Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:40, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотреть тему «Культура и религия».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Проанализировать место религии в системе культуры;
Изучить тему религия как социокультурный институт;
Раскрыть судьбу религии в современном мире.
Введение………………………………………………………………...….……......3
1. Место религии в системе культуры…………………………………………......5
2. Религия как социокультурный институт…...........................................................9
3.Судьба религии в современном мире……………………………………….......15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………
Все сказанное
выше о теоретико-методологическом
своеобразии социологического изучения
религии вполне согласуется с
принятой ранее концептуальной моделью
анализа социальных явлений, требующей
рассматривать их во взаимосвязи трех
основных уровней культуры, социальной
системы и личности. Особенность социологического
анализа религии как социального института
в отличие от других социальных институтов,
например, семьи, заключается прежде всего
в том, что в религиозной практике большое
место всегда принадлежит ценностно-смысловым
аспектам. Да и само мировосприятие, поведение
и деятельность верующего значительно
отличаются от повседневной человеческой
жизнедеятельности, будучи проникнуты
особыми эмоциями, чувствами, переживаниями.
Отправной
точкой социологического изучения религии
должно быть правильное понимание и толкование
самого термина «религия», определение
его смыслового содержания. Это тем более
необходимо, что получившее распространение
в отечественной философско-атеистической
и социологической литературе толкование
религии как «искаженного и фантастического
отражения в сознании людей господствующих
над ними природных и социальных сил»,
является, по нашему убеждению. односторонним
и неточным. Нельзя признать справедливым,
соответствующим историческим фактам,
и другой распространенный в марксистском
религиоведении догмат, в котором главным
признаком религии объявлена вера в сверхъестественное.
[4]
Важнейшей целью религиозных организаций
является нормативное воздействие на
их членов, формирование у них определенных
целей, ценностей, идеалов. Осуществление
этих целей достигается посредством выполнения
ряда функций, выработки систематизированного
вероучения, разработки систем его защиты
и оправдания, руководства и осуществления
культовой деятельности, контроля и осуществления
санкций за исполнением религиозных норм,
ведения связей со светскими организациями,
государственным аппаратом и т.д.
Появление
религиозных организаций объективно обусловлено
развитием процесса институционализации,
одним из следствий которого является
усиление системных качеств религии, появление
собственной формы опредмечивания религиозной
деятельности и отношений. Решающую роль
в этом процессе сыграло выделение устойчивого
социального слоя, противостоящего основной
массе верующих—служителей культа, которые
становятся во главе религиозных институтов
и которые сосредоточивают в своих руках
всю деятельность по производству, трансляции
религиозного сознания и регуляции поведения
массы верующих.
В развитой
форме религиозные организации представляют
собой сложную централизованную и иерархизированную
систему — Церковь Внутренняя структура
такого института представляет собой
организационно оформленное взаимодействие
различных систем, функционирование каждой
из которых связано с формированием социальных
организации и учреждений, также имеющих
статус социальных институтов. В частности,
на уровне Церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемые системы. Первая
система включает в себя группу занимающихся
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
собственно религиозной деятельности
и отношений, контролем поведения, включающим
в себя разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая, подсистема включает
в себя массу верующих. Между этими подсистемами
существует система нормативно оформленных,
иерархически выдержанных отношений,
позволяющих осуществлять управление
религиозной деятельностью. Регулирование
этих отношений осуществляется при помощи
так называемых организационно-
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
3. Судьба религии в современном мире
Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию, возродить религиозность, божество как бы устраняется, или становится просто безличным воплощением высших духовных ценностей, необходимых для обеспечения гармонии в обществе.
Мыслителями ХХ века был произнесен приговор традиционной религии. Но это был приговор и традиционной культуре в целом, старой морали, прежним эстетическим представлениям. При этом понимание религии, то вроде бы кардинально изменяется, и она начинает описываться как «осознанная до конца вера в идеальные ценности» (С. Франк). И тогда она фактически отождествляется со вполне светской культурой на ее высшем уровне. То утверждается, что в наше время вся человеческая культура должна служить задаче строительства дома Божьего.
Но и в том и в другом случае сохранение человеческой культуры, ее смысл, ее развитие ставятся в зависимость от веры.
К ХХ веку, была достигнута высокая степень абстракции ценностей жизни, определяющих ее смысл: абстракции Бога (будь то Христос, Будда или Бог мусульман), абстракции идеального типа общества (будь это коммунизм или Всеединство Вл.Соловьева), абстракции идеального Человека (или группы, слоя, класса). И именно в этот исторический момент появилось странное представление о том, что Бог умер. Ф. Ницше, ярче всех выразивший эту странность, был, по-видимому, более прав, чем даже сам предполагал.
Если это так, то выбор между верой и неверием должен быть сделан обязательно и конечно, в пользу веры в Бога.
Но, во-первых, вера в Бога так же, как и вера в коммунизм, вовсе не гарантия нравственного совершенства, а неверие вовсе не непременный признак безнравственности. Самая искренняя вера в ценности абсолютного порядка как раз и вела чаще всего к страшным результатам в жизни общества.
Нужна ли в перспективе человечеству вера в единого Бога? О перспективе говорится не за тем, чтобы погадать: так будет или этак. А затем, чтобы думая о сегодняшних шагах, которые предпринимаются обществом через государственные или иные организации, не забывали о будущем, том будущем, при котором в едином человечестве сохранятся очень и очень разные люди и даже разные их группы. Что же в качестве идеала может их объединять, какие ценности могут быть основой разнообразного, богатого единства, к чему-то направленного и осмысленного? Таким идеалом, такой высшей ценностью и мерой может быть только отдельный человек. Его жизнь, его творчество, его свобода – это и есть смысл жизни, творчества и свободы человечества.
Сегодня у людей, живущих
на нашей планете, общие проблемы,
и они одинаково ищут способы
их решения. Многие из этих проблем
они могут решить только сообща,
только найдя возможность
Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.
Заключение
Религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.
Закончим словами русского религиозного философа С.Н.Трубецкого. «Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно также определить его как животное, верующее… Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование его представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним». Люди приходят к вере, отходят от нее сами или отстраняются насильственно и вновь возвращаются к ней.
Список использованной литературы
ОТЗЫВ
на контрольную работу (проект)
Факультет: Культуры, группа № P-PR1_________________________
факультет, курс, № группы
Наименование темы: «Культура и религия»______________________
«____» __________________200__г.
«____» __________________2012