Культура эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, реферат

Краткое описание

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "Эпоха Просвещения".
В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

Оглавление

Введение
1. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
2. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературное творчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

Русские деятели настаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства, создать разветвленную  систему государственного образования, открыть доступ к науке, государственной  и общественной жизни выходцам из низших слоев общества. Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.

Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит рамой, в  лучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно  малой частью россиян, исказились под  влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все  сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.

 

 

3. Наиболее известные просветители 

 

3.1 Россия: Радищев

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных  направлений европейской мысли  его времени. Он руководствовался принципом  реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей  независимо от силы познания о них  и существует по себе". Согласно его  гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором  нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся  природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время  неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем человека, –  утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показывая, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то, быть может? Не веществен  ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря  которому тот "имеет силу о вещах  сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности  человека к моральным действиям  и оценкам. "Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека – беспредельная  возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что  отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства: "человек  есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного  права" и всегда отстаивая представления  о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо  противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака у крова". В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму. 

 

3.2 Россия: Новиков

Одной из важнейших задач  Новиков считал борьбу против преклонения  дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами  он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического  словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другие издания исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".

Новиков сознавал необходимость  в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при использовании несколькими  списками. Материал для своих изданий  памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического  содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский  и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми  субсидиями. 

 

3.3 Франция: Вольтер  

 

3.3.1 Литературное  творчество: Драматургия

Продолжая культивировать аристократические  жанры поэзии — послания, галантную  лирику, оду и т. д., Вольтер в  области драматической поэзии был  последним крупным представителем классической трагедии, сам он написал 28 трагедий. Среди них главнейшие: "Цезарь", "Семирамида", "Спасённый  Рим", "Китайская сирота". Однако в обстановке угасания аристократической  культуры трансформировалась неизбежно  и классическая трагедия. В её прежнюю  рационалистическую холодность врывались  всё в большем изобилии нотки  чувствительности, её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической  живописностью. В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее  экзотические персонажи — средневековые  рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное. Долгое время, не желая мириться с восшествием новой драмы  — как формы "гибридной", Вольтер  кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического, считая это смешение законной чертой лишь "высокой комедии" и отвергая как "нехудожественный жанр" "слезливую драму", где только "слёзы". Долгое время, противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы "для всех сословий и всех званий" и формулируя по существу программу демократического театра; "чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей". К типу таких буржуазных пьес можно отнести "Право сеньора", "Нанина", "Расточитель" и др. 

 

3.3.3 Литературное  творчество: Поэзия

Вольтер начал в стиле  классической эпопеи, которая, как и  классическая трагедия, под его рукой  преображалась: вместо вымышленного героя  взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы —  понятия: любви, ревности, фанатизма. Продолжая  стиль героической эпопеи в "Поэме  о битве при Фонтенуа", прославляющей  победу Людовика XV, Вольтер затем  в "Орлеанской девственнице" (La Pucelle d’Orleans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму  до героического фарса и переходит  постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме  дидактической, к "рассуждению в  стихах" (discours en vers), к изложению  в форме поэмы своей моральной  и общественной философии ("Письмо о философии Ньютона", "Рассуждение в стихах о человеке", "Естественный закон", "Поэма о лиссабонской катастрофе").  

 

3.4 Германия: Гете

Первым значительным произведением  Гёте этой новой поры является "Гёц  фон Берлихинген" — драма, произведшая  на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого  произведения, написанного прозой в  манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует  национальную старину, драматизируя историю  рыцаря XVI в., а, сколько в том, что  эта драма, возникая за пределами  литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте — "О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!".

 

 

Заключение 

 

В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену  публицистам и идеологам в  культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция  разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская  революция пересмотрела статус разума.

Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно  быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив  от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников  в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как  альтернатива и противоядие в  борьбе с тоталитаризмом.

Но это совсем другая история………  

 

 

 

Список литературы

 

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.

2. Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.

3. В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.

4. Энциклопедия "Википедия"  

 

 

 

Приложение 

 

Значение слов  

 

1.  Гуманисты1 (от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений

2.  Атеизм2 (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

3.  Деизм3 (от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

4.  Масонство4 (франц. franc mason, англ. free mason — букв. "вольный каменщик")- религиозно-нравственное движение, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.

5.  Квази-церковь5 (от лат. quasi — якобы, как будто)- "мнимая", "ненастоящая" церковь, основана на учении масонов.

6.  Гносеология6 (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) - то же, что теория познания.

7.  Эмпиризм7 (от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.

8.  Сенсуализм8 (от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах".

9.  Онтология9 (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

10.  Позитивизм10 (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

11.  Догматизм11 (греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

12.  Либерализм12 (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

13.  Клерикализм13 - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

14. Рококо14 ("причудливый", "капризный"; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в., он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.


Информация о работе Культура эпохи просвещения