Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, реферат
18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "Эпоха Просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".
Введение
1. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
2. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы
Русские деятели настаивали
на том, что необходимо усилить просветительскую
роль государства, создать разветвленную
систему государственного образования,
открыть доступ к науке, государственной
и общественной жизни выходцам из
низших слоев общества. Большую роль
сыграли русские ученые-
Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит рамой, в лучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия: Радищев
Философские воззрения Радищева
несут на себе следы влияния различных
направлений европейской мысли
его времени. Он руководствовался принципом
реальности и материальности (телесности)
мира, утверждая, что "бытие вещей
независимо от силы познания о них
и существует по себе". Согласно его
гносеологическим воззрениям, "основанием
всего естественного познания является
опыт". При этом чувственный опыт,
будучи главным источником познания,
находится в единстве с "опытом
разумным". В мире, в котором
нет ничего "опричь телесности",
свое место занимает и человек, существо
столь же телесное, как и вся
природа. У человека особая роль, он,
по Радищеву, представляет собой высшее
проявление телесности, но в то же время
неразрывно связан с животным и растительным
миром. "Мы не унижаем человека, –
утверждал Радищев, – находя сходственности
в его сложении с другими тварями,
показывая, что он в существенности
следует одинаковым с ним законам.
И как иначе-то, быть может? Не веществен
ли он?" Принципиальным отличием человека
от прочих живых существ является
наличие у него разума, благодаря
которому тот "имеет силу о вещах
сведому". Но еще более важное
отличие заключается в
3.2 Россия: Новиков
Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другие издания исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".
Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при использовании несколькими списками. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями.
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество: Драматургия
Продолжая культивировать аристократические
жанры поэзии — послания, галантную
лирику, оду и т. д., Вольтер в
области драматической поэзии был
последним крупным
3.3.3 Литературное творчество: Поэзия
Вольтер начал в стиле
классической эпопеи, которая, как и
классическая трагедия, под его рукой
преображалась: вместо вымышленного героя
взят реальный, вместо фантастических
войн — на самом деле бывшая, вместо
богов — аллегорические образы —
понятия: любви, ревности, фанатизма. Продолжая
стиль героической эпопеи в "Поэме
о битве при Фонтенуа", прославляющей
победу Людовика XV, Вольтер затем
в "Орлеанской девственнице" (La Pucelle
d’Orleans), едко и скабрёзно высмеивающей
весь средневековый мир феодально-
3.4 Германия: Гете
Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является "Гёц фон Берлихинген" — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте — "О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!".
Заключение
В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.
Но это совсем другая история………
Список литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.
2. Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.
3. В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.
4. Энциклопедия "Википедия"
Приложение
Значение слов
1. Гуманисты1 (от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
2. Атеизм2 (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
3. Деизм3 (от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.
4. Масонство4 (франц. franc mason, англ. free mason — букв. "вольный каменщик")- религиозно-нравственное движение, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.
5. Квази-церковь5 (от лат. quasi — якобы, как будто)- "мнимая", "ненастоящая" церковь, основана на учении масонов.
6. Гносеология6 (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) - то же, что теория познания.
7. Эмпиризм7 (от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.
8. Сенсуализм8 (от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах".
9. Онтология9 (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
10. Позитивизм10 (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
11. Догматизм11 (греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
12. Либерализм12 (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
13. Клерикализм13 - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
14. Рококо14 ("причудливый", "капризный"; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в., он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.