Культура и природа как две формы бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:25, реферат

Краткое описание

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Культура и природа как две формы бытиz.docx

— 13.97 Кб (Скачать)

Культура и природа  как две формы бытия.  
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:  
- непосредственное присвоение человеком объектов природы  
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.  
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:  
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда  
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.  
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».  
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на  культуру.  
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.  
Природа влияет на материальную культуру:  
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства  
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда  
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества  
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.  
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.  
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.  
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».  
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на  природу.  
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:  
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).  
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).  
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.  
Причины образования ноосферы:  
- экспансия разума во все уголки вселенной  
- объединение человечества  
- развитие науки

4. Экологический кризис.  
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:  
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.  
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.  
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.  
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.  
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.  
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.  
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.


Информация о работе Культура и природа как две формы бытия