая образованность, уважение к науке и уважение людей друг к другу?

Особую остроту проблеме сохранения культурных ландшафтов придают  миграционные процессы. Исходя из соображений  этики, потомки тех, кто созидал  тот или иной ландшафт должны обладать толерантностью в отношении новых поселенцев, но эти новые поселенцы должны в свою очередь признать ценности осваиваемого ими ландшафта и не создавать угрозы его трансформации.

Носители номадических и  промысловых культур, поддержание  которых основано на циклическом  использовании биотических ресурсов обширных географических пространств, нуждаются в сохранении природного ландшафта. Этика требует от них  толерантности в отношении ресурсодобывающих  компаний, коренным образом преобразующих  их кормящий ландшафт, но подобные компании также должны осознавать, что коренное изменение кормящего природного ландшафта для номадических и  промысловых народов равносильно  политике их геноцида. Равным образом  горнопромышленное или лесопромышленное освоение земель в непосредственном соседстве с земледельческими поселениями  лишает населяющие их сообщества сопредельного  природного ландшафта, включённого  в их традиционные культурные практики и являющего частью их культурной среды, которой они лишаются.

Общество должно осознанно  выбрать, какие, где и для кого оно сохраняет ландшафты, а какие  конструирует вновь или развивает  в рамках сложившихся тенденций. Экономическая целесообразность развития территорий должна – из этических соображений – отойти на второе место, уступив социальным и экологическим императивам. Развитие ландшафта не тождественно росту его разнообразных трансформаций с извлечением и переработкой ресурсов, градостроительным освоением или уплотнением связующих коммуникаций. Развитие ландшафта должно сохранять и умножать ценности ландшафта и способы их актуализации в современном мире. Соблюдение этических и экологических ограничений – неотъемлемая часть развития. Такое развитие никогда не вступит в противоречие с этикой.

Россия до настоящего времени  не присоединилась к Европейской  ландшафтной конвенции, хотя её представители  принимали участие в подготовке этого документа и принимают  участие в регулярных встречах присоединившихся к ней сторон, которые организует Совет Европы. В числе немногочисленных неприсоединившихся стран стоит и Германия – единственная из ведущих стран континента, неприсоединение которой аргументируется самодостаточностью национального ландшафтного законодательства, относительно которого требования конвенции считаются заниженными и потому не соответствующими действующим правовым нормам.       

Информация о работе Культурные ландшафты