Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

В Оксфордском словаре указывается на то, что слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 году. Термин «culturology» первым употребил в 1949 г. американский антрополог Лесли Уайт (1900—1975). После этого термин «культурология» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг.

Файлы: 1 файл

КТО ВВЕЛ ТЕРМИН КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

         Особая область  первобытного искусства — орнамент.

         Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. Художники высокоразвитых земледельческих  культур не копируют природу. Она  отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности. Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре.

         Организовывать, перестраивать  и осваивать окружающую среду  по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Несколько позже — в период древневосточных цивилизаций — архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др. 

  1. Охарактеризуйте даосизм и конфуцианство.

         Даосизм - китайское  традиционное учение. Основатель- Лао-Цзы, он же создатель книги «О пути и силе». В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. Развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками. Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в последнем даосизме – бессмертия). У китайцев долголетие ценится как знак того, что человек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется естественному порядку вещей, принимая все радости и невзгоды как должное.

         Основные положения  конфуцианства были разработаны  философом Кун-цзы (Кун Цю, Кун  Чжунни, Кун Фу-цзы - отсюда и латинизированное Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены в его трактате Лунь юй (Беседы и суждения). Его учение отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

         Исходным положением конфуцианства является концепция  Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо  это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао[9], а также совершенствовать эти качества посредством образования. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип - "чего не желаешь себе, того не делай другим". Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности.

         Особое место в  учении Конфуция занимает концепция  сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья).

         Немалое значение придается  и юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится  ли (этикету) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в  разных жизненных ситуациях.

         Основой учения о  четком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин - "исправления имен", т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.

    10. Какие художественные стили возникли в эпоху средневековья?

         Для Западной Европы периода Раннего Средневековья  был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца 10 в. Сам же термин «романский» был  введен в научный оборот в начале 19в. французскими археологами, которые  увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры является собор Нотр – Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

         Для росписи и  скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций  в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

         К концу 12 в. романский  стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к 13 – 15 вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, окрашенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.

         Снаружи и изнутри  соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими  наиболее характерную черту готики – устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франции). 
     
     

                    11. Основные особенности культуры эпохи Просвещения.

         Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первых характерный признак эпохи Просвещения.

         Избавления от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу удержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.

         Неудивительно, что  религия в той форме, в какой  преподносила ее церковь, казалась просветителям  – атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей – деистов Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

         Благодаря достижениям  естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок  миновало, что все тайны минования  раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным  человеческому разуму законам. Победа разума – второй характерный признак эпохи.

         Третий характерный  признак эпохи Просвещения –  исторический оптимизм.

         Эпоха просвещения  по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

         Ориентиром для  создания утопии 18 в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности  и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

         Возрожденческий идеал  свободной личности приобретает  атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем  месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. 

             

 

               12. Охарактеризуйте особенности стиля реализм.

         В 19 в. впервые в  истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, по истине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30 – 40-е гг. 19в.

         В реалистическом освещении  является действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетический свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

         К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

         Реализм возник во Франции  и Англии в условиях утвердившихся  капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое  отношение к нему писателей –  реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей – реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. 

    13. Каковы основные направления модернизма (авангардизма)?

         Термин «модернизм»  происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный). Модернизм – собирательное обозначение  всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.).

Информация о работе Культура и цивилизация