Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:29, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
Рассмотреть сущность этрусской культуры
Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима
Введение3
Этрусская культура как пролог римской культуры4
Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство9
Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме14
Заключение24
Список используемой литературы25
Роль
сената по отношению к царю является
чисто совещательной: сенат обсуждает
по предложению царя те или другие
вопросы, и его заключения имеют
принципиально значение советов, для
царя юридически не обязательных, но имеющих,
конечно, огромную фактическую силу. По
отношению к народу сенат играет роль
опекуна. Третьим элементом государственного
устройства является народное собрание,
т. е. собрание всех взрослых (способных
носить оружие) полноправных граждан (т.
е. патрициев). В основу организации этих
народных собраний положено деление на
курии, Народное собрание созывается по
инициативе царя, который и вносит туда
свои предложения. Предложения эти в собрании
не дебатируются, а лишь просто принимаются
или отвергаются открытою устною подачей
голосов (простым «да» или «нет»). Большинство
голосов в данной курии давало голос курии,
а большинство голосов этих последних
давало решение народного собрания. Предметы
ведомства народных собраний едва ли могут
быть определены с достаточной ясностью.
Можно предположить, что в санкции народных
собраний нуждались все новые законы,
затрагивавшие более или менее существенно
правовой строй общества. В народном собрании,
далее, происходит принятие кого-либо
в состав патрициев, a также некоторые
важнейшие акты частноправовой жизни
– усыновление и завещание. Наконец, вероятно,
в собраниях же решались и важнейшие вопросы
текущей внутренней и внешней политики
– например, вопрос об объявлении войны,
о заключении мира и т. п. Но, вообще, передать
или не передать тот или иной вопрос на
решение народного собрания зависело
всецело от воли царя, ибо и самое народное
собрание без его воли состояться не могло.
Патриархальный характер древнеримского
государственного строя устраняет мысль
о каких бы то ни было юридических (конституционных)
правах народных собраний по отношению
к царю. Фактически, конечно, царь во всех
важнейших случаях должен был искать опоры
в народе, но юридически его личная воля,
его верховная власть ничем не была связана.
Ввиду наличности всех трех описанных
элементов, общий характер римского государственного
устройства этого периода представляется
спорным. Ввиду того, что рядом с царем
стоят сенат и народное собрание, государственное
устройство может показаться монархией
конституционной; с другой стороны, ввиду
отсутствия каких-либо юридических ограничений
царской власти, оно может быть понято,
как монархия абсолютная; наконец, принимая
во внимание выборный характер царской
власти и сравнительную полноту полномочий
позднейших республиканских магистратов,
в особенности диктаторов и консулов,
можно и древнейший Рим счесть за республику,
только с диктатором пожизненным. Равным
образом, спорен и внутренний характер
этого устройства: одни выдвигают в царской
власти на первый план элемент военный,
другие – элемент религиозный, теократический.
Все эти споры находят себе объяснение
в том, что в государственном устройстве
этого периода заключены еще все эти элементы
вместе и что к не сложившемуся еще строю
нельзя прилагать наших нынешних теоретических
категорий. И если уж желательно дать этому
строю какое-либо общее определение, то
наиболее верным будет «патриархальный».
3. КУЛЬТУРА
РЕСПУБЛИКАНСКОГО И
Глубокие
социально-экономические
Во
II—I вв. до н. э. различные течения
эллинистической философии
В это же время в Риме жил один из крупнейших философов древности – Лукреций (98-55 гг) В своей блестящей по форме поэме «О природе вещей» он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей от порождённых невежеством религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества. Исходя из разнообразия и постоянства форм в природе, он утверждал, что всё состоит из неделимых «начал», т. е. атомов, которые не создаются и не уничтожаются. Им присущи определённая форма, вес и неотделимое от материи движение. Двигаясь в окружающей их пустоте, подобно пылинкам в солнечном луче, и самопроизвольно отклоняясь от прямого направления (этим отклонением Лукреций в борьбе с фатализмом объяснял, между прочим, происхождение случайностей и свободной воли человека), атомы по определённому закону соединяются и образуют всё сущее – от звёзд до человеческих душ, которые Лукреций считал также материальными и, следовательно, умирающими одновременно с телом. Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя новые миры и новые живые существа. Поэтому вселенная вечна и бесконечна. Лукреций пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивавшегося, по его мнению, без вмешательства богов. После образования земли, как считал Лукреций, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.
Несмотря на несовершенство тогдашней науки, приводившее Лукреция к ряду ошибок, его материалистическое учение о природе и обществе было огромным достижением и способствовало успешной борьбе материализма с идеализмом. Материализм Лукреция имел многих сторонников в древности. Лукреций оказал также большое влияние на механических материалистов эпохи Возрождения и нового времени, которых поражало его глубокое понимание законов природы. Поэма Лукреция служила им оружием в борьбе с церковью. Отрывки из этой поэмы впервые были переведены на русский язык Ломоносовым. Лукреция высоко ценили К. Маркс и В. И. Ленин.
В науке, как и в философии, римляне многое заимствовали у греков. Так, Цельс в сочинении о медицине обобщил достижения эллинистического врачебного искусства, которым прежде римляне пренебрегали. Астроном Сосиген из Египта произвёл вычисления для проведённой Цезарем реформы римского календаря (так называемый Юлианский календарь). Но одновременно развивалась и чисто римская наука. Виднейшим её представителем был Марк Теренций Варрон (116-28 гг.), составивший энциклопедию наук и написавший обширные исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре, латинском языке, агрономии и многом другом. Кроме того, Варрон был известен своими сатирами, в которых он высмеивал современные нравы. Ему принадлежит ставшее ходким наименование первого триумвирата «трёхглавым чудовищем».
Старое
римское право с его
Чтобы разобраться в законах и преторских эдиктах, а также воздействовать на судей, требовалось солидное изучение права и риторики. Юристы, обходя запрещение получать вознаграждение за свои услуги, наживали большие состояния и приобретали громкую славу и многочисленную клиентуру. Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь развития и насчитывало многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Так как гражданские процессы, в которых были замешаны видные лица, приобретали политическое значение, выступления в суде стали школой и пробным камнем для ораторов, выступавших затем в сенате или народном собрании. Кипевшая там борьба была важнейшим стимулом для дальнейшего развития красноречия.
Ранние
римские поэты подражали
До нашего времени дошла 21 комедия Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый воин». В произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с позиций широких слоев плебейства он выступает против ростовщичества, роскоши, разложения патриархальных устоев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта пользовались огромным успехом у римских зрителей. К кружку Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий — вольноотпущенник карфагенянин Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг). Его произведения были рассчитаны на образованную публику. Он написал всего шесть комедий, из них наиболее известны «Девушка с Андроса», «Евнух», «Самоистязатель». Другой представитель сципионова кружка – Гай Луцилий (180-102 гг) был родоначальником совершенно нового литературного жанра, которому суждено было стать специфическим римским жанром, - обличительной сатиры.
С древнейших времен в Риме большой популярностью пользовались цирковые зрелища. В 254 г. до н. э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. становятся излюбленным развлечением римлян. На устройство игр и цирковых представлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если только они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги (например, Юлий Цезарь в должности эдила).