Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:27, реферат
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании, Закавказья в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств.
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Средневековый Арабский Восток……………..……………………….4
2. Точные и естественные науки……………………………………….…6
3. Литература…………………………………………….…………………7
4. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство………………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………....13
Список литературы……………………………………………………………14
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.
Орнамент
и каллиграфия, широко
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство в целях пропаганды религиозных идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11—13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетические каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульманских художественных традиций. В дальнейшем изобразительность в арабском искусстве объясняется наличием антиклерикальных по своему существу эстетических воззрений. Например, в «Посланиях братьев чистоты» (10 в.) искусство художников определено «как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных».
Живопись. Высокий расцвет пережило изобразительное искусство в Египте 10—12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронзовые сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10—14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.
Изобразительное
начало было менее развито в искусстве
стран арабского Запада. Однако и здесь
создавались декоративная скульптура
в виде животных, узоры с мотивами живых
существ, а также миниатюра (рукопись «История
Байяд и Рийяд», 13 в., Ватиканская библиотека).
Арабское искусство в целом было ярким,
самобытным явлением в истории мировой
художественной культуры эпохи средневековья.
Его влияние распространялось на весь
мусульманский мир и выходило далеко за
его пределы.
Заключение.
Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.
Творчество
средневековых арабских художников
оказало плодотворнее воздействие
на искусство многих стран, в том
числе и на искусство Европы. Арабское
или, как его чаще называли в Европе,
«мавританское» художественное влияние
прослеживается, особенно в тканях, керамике,
украшении оружия и других отраслях прикладного
искусства, не только в пору расцвета средневековых
арабских государств, но и много столетий
спустя после их падения.
Список
литературы.
1. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007.
2. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004.
3. А. Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Информация о работе Культура средневекового Арабского Востока